Чуть менее года назад, 6 июля, на стадионе имени Кирова прошёл матч футбольной Премьер лиги, который стал для старика-стадиона последним. Спустя месяц начались работы по его демонтажу. Попрощаться со стадионом и посмотреть игру любимой команды пришло около 35 тысяч болельщиков. Возможно, их могло быть и больше, но часть трибун уже лишилась к тому времени посадочных мест и несколько секторов пустовали.
21 мая, отвечая на вопросы читателей одной из городских газет, губернатор Матвиенко заявила, что уже в этом году будут демонтированы трамвайные пути на Крестовском острове, поскольку необходимости в этом виде транспорта там нет. Кто же так успешно подсказал решение о демонтаже некогда крупнейшей трамвайной станции нашего города на Крестовском острове? И как связаны между собой, казалось бы, разные вещи стадион и трамвайная линия.
В 60-х годах уже прошлого века стадион имени Кирова вмещал порядка 70 тысяч человек. На нём проводились все главные футбольные встречи в нашем городе. Стадион им. В.И.Ленина, а ныне «Петровский» был, что называется, на подхвате, поскольку способен вместить лишь чуть больше 20 тысяч зрителей. Вспомним, что станция метро «Крестовский остров» была открыта только 3 сентября 1999 года. В дни проведения матча весь город жил в особом режиме. Только в отличие от нынешних дней, специальный режим отличался не только усиленным несением службы сотрудниками правоохранительных органов, а также особым расписанием движения городского общественного транспорта. Трамвайные поезда из всех районов города меняли свой маршрут и направлялись в одну точку – конечная станция «Приморский парк победы». На стадион болельщики могли попасть из любой точки города, достаточно было дождаться вагона, имеющего помимо штатного номера маршрута специальную табличку за лобовым стеклом.
Для приёма такого большого количества вагонов и пассажиров был построен самый крупный трамвайный вокзал в СССР, оборудованный специальными светофорами, способный принимать до 120 пар трамвайных поездов в час. Всё работало чётко, как механизм швейцарских часов и к свистку арбитра, извещавшему о начале спортивного состязания, десятки тысяч зрителей уже были на своих местах. Спустя два с небольшим часа громадная армия болельщиков устремлялась обратно к трамвайной станции. Кто-то шёл ещё на одно кольцо, которое находилось в другой стороне, рядом с входом в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). С острова тянулись две независимые, но связанные технической перемычкой, трамвайные линии. Одна из них существует и по сей день. Именно над ней нависла угроза демонтажа. Вторая была закрыта одновременно с разбором трамвайных путей на Пионерской улице 22 июля 2002 года. А 1 октября того же года была ликвидирована конечная станция ЦПКиО.
На сегодняшний день к стадиону ведут две автомобильные дороги. Но на сам остров можно попасть либо по узкой извилистой дорожке, минуя правительственные дачи на Каменноостровском проспекте, либо через улицу Большую Зеленина и затем на Большой Крестовский мост. Лазаревский мост, бывший трамвайный, построенный в 1947 году, сегодня закрыт для движения автотранспорта. Его обещают перестроить в ближайшем будущем, однако ширина Пионерской улицы вряд ли позволит сделать его шире 4-х полос. Аналогичная ситуация и ещё с одним деревянным мостом, Большим Петровским, который ведёт на Петровскую косу. Его закрыли несколько лет назад. В проекте Западного скоростного диаметра, съезд на Крестовский остров не значится, поскольку потребует дополнительных масштабных капиталовложений.
Вернёмся к новейшей истории. Некоторые болельщики для приезда на матч решили использовать личный автотранспорт. И если с приездом особых проблем не было, а образовывавшиеся заторы казались для многих делом привычным, то обратный путь стал тяжёлым испытанием. Даже звёзды нашей футбольной команды, которые ездят на личные машинах и приезжают на фирменном автобусе «Зенит», не смогли покинуть остров. Пробка не позволила даже покинуть пределы территории стадиона. По слухам, которые мгновенно разносятся на массовых мероприятиях, станцию метро «Крестовский остров» закрыли для входа пассажиров. Реки болельщиков хлынули через ЦПКиО в сторону «Старой деревни», и через Петровскую косу к станции метро «Спортивная». А «счастливые» обладатели четырёхколёсных друзей, ещё долго стояли в двухкилометровой пробке.
