Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 мая 2007 12:30      251

Играют так, как им урютней

Нет, это все-таки сказочное свинство! Кого из знакомых и малознакомых ни спросишь, никто не знает и никогда не слышал про петрозаводскую группу «Ва-Та-Га»
(экс-«REEL»). Самобытнейший коллектив, который только за последние несколько лет представлял Россию на Фестивале русской культуры в Ницце, на Международной книжной ярмарке во Франкфурте, участвовал в Днях российской культуры в Китае, практически неизвестен на родине.

Сами музыканты условно называют стиль «Ва-Та-Ги» «арт-фолком на основе северных народных песен», хотя лично мне больше нравится определение «поморский джаз». Но в любом случае то, что делают эти карельские ребята, в полной мере соответствует призыву американского мыслителя и писателя Генри Дэвида Торо: «Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров».

В начале мая без ложной помпы и ненужной шумихи «Ва-Та-Га» отыграла в Питере единственный клубный концерт. За пару часов до выступления нам удалось пообщаться с лидером группы – вокалистом и мультиинструменталистом Александром Леоновым.

- Саша, прости за нескромный вопрос, сколько тебе лет?
- Тридцать шесть.

- Это вовсе не праздный интерес. Как известно, люди нашего поколения росли либо на рок-музыке, либо на диско-попсе. Как случилось, что в своем творчестве ты решил пойти другим, непривычным и далеко не самым востребованным путем?
- Можно сказать, что в музыке я относительно недавно. Самое интересное, что вообще-то я не музыкант, а художник. И по большому счету, все эти звуки, все эти инструменты – это для меня как краски.


Александр Леонов. Проповедник недеяния

- Как художник художнику: ты рисовать умеешь?
- Ну да, было дело. В свое время я принимал участие в самых разных художественных проектах. В частности, занимался «мейл-артом»: по приглашению маститых петрозаводских художников вписывался в какие-то выставки. К примеру, в Лондоне у нас проходила «Аутсайдеры соцреализма», в Голландии...

- Ого! Провинциальные карельские художники вот так вот запросто могут попасть в Лондон?
- В начале девяностых годов такое действительно было возможно. Но для меня это, скорее, частный случай. А так в основном участвовал в региональных, республиканских, молодежных выставках.

- И о музыке в ту пору не помышлял?
- Совсем нет. Но как-то раз подвернулась мне под руку флейта. Вернее, ее подарил старый друг, который впоследствии уехал в Индию и где-то там, на индийских просторах, затерялся. Флейта была классическая, старая и раздолбанная. Подарил он мне ее исключительно с утилитарной целью: мол, возьми, сделай из этой штуки какую-нибудь инсталляцию. А мне почему-то стало жалко пускать флейту под нож, и я решил ее отремонтировать. Отнес мастеру, починил, попробовал на слух. Взял даже парочку уроков.

- А базовое музыкальное образование у тебя было?
- Никакого, все начинал с нуля. Причем в основном учился самостоятельно. Помнится, пытался что-то подбирать по нотам, но вскоре понял, что это сплошное безумие, и с тех пор ориентировался исключительно на слух. Затем сам стал мастерить флейты: из бамбука, из каких-то трубок пластиковых, металлических. А потом один парень отдал мне скрипку, которую нашел на помойке Национального театра, когда тот встал на реконструкцию. Скрипка была убита напрочь, но поскольку у меня к тому времени кое-какой навык имелся, я ее починил и восстановил. Кстати, скрипочка эта живет и по сей день. И даже звучит.

- То есть, занимаясь реанимацией разных музыкальных инструментов, ты еще и параллельно их осваивал?
- Не совсем. К примеру, заиграть на скрипке у меня так и не получилось. Пробовал, но… В общем, скрипка – это слишком высокоорганизованный инструмент. Но зато в какой-то момент я попробовал сделать ее народный вариант.


Выступление на Грушинском фестивале

- Народный это как?
- Это не скрипка, а так называемый «йоухикко». По сути - арфа, только смычковая. В свое время этот инструмент бытовал в Швеции, в Карелии…

- И все-таки: к своему новому увлечению ты подходил как художник или уже как музыкант?
- Как художник. Сначала для меня все это были не более чем звучащие объекты. Но потом, как и в случае с флейтой, я подумал: надо бы попробовать научиться. А тут мне стали приносить еще какие-то экзотические штуки.

- Народ понял, что ты от всего этого дела прешься?
- Ну да. Мне принялись массово дарить старинные инструменты, книжки по этим инструментам.

- И все же такой небанальный интерес - он же не мог возникнуть на пустом месте? Видать, было в тебе что-то такое заложено? Просто дремало до поры до времени.
- Наверное, это у меня от бабушек. Представь, их было семь сестер и все они пели. Конечно, пока был маленький, я не придавал этому такого значения, как сейчас. Но в какой-то момент вдруг осознал, что действительно что-то такое они мне все-таки передали. Какое-то древнее знание… Ну, может, и не знание, а бараку. Такое вот вдохновение, что ли? В общем, по мере восстановления и изготовления старинных музыкальных инструментов я пришел к выводу, что одного этого недостаточно. На них надо еще и играть.

