По информации Администрации морского порта Санкт-Петербурга, сегодня утром в порт прибыло немецкое судно «Доггерсбанк». Как сообщает «Фонтанке» пресс-служба Санкт-Петербургского отделения «Гринпис», на его борту находится до 500 тонн радиоактивных отходов - отвального гексафторида урана (ОГФУ).
В порту груз будет перегружен на железнодорожный состав и через территорию Петербурга проследует на предприятие «Изотоп», в поселок Кавголово Ленинградской области. После ОГФУ отправят в Сибирь на одно из предприятий, перерабатывающих радиоактивные отходы в Челябинской, Томской, Иркутской областях или Красноярском крае.
По данным «Гринписа», в Россию из Западной Европы уже ввезено около 100 тысяч тонн обедненного гексафторида урана – якобы на дообогащение. Известно, что из всего количества урановых «хвостов», ввезенных в Россию обогащается и направляется обратно за рубеж около 10%, еще 20% используются, а оставшиеся 70% навсегда остаются храниться в нашей стране, так как не подлежат дальнейшему использованию.
Сегодня в России нет технологий и заводов по утилизации отходов, образующихся в результате дообогащения. Только недавно одно из предприятий Росатома приобрело у французской компании «Кожема» технологию и оборудование для утилизации ОГФУ, с целью построить завод в городе Зеленогорске, Красноярского края. Однако его планируемая мощность такова, что весь накопленный гексафторид урана будет переработан не раньше, чем через 60 лет.
Гексафторид урана крайне опасен, утверждают сотрудники «Гринписа». В истории советской атомной промышленности были аварии с выбросом этого вещества, в результате которых погибли люди. Между тем, условия его хранения на российских предприятиях не отвечают современным требованиям, это признает даже Госатомнадзор. ОГФУ транспортируется и хранится в цилиндрических стальных контейнерах, которые складируются на промышленных площадках под открытым небом. В результате контейнеры постепенно разрушаются и подвергаются коррозии.
Одно из таких хранилищ расположено на территории Ангарского электролизного химического комбината. Здесь планируется запустить международный центр по обогащению урана, существование которого, по словам экологов, упростит серые схемы ввоза урана на обогащение и тысяч тонн отходов найдут свое пристанище в России на вполне законных основаниях. Строительство центра одобрено МАГАТЭ и уже заключено соглашение с Казахстаном на поставку урана для переработки в этом центре.
Суда с гексафторидом проходят через Петербург регулярно, отмечает пресс-служба «Гринписа». В июле прошлого года «Гринпис» зафиксировал стоянку железнодорожного состава контейнеров с ОГФУ непосредственно у платформы «Капитолово». Радиационный фон около состава составлял 2000 мкР/час, что более чем в 100 раз превышает естественный. Факт нарушения требований транспортировки радиоактивных материалов был подтвержден Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и начальнику Октябрьской железной дороги выдано предписание об устранении нарушений.
В Петербург снова плывут «урановые хвосты»;
Ядерный подарок Петербургу
Экологи: в Петербург едет судно с радиоактивными отходами
Гринписовцы на лодках пытались заслонить Петербург от «уранового» судна
Морской бой «зеленых корсаров»
Трансгенные продукты: на лицо прекрасные, вредные внутри
Протестовать против ввоза урана «зеленые» продолжат в Сибири