Итак, генеральная репетиция регулярных заторов, которые ждут Крестовский остров после строительства стадиона, успешно прошла. Думается, что обладатели элитных квартир были не очень рады созерцать под своими окнами в вечерний час громадное скопление автотранспорта. Возможно, именно возведение этих домов и послужило причиной закрытия одной трамвайной линии и скорый демонтаж другой. И жителей этих домов можно понять. Наш сегодняшний трамвай представляет собой жалкое зрелище. Вагоны с дизайном 60-х годов, по которым безжалостно потопталось время, и прошлась небрежная кисть маляра, далеки от идеала сегодняшних дней. Многие, побывав за границей, видели европейский трамвай – лёгкий, бесшумный, низкопольный. Дизайн новых вагонов поспорит с самыми последними концепт-карами ведущих автоконцернов. И что самоё главное, рядом с европейскими стадионами вы не увидите парковок на 20 или даже 30 тысяч автомобилей. Болельщики в основной своей массе добираются до стадиона на общественном транспорте, а ведь некоторые стадионы могут дать фору по вместимости фанатов тому, который сейчас возводят на Крестовском острове.
До открытия сооружения осталось около 2-х лет. За это время можно построить современную трамвайную линию, которая обойдётся несоизмеримо дешевле для городского бюджета, нежели возведение многоярусных паркингов, проектирование развязок и строительство новых мостов на Крестовский остров. Если удастся соблюсти европейскую технологию, то трамвай не будет досаждать жителям элитных кварталов, а быть может они даже начнут использовать его для поездок на «большую землю». Практика многих зарубежных городов показывает, что стоимость недвижимости рядом с трамвайными линиями возрастает, поскольку наличие удобного городского транспорта под боком даже в дорогих кварталах – это большой плюс у европейцев. Трамвай избавляет от необходимости искать место для парковки. А для нашего города – это одна из насущных проблем.
Озаботился ли кто-нибудь из чиновников городской администрации вопросом «Как будут попадать на стадион тысячи болельщиков?». Или как обычно, по старой доброй традиции, будут в последний момент подвозить желающих на автобусах китайского производства, которые уже сейчас, спустя год с небольшим после начала эксплуатации, дымят как двадцатилетние «КамАЗы».
Очень незаметно в средствах массовой информации прошло заявление Кишо Курокавы, архитектора разработавшего концепцию нового стадиона, что в его проекте предусмотрена лишь небольшая парковка на тысячу с небольшим автомобилей для обслуживающего персонала и членов команды. Человек с мировым именем не первый раз занимается проектированием крупнейших спортивных сооружений. И он не случайно отметил, что приехать на стадион на машине – это утопия, поскольку в этом случае потребуется гигантское пространство под размещение всего автотранспорта болельщиков. Таким образом, проект планировки стадиона предусматривает наличие парковки на 1200 парковочных мест.
Попробуем произвести небольшие подсчёты. Согласно СНиПу, на одно машиноместо отводится 25-30 кв.м., если это наземная стоянка, и около 10 кв.м, если это пятиэтажный паркинг. В случае если действительно следовать рекомендациям СНиПа, то парковка должна быть рассчитана не менее чем на треть от вместимости стадиона, то есть на 20 тысяч автомобилей. Для этих целей потребуется отвести около 60 Га для наземной парковки или около 20 Га для многоэтажного паркинга - это практически нереально. А теперь добавим сюда строительство новых дорог, мостов, чтобы они смогли пропустить через себя такое количество транспорта. Кроме этого, еженедельное посещение острова таким количеством автомобилей может негативно сказаться на экологической обстановке.
Строительство трамвайной линии – это не панацея. В данном случае должно быть принято комплексное решение, которое бы позволило болельщикам выбрать наиболее удобный транспорт. Скорее всего, система должна включать три компонента: метро, трамвай и личный автомобиль. Если равномерно распределить нагрузку, то получится всего по 20 тысяч зрителей. За час по наклонному ходу станции метро «Крестовский остров» может спуститься не более 25 тысяч пассажиров (3 эскалатора по 7-9 тысяч пассажиров). Трамвайная линия способна провезти по своим рельсам до 30 тысяч пассажиров в час. Пропускная способность дорог и мостов с Крестовского острова для 5 тысяч автомобилей (при условии, что в каждой машине не менее 2-3 болельщиков) в час вполне реальна, как и площадь под парковку для них. Таким образом, для каждого вида транспорта потребуется не более часа, чтобы всех увезти с острова, а если учесть, что будет происходить рассредоточение зрителей, то такое решение позволит избежать давок и необходимости возведение милицейских кордонов.
Самое время выйти на сцену комитету по транспорту, которому придётся «разрулить» сложившуюся ситуацию.