- А где ты нашел единомышленников? Тема-то, мягко говоря, достаточно специфическая?
- У нас в Петрозаводске есть такой стилизованный под средневековье кабак - «Капитан Флинт». И вот совершенно случайно в гостях у моего друга Вовки Лазарева оказалась девушка, которая в этом «Флинте» работала. Я что-то такое наиграл на йоухикко, и она, послушав и восхитившись, рассказала, что хозяин кабачка как раз ищет для заведения что-то подобное, музыкально-экзотическое. А по соседству жил гитарист Алеша Деревлев, который учился на эстрадном отделении музыкального училища. Я предложил ему поиграть вместе. Он согласился и тут же присоветовал еще одного студента «музыкалки» - Аркадия Соколова, которому незадолго до этого отец привез из Германии конги – латиноамериканские барабаны. Вот так и получилось, что йоухикко, реплику которого я изготовил, нас объединил, подружил и сподвигнул работать в этом кабаке.

- А что за репертуар вы там играли?
- Мы довольно быстро сообразили небольшую программочку. Сначала в основном это была инструментальная музыка, проигрыши, но затем стали появляться и песни. Тем временем про нас по городу уже пошла молва. Не то чтобы повалил, но на нас потянулся народ, и с какого-то момента во «Флинт» стала захаживать Оля с подружкой (Ольга Гайдамак, в «Ва-Та-Ге» отвечает за вокал и скрипку; обладательница потрясающего голоса и просто очень хороший человек! – И. Ш.). Причем ходили они туда чуть ли не каждый раз, когда мы играли. А случалось это примерно два-три раза в неделю.

- И вот Оля ходила-ходила и…
- ...и доходилась. Как-то мы решили записать песню «Кумушки» (на то время это у нас был такой абсолютный хит). Я ребятам говорю, что песня женская и петь ее я не буду. Нужен женский голос. Попробовали с Олей - и все получилось. И получается по сей день.
А вскоре после того, как мы выбрались из подвала, нас поттянул к себе Сергей Павлович Зобнев из «Мюллерит». Они тогда создавали одноименный центр, и носилась у них в головах шальная идея сделать из Петрозаводска столицу фолка, эдакий «Нью-Васюки». Короче, позвали на один фестиваль, на другой, третий. Потом на нас обратил внимание один продюсер из Москвы, пригласили в столицу…

- Ну вот: приглашали туда, приглашали сюда… Но в конечном итоге «Ва-Та-Гу» в стране все равно практически не знают. Даже с учетом вашей зарубежной славы. Кстати, а как вам вообще удалось вписаться в столь серьезные международные культурные мероприятия?
- Изначально мы именовались группой REEL (ирландское слово), и группа с этим названием долгое время испытывала всяческие лишения. Парадоксально, но факт: как только мы переименовались и стали «Ва-Та-Гой», у нашей вполне устоявшейся команды людей практически сразу началась новая веха. В том числе появился новый директор, который стал вывозить нас за границу.

- То есть человек сообразил, что пробиваться здесь – это дохлый номер. А вот заграница - и нас оценит, и нам поможет.
- Честно говоря, не знаю, какими соображениями он руководствовался, но так получилось. Может, просто у него там связей было больше.

- По поводу вашего стиля: представлять «Ва-Та-Гу» как, условно говоря, «этнофолк», не шибко хочется. Потому как знаю, что очень многие люди от этого слова начинают презрительно кривиться, сразу представляя себе…
- Балалайки?

- Ну да. Минимум - Кадышеву, максимум – Бабкину и «Ивана Купалу». Разве что самые продвинутые слышали еще про «Терем-квартет».
- Нам самим довольно трудно определить свой стиль. Это не чисто фолк и не чисто этномузыка. Может, это такое собственное отношение к традиции? Ведь мы стараемся не досконально изучить, а именно что пропустить через себя традиционные, народные вещи, но при этом не трогать основную структуру самой песни. Одна исполнительница из Поозерья - Ольга Федосеевна Сергеева, которая являлась, может быть, самой лучшей исполнительницей северо-западного, русского фольклора, очень хорошо сказала по этому поводу: «Я ведь пою, как мне урютней!» То есть как уютней, как удобней. Вот и мы стараемся практиковать такой же подход. Нам так урютней. Плюс попутно все это обрастает, обрамляется то роком, то джазом, то блюзом. Кстати, не хочу особо хвалиться, но один поляк после концерта во Франции сказал, что мы играем блюз даже лучше, чем сами американцы. Хотя мы и не стараемся играть блюз или какие-то другие стили. Мы просто хотим играть музыку.

