Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 30 июля 2007 17:30      322

Без помощи Петербурга Олимпиада в Сочи могла бы не состояться

Многие россияне испытали чувство гордости, когда была объявлена Олимпийская столица 2014 года. За этой, казалось бы, довольно не очень сложной победой скрывается труд сотен людей. В том числе и петербургских специалистов, без которых Сочи мог бы и не стать Олимпийским.

Один из самых важных технических моментов соревнований - даже не подготовленность трассы или катка, а транспортное сообщение между спортивными объектами. Всего 14 дней Олимпиады и 3 дня заезда участников и зрителей должны быть в буквальном смысле слова рассчитаны по минутам. Этим занимались специалисты петербургского «Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ).

Перед ними была поставлена задача разработать концепцию транспортного развития Олимпийского города. Несмотря на свой небольшой возраст, а институту всего 11 лет, за плечами его сотрудников успешный опыт по созданию всевозможных проектов для многих регионов России. В частности, для Петербурга НИПИ ТРТИ участвовал в разработке проектов Орловского тоннеля, Западного Скоростного диаметра, разрабатывал разделы транспортной концепции Генерального плана Петербурга, концепции развития метрополитена до 2015 года, линии ускоренного движения трамвая по проспекту Просвещения, между станцией метро Ладожская и Ржевкой, проект «Надземного экспресса» и многое другое.

"Разработать транспортную концепцию Олимпиады - это был только первый этап. Нашему институту пришлось защищать его перед комиссией МОК. Ведущие мировые эксперты задавали вопросы. Сначала они не верили в возможность реализации нашего проекта. Но наши аргументы смогли их убедить", - рассказывает генеральный директор НИПИ ТРТИ Александр Солодкий. Основным экзаменом стала проверка города-претендента комиссией из 17 членов Международного Олимпийского комитета. В ее составе был и крупный специалист по транспорту, который оценивал не просто проект, но и возможность строительства каждого объекта в указанные сроки. В течение 5 дней специалисты НИПИ ТРТИ перешли на ночной график работы. Вечером они получали вопросы, на которые к утру должны были дать ответы. Вопросы касались как технических сторон, так и, казалось бы, простых вещей: «А что будет, если у вас случится ДТП на этом участке?». Но на все эксперты получили ответы, которые, если судить по результату, вселили в них уверенность, что город будет готов к Играм.

По словам заместителя руководителя департамента городских транспортных систем Елены Ноговой, пожалуй, впервые в проекте были учтено то, что в городе Сочи есть местное население, которое на время проведения Олимпиады вряд ли захочет покинуть родные пенаты. Для Сочи специалистам института удалось развести транспортные потоки из местных жителей и 180 тысячную «армию олимпийцев», которая оккупирует город больше чем на две недели, увеличив его население вдвое.

Всех спортсменов, тренеров, вспомогательный персонал, зрителей, которые купили билеты, и случайных зрителей разбили на категории. Каждая группа передвигается на своём виде транспорта в строго определённое время. Механизм должен работать как часы, без сбоев и задержек. Специалисты просчитали перемещения всех групп многократно. Всё время Олимпийских игр было разбито на получасовые отрезки, по которым и проводился расчёт.

Подумали организаторы и том, чтобы все построенные объекты служили бы жителям и гостям Сочи после окончания игр. Для Олимпиады построят множество мостов, десятки километров автомобильных дорог, пробьют около 6 километров тоннелей. В Красную поляну собираются проложить новую железную дорогу для легкорельсового транспорта (ЛРТ), который чем-то будет напоминать трамвай, только не наш петербургский, а зарубежный. Конкретный тип подвижного состава не определён до конца, поскольку трасса имеет довольно большой уклон, ведь будет проложена в горы. Коснутся изменения и существующей железнодорожной ветки вдоль Чёрного моря. Её должны реконструировать «Российские железные дороги», превратив из однопутной в двухпутную и тем самым увеличив её пропускную способность.

Немаловажным является и тот факт, что ресурсы строительных материалов города Сочи очень скудны. В окрестностях нет своих карьеров, в которых бы добывали щебень и песок. НИПИ ТРТИ проработало и этот вопрос. В частности, для подвоза грузов будет построен порт, который впоследствии превратится из грузового терминала в пассажирский.

Как уже понятно, транспортные потоки будут разделены между железной дорогой и автомобильными дорогами. Иного решения придумать было невозможно ввиду того, что город растянулся вдоль побережья на 140 километров, при этом он зажат между горами и морем. Строить новые дороги или расширять до бесконечности существующие просто негде. В чём-то эта проблема знакома и Петербургу с его историческим центром, где увеличить пропускную способность улично-дорожной сети за счёт расширения улиц, например, при снятии трамвайных путей, можно лишь на одну полосу, но заторы при этом не пропадают. Для олимпийского Сочи специалисты предложили систему, которая базируется прежде всего на общественном транспорте. В проекте НИПИ ТРТИ учтено необходимое количество автобусов, даны предложения по работе всех видов общественного транспорта. По подсчетам петербургских специалистов только автобусный парк города необходимо увеличить на 2 000 автобусов. Для этих целей разработан и будет построен новый подвижной состав, который уже отвечает европейским требованиям 4 человека на 1 кв. м. Использование же личного автотранспорта ограничат. В 2008 году будет построена первая очередь окружной дороги, а к 2010 году - 20-километровая четырехполосная дорога в обход Сочи. Требования ко всем дорогам: способность пропускать не менее 10 000 автомобилей в час.

Всего на строительство транспортной инфраструктуры столицы Олимпиады будет потрачено 200 млрд. рублей. При разработке проекта НИПИ ТРТИ не был ничем ограничен, перед специалистами была поставлена одна единственная задача – Сочи должен принять Олимпиаду в 2014 году, а без транспортного комплекса это невозможно.

Но расслабляться ещё рано, ведь впереди всего 6 лет, за которые надо возвести всё то, что было указано в транспортном разделе заявочной книги города-претендента. Ведь в противном случае эти Олимпийские игры могут стать «последними» на многие десятилетия.

Перед петербуржцами стоит задача не только подготовить спортсменов, которые «возьмут» как можно больше золота на Играх, но сделать соревнования и проезд на них максимально удобными и комфортными для всех участников и зрителей. Первый этап Петербург выполнил с успехом. Хотя, наверное, где-то в глубине души город очень сильно завидует Сочи. Подобные инвестиции совершенно точно бы улучшили транспортную ситуацию в северной столице. Но пока Петербург использует разработки НИПИ ТРТИ только тогда, когда это удобно. Тем временем достаточно много задумок и проектов, которые бы избавили город от заторов или хотя бы ослабили их натиск, были убраны «в стол».

Владимир Федоров,
Фонтанка.ру