Готовь сани летом, а транспортную инфраструктуру до того, как построили стадион или район. Именно эта поговорка должна стать руководствуем к действию для чиновников городской администрации. Проблемы надо не решать, а не допускать их появления. Для того, чтобы избежать транспортного коллапса и экологической катастрофы в одном отдельно взятом районе на сегодняшний день еще есть все возможности.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
По теме:
Новый стадион «Зенита» растет на глазах
21 мая, отвечая на вопросы читателей одной из городских газет, губернатор Матвиенко заявила, что уже в этом году будут демонтированы трамвайные пути на Крестовском острове, поскольку необходимости в этом виде транспорта там нет. Кто же так успешно подсказал решение о демонтаже некогда крупнейшей трамвайной станции нашего города на Крестовском острове? И как связаны между собой, казалось бы, разные вещи стадион и трамвайная линия.
В 60-х годах уже прошлого века стадион имени Кирова вмещал порядка 70 тысяч человек. На нём проводились все главные футбольные встречи в нашем городе. Стадион им. В.И.Ленина, а ныне «Петровский» был, что называется, на подхвате, поскольку способен вместить лишь чуть больше 20 тысяч зрителей. Вспомним, что станция метро «Крестовский остров» была открыта только 3 сентября 1999 года. В дни проведения матча весь город жил в особом режиме. Только в отличие от нынешних дней, специальный режим отличался не только усиленным несением службы сотрудниками правоохранительных органов, а также особым расписанием движения городского общественного транспорта. Трамвайные поезда из всех районов города меняли свой маршрут и направлялись в одну точку – конечная станция «Приморский парк победы». На стадион болельщики могли попасть из любой точки города, достаточно было дождаться вагона, имеющего помимо штатного номера маршрута специальную табличку за лобовым стеклом.
Для приёма такого большого количества вагонов и пассажиров был построен самый крупный трамвайный вокзал в СССР, оборудованный специальными светофорами, способный принимать до 120 пар трамвайных поездов в час. Всё работало чётко, как механизм швейцарских часов и к свистку арбитра, извещавшему о начале спортивного состязания, десятки тысяч зрителей уже были на своих местах. Спустя два с небольшим часа громадная армия болельщиков устремлялась обратно к трамвайной станции. Кто-то шёл ещё на одно кольцо, которое находилось в другой стороне, рядом с входом в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). С острова тянулись две независимые, но связанные технической перемычкой, трамвайные линии. Одна из них существует и по сей день. Именно над ней нависла угроза демонтажа. Вторая была закрыта одновременно с разбором трамвайных путей на Пионерской улице 22 июля 2002 года. А 1 октября того же года была ликвидирована конечная станция ЦПКиО.
На сегодняшний день к стадиону ведут две автомобильные дороги. Но на сам остров можно попасть либо по узкой извилистой дорожке, минуя правительственные дачи на Каменноостровском проспекте, либо через улицу Большую Зеленина и затем на Большой Крестовский мост. Лазаревский мост, бывший трамвайный, построенный в 1947 году, сегодня закрыт для движения автотранспорта. Его обещают перестроить в ближайшем будущем, однако ширина Пионерской улицы вряд ли позволит сделать его шире 4-х полос. Аналогичная ситуация и ещё с одним деревянным мостом, Большим Петровским, который ведёт на Петровскую косу. Его закрыли несколько лет назад. В проекте Западного скоростного диаметра, съезд на Крестовский остров не значится, поскольку потребует дополнительных масштабных капиталовложений.
Вернёмся к новейшей истории. Некоторые болельщики для приезда на матч решили использовать личный автотранспорт. И если с приездом особых проблем не было, а образовывавшиеся заторы казались для многих делом привычным, то обратный путь стал тяжёлым испытанием. Даже звёзды нашей футбольной команды, которые ездят на личные машинах и приезжают на фирменном автобусе «Зенит», не смогли покинуть остров. Пробка не позволила даже покинуть пределы территории стадиона. По слухам, которые мгновенно разносятся на массовых мероприятиях, станцию метро «Крестовский остров» закрыли для входа пассажиров. Реки болельщиков хлынули через ЦПКиО в сторону «Старой деревни», и через Петровскую косу к станции метро «Спортивная». А «счастливые» обладатели четырёхколёсных друзей, ещё долго стояли в двухкилометровой пробке.