- Скажи, а вас с вашим творчеством не пытались привлечь под знамена носителей славянской идеи, гиперборейства, язычества и прочая? Не предлагали стать эдаким рупором панславянства? Кстати, в наши дни на этом деле можно неплохо приподняться.
- Нет, не предлагали. Наоборот, в свое время в Петрозаводске мы сами ходили в Минкультуры и предлагали реальное дело: проехаться летом по деревням вокруг Онежского озера и поиграть там такие просветительско-благотворительные концерты. Но поскольку мы коллектив неофициальный, «в списках не значимся», нам требовалось немного денег - на кормежку, на бензин, на транспорт. Но, естественно, эту идею проигнорировали.

- Что так?
- А черт его знает! Почему-то в Петрозаводске «Ва-Та-Га» - это такая персона нон грата. Порой складывается ощущение, что в Карелии, для Карелии нас просто не существует, просто нет. А ведь мы представляли российскую культуру в самых разных странах, у Диброва несколько раз засветились… Все равно, не замечают в упор.
Что же касается «рупора»… Да, мы пропагандируем русскую национальную культуру, но при этом мы не националисты. Мы с удовольствием сотрудничаем и с азиатами, и с монголами. Вот как раз сейчас появилась возможность поработать с якутами. Знаешь, это настолько интересно, когда одновременно звучат две песни: русская и, допустим, тувинская. Происходит настолько гармоническое смешение, преломление… В общем, это просто удивительно.


Ольга Гайдамак. Пекин. Алтарь храма Земли

- Саша, можно пару слов об истории ваших текстов? Где вы их находите? Мотаетесь по глубинке, собираете песни, сказки… тосты?
- Из разных источников появляются. Вот сейчас филиал Академии наук – Институт языка и литературы в Петрозаводске любезно предоставляет нам кое-какой материал. Как ни странно, но на этот счет существует довольно много препон. Но в институте работают очень славные люди, они готовы нам помогать. Сами тоже периодически куда-то ездим. Но ездим не так, чтобы мы к вам за песнями приехали – давай, народ, запевай. В таких поездках нам важнее всего пообщаться. В первую очередь пообщаться с людьми пожилыми, со старушками. Послушать, как они говорят, как они сказывают. Потому что если начать сказывать, то песня сама польется…

- Своих текстов у «Ва-Та-Ги» нет вообще?
- Нет.

- То есть на стихи не пробивает и рифмоплетство, как таковое, ни тебя, ни ребят из вашей команды не привлекает?
- Стихи пробивают, но в какой-то другой атмосфере. Когда опять-таки начинаешь сказывать: подключаешься к невидимой розетке - и вперед. Сидишь в непринужденной атмо-сфере, с медком, и из тебя льется какой-то текст. А рифмоплетство как нечто застывшее – это мимо меня. Опять же «Ва-Та-Га» - это в первую очередь импровизация, очень многие наши композиции вышли именно из нее. Все творчество «Ва-Та-Ги» - творчество коллективное: каждый вкладывает что-то свое, решение принимают все вместе и одновременно. И при этом, самое поразительное, как будто ничего не происходит.
Вот мы недавно побывали в Китае. Надо сказать, что русская древняя культура вообще очень сильно пересекается с китайской. Так вот у них там, как ты знаешь, есть Дао-дэ-Дзин. Согласно которому самое главное – это недеяние. Не «ничегонеделание», а когда «делается само».
Вот это, на наш взгляд, и является самым главным. Самым сложным и самым простым одновременно.

Справка.
Группа «Ва-Та-Га»: Александр Леонов - вокал, духовые, струнные, пила; Ольга Гайдамак – вокал, скрипка; Алексей Деревлев – гитара; Аркадий Соколов – перкуссия; Сергей Шелепин – контрабас.
Образовалась в августе 2000 года в Петрозаводске и до 2004 года носила название «Reel». В составе ансамбля четыре профессиональных музыканта и лидер коллектива - вокалист и мультиинструменталист Александр Леонов, который на протяжении многих лет занимается изготовлением традиционных инструментов и собиранием фольклора.
«Ва-Та-Га» использует акустические инструменты и современную цифровую и аналоговую обработку звука. Кроме привычных гитары и контрабаса в арсенале ансамбля большое количество этнических духовых, струнных и ударных: карельская скрипка йоухикко, вологодский гудок, жалейки, калюки, бубны.
Свой первый альбом «Странные люди» группа записала в 2002 году и быстро стала известна за пределами Карелии. «Ва-Та-Га» была участником многих джазовых и фолк-фестивалей, среди них «60-я параллель» (г. Сургут), «Живая вода» (Алтай), «СКИФ» (Санкт-Петербург), «Ethnolife» (Москва), «Этна» (Москва), «Kihaus» - 2002, 2003, «Фолкландия»-2004 (Финляндия), Музыкальные собрания в Доме Третьяковых - 2005 (Москва), «Золотая маска» - 2005 (Москва), «Пустые холмы» - 2005. Группа принимала участие в программах Франкфуртской книжной ярмарки, Института джаза Германии, Академии Сибелиуса в Финляндии, Дней российской культуры в Китае и др.

Беседовал
Игорь Шушарин,
Фото Андрея Кузнецова.

Полностью интервью читайте в газете «Ваш Тайный советник» от 14 мая 2007 года.