Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 июля 2007 18:52      281

Работники «Балтийского завода» пригрозили депутатам бунтом

Перспективы развития судостроения в Петербурге обсудили депутаты Законодательного собрания и представители отрасли. Рекомендации, выработанные на заседании, возможно, смутят федеральных и городских чиновников. Ведь депутаты предложили Госдуме до 2008 года принять закон о судостроении, а правительству РФ задуматься о приобретении в госсобственность «Балтийского завода».

Необходимость законотворчества народным избранникам долго обсуждать не пришлось. Все участники заседания были единодушны в том, что нормативный документ должен быть одобрен. Со сроками попросили поторопить сами судопроизводители. В итоге решили просить Госдуму назначить слушания еще в текущем году, а также пересмотреть налоговое законодательство и предоставить заводам, строящим корабли, «землепользовательские» льготы.

Те шаги, которые федеральные и местные власти делают сейчас навстречу судостроительству в нашем городе, на слушаниях оценили в целом позитивно. В ЗакСе поддержали инициативу президента по созданию «Объединенной судостроительной корпорации». В настоящее время эта группа образуется на базе Невского конструкторского бюро. В ее состав войдут такие крупные предприятия как «Адмиралтейские верфи», Судостроительный завод, «Северная верфь», Калининградский завод «Янтарь» и нижегородский «Красный сокол». 21 июля объединение должно быть официально зарегистрировано, а уже в середине сентября группа представит первый отчет о своей деятельности президенту.

Это могло бы говорить о намечающихся подвижках в развитии судостроения, если бы не «однобокость», характеризующая объединение. В него не включили крупнейшее машино- и судостроительное предприятие Петербурга «Балтийский завод». Организаторы ОАО объяснили существующее положение вещей «подвешенным» состоянием, в котором находится предприятие.

Напомним, что «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), собственник завода, зарегистрированный в Москве, планирует до конца 2011 года перенести основные мощности предприятия на «Северную верфь». На месте «Балтийского завода» по планам инвестора должен появиться квартал элитного жилья. Такие перспективы, разумеется, тормозят развитие судостроительного гиганта. Деловые партнеры отказываются заключать сделки с предприятием, которое вот-вот расформируют, заводу не позволяют участвовать в тендерах, специалисты уходят, опасаясь попасть под сокращение в ходе «реорганизации».

Его руководители не верят в возможность создания «суперверфи», о которой говорят собственники. Они считают, что «Северная верфь» не обладает достаточным потенциалом для слияния с «Балтийским заводом». Эксперты предрекают крах обоих предприятий. Ведь если начать реконструировать и развивать «Северную верфь» под те мощности, которые необходимы «Балтийскому заводу», то предприятие не сможет полноценно работать и потеряет важные для себя контракты с Министерством обороны. Потеряет во многом и сам завод. На новом месте он больше не сможет производить «глубокосидящие» суда, так как «Северная верфь» не имеет фарватера, необходимого для строительства тяжелых кораблей. Ее ресурсы позволяют производить суда водоизмещением до 20 тысяч тонн, тогда как расположение «Балтийского завода» дает возможность строить ледоколы - до 100 тысяч тонн.

Сейчас, по словам Олега Шуляковского, заместителя руководителя группы организации ОАО «Объединенная строительная корпорация», судьба двух предприятий в руках государства, держателя «золотой акции». Власть, как член совета директоров, должна, по мнению чиновника, заблокировать принятие решения по «переносу» «Балтийского завода».

Среди рычагов городской власти, способных оказать влияние на процесс, депутаты ЗакСа назвали Генплан. В документе указано, что территория завода является «существующей сохраняемой производственной зоной», и депутаты выразили надежду на то, что город не станет менять промзону на жилую застройку.

Но даже если собственнику не удастся провести «переселение», он постарается, по словам председателя профсоюзного объединения судостроителей Николая Чалова, разрушить структуру предприятия изнутри. Его гибель, по мнению Николая Сергеевича, может привести к непредсказуемым последствиям. На предприятии работают тысячи человек. Закрытие завода и «роспуск» специалистов приведут к городскому бунту.

С представителем профсоюза согласился председатель постоянной комиссии городского парламента по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский. Депутат отметил, что собственник «разваливает завод» и ведет «распродажу» социальных объектов. Так, ОПК уже «избавилась» от пионерского лагеря. «Место детского отдыха предприниматели продали очень уж дешево», - заметил Александр Сергеевич. И сразу же получил ответ коллег: «Продали сами себе».

Верно ли предположение, выяснить не удалось. Ни представители холдинга, ни руководители «Северной верфи» на слушания не явились. Генеральный директор «Верфи» Андрей Фомичев сослался на занятость, а московские предприниматели перед местными чиновниками и вовсе не отчитались.

Однако в пресс-службе корпорации «Фонтанке» сообщили, что объединению мнение петербургских чиновников небезразлично. Его руководители примут к сведению рекомендации властей, но отказываться от своего проекта пока не намерены. Единственное, что может заставить москвичей сменить политику в отношении завода - решение федеральных властей.

Зная о такой позиции инвестора, директоры на совещании говорили как раз об обращении к федеральным чиновникам. Представители «Балтийского завода» все же смогли убедить депутатов внести в список рекомендаций к правительству Российской Федерации вопрос о рассмотрении возможности выкупа промышленного объекта в госсобственность.

Справка.
Балтийский завод был основан в 1856 году и в течение полутора веков являлся одним из ведущих судостроительных заводов России. Завод специализируется на строительстве военных кораблей, крупнотоннажных гражданских судов для перевозки различных грузов и ледоколов (с ядерными и дизельными энергетическими установками) и осуществляет строительство грузопассажирских судов, танкеров для перевозки химических грузов, балкеров и др.
На его базе работают прогрессивные проектно-конструкторские службы, что позволяет предприятию выпускать широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим судостроительным предприятиям. Завод изготавливает теплообменное оборудование для атомных электростанций, является поставщиком цветного и стального литья.
Балтийский завод расположен на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева и занимает территорию площадью более 65 Га. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и крытым эллингом. Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.
В настоящее время портфель машиностроительных заказов Балтийского завода составляет около 4 миллиардов рублей.

Маша Могилевская,
Фонтанка.ру

Ранее по теме:
Путин считает необходимым поддержать гражданское судостроение
Корабелы пострадали за письмо Кумарину и заботу о флот
В развитие судостроения до 2015 года государство вложит 140 миллиардов рублей
Объединенная судостроительная корпорация займется перевооружением