Итак, генеральная репетиция регулярных заторов, которые ждут Крестовский остров после строительства стадиона, успешно прошла. Думается, что обладатели элитных квартир были не очень рады созерцать под своими окнами в вечерний час громадное скопление автотранспорта. Возможно, именно возведение этих домов и послужило причиной закрытия одной трамвайной линии и скорый демонтаж другой. И жителей этих домов можно понять. Наш сегодняшний трамвай представляет собой жалкое зрелище. Вагоны с дизайном 60-х годов, по которым безжалостно потопталось время, и прошлась небрежная кисть маляра, далеки от идеала сегодняшних дней. Многие, побывав за границей, видели европейский трамвай – лёгкий, бесшумный, низкопольный. Дизайн новых вагонов поспорит с самыми последними концепт-карами ведущих автоконцернов. И что самоё главное, рядом с европейскими стадионами вы не увидите парковок на 20 или даже 30 тысяч автомобилей. Болельщики в основной своей массе добираются до стадиона на общественном транспорте, а ведь некоторые стадионы могут дать фору по вместимости фанатов тому, который сейчас возводят на Крестовском острове.
До открытия сооружения осталось около 2-х лет. За это время можно построить современную трамвайную линию, которая обойдётся несоизмеримо дешевле для городского бюджета, нежели возведение многоярусных паркингов, проектирование развязок и строительство новых мостов на Крестовский остров. Если удастся соблюсти европейскую технологию, то трамвай не будет досаждать жителям элитных кварталов, а быть может они даже начнут использовать его для поездок на «большую землю». Практика многих зарубежных городов показывает, что стоимость недвижимости рядом с трамвайными линиями возрастает, поскольку наличие удобного городского транспорта под боком даже в дорогих кварталах – это большой плюс у европейцев. Трамвай избавляет от необходимости искать место для парковки. А для нашего города – это одна из насущных проблем.
Озаботился ли кто-нибудь из чиновников городской администрации вопросом «Как будут попадать на стадион тысячи болельщиков?». Или как обычно, по старой доброй традиции, будут в последний момент подвозить желающих на автобусах китайского производства, которые уже сейчас, спустя год с небольшим после начала эксплуатации, дымят как двадцатилетние «КамАЗы».
Очень незаметно в средствах массовой информации прошло заявление Кишо Курокавы, архитектора разработавшего концепцию нового стадиона, что в его проекте предусмотрена лишь небольшая парковка на тысячу с небольшим автомобилей для обслуживающего персонала и членов команды. Человек с мировым именем не первый раз занимается проектированием крупнейших спортивных сооружений. И он не случайно отметил, что приехать на стадион на машине – это утопия, поскольку в этом случае потребуется гигантское пространство под размещение всего автотранспорта болельщиков. Таким образом, проект планировки стадиона предусматривает наличие парковки на 1200 парковочных мест.
Попробуем произвести небольшие подсчёты. Согласно СНиПу, на одно машиноместо отводится 25-30 кв.м., если это наземная стоянка, и около 10 кв.м, если это пятиэтажный паркинг. В случае если действительно следовать рекомендациям СНиПа, то парковка должна быть рассчитана не менее чем на треть от вместимости стадиона, то есть на 20 тысяч автомобилей. Для этих целей потребуется отвести около 60 Га для наземной парковки или около 20 Га для многоэтажного паркинга - это практически нереально. А теперь добавим сюда строительство новых дорог, мостов, чтобы они смогли пропустить через себя такое количество транспорта. Кроме этого, еженедельное посещение острова таким количеством автомобилей может негативно сказаться на экологической обстановке.
Строительство трамвайной линии – это не панацея. В данном случае должно быть принято комплексное решение, которое бы позволило болельщикам выбрать наиболее удобный транспорт. Скорее всего, система должна включать три компонента: метро, трамвай и личный автомобиль. Если равномерно распределить нагрузку, то получится всего по 20 тысяч зрителей. За час по наклонному ходу станции метро «Крестовский остров» может спуститься не более 25 тысяч пассажиров (3 эскалатора по 7-9 тысяч пассажиров). Трамвайная линия способна провезти по своим рельсам до 30 тысяч пассажиров в час. Пропускная способность дорог и мостов с Крестовского острова для 5 тысяч автомобилей (при условии, что в каждой машине не менее 2-3 болельщиков) в час вполне реальна, как и площадь под парковку для них. Таким образом, для каждого вида транспорта потребуется не более часа, чтобы всех увезти с острова, а если учесть, что будет происходить рассредоточение зрителей, то такое решение позволит избежать давок и необходимости возведение милицейских кордонов.
Самое время выйти на сцену комитету по транспорту, которому придётся «разрулить» сложившуюся ситуацию.
Готовь сани летом, а транспортную инфраструктуру до того, как построили стадион или район. Именно эта поговорка должна стать руководствуем к действию для чиновников городской администрации. Проблемы надо не решать, а не допускать их появления. Для того, чтобы избежать транспортного коллапса и экологической катастрофы в одном отдельно взятом районе на сегодняшний день еще есть все возможности.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
По теме:
Новый стадион «Зенита» растет на глазах