Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 22 ноября 2006 15:59      243

Магия бессмертна

Модного экстрасенса или просто «бабушку», знающую заговоры, найти можно было всегда. Достаточно вспомнить детектив «Переступить черту», созданный ленинградскими телевизионщиками в начале 80х. Сюжет этой картины был закручен вокруг кражи раритетных часов, которую, пользуясь природным гипнотическим даром, совершила некая особа. «В миру» эта дама работала обычной медсестрой в больнице, но при этом имела и обширную частную практику. Клиентов, желавших подлечиться нетрадиционными методами, было хоть отбавляй.

Краткая история вопроса

В реальной жизни обращаться к таким людям за помощью полагалось неофициально (по знакомству), иначе процесс исцеления мог закончиться неприятностями как для целителя, так и для исцеляемого. О деньгах же и вовсе в открытую не упоминалось; в этом случае неприятности уже могли иметь крутые уголовные последствия, ибо по тем временам целительство в таком варианте могло быть квалифицировано как мошенничество.

Помимо юридической существовала еще одна причина, по которой люди с экстрасенсорными способностями предпочитали не заводить разговор о гонорарах. Означенные способности рассматривались как дар свыше, и никто не считал себя вправе назначать конкретную плату за его использование – «сколько дадите, столько и хорошо».

Поэтому до определенного момента рынка магических услуг в России не существовало. При этом в просвещенной Европе услуги такого рода находились на пике моды. Правительства европейских государств этому не препятствовали, но, напротив, пытались создать на этом диком базаре хоть какое-то подобие цивилизованного рынка. Так, по данным Европейской комиссии по комплементарной медицине (это одно из принятых названий целительства), в период с 1993 по 1998 год рынок оказанных услуг вырос в четыре раза.

В России джинна из бутылки выпустили в 1993 году, когда в статье 57 российского Федерального закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» впервые было сказано о праве граждан РФ на занятие народной медициной.

Финансовый аспект

И вот целительский и магический бизнес в России ракетой устремился ввысь. По некоторым оценкам, сейчас в России гласно и негласно практикуют не менее 25 тысяч магов и целителей. При этом специалисты Профессиональной медицинской ассоциации народной медицины (ПМАНМ) утверждают, что это не последняя цифра.

В сложившейся ситуации (раз речь уже идет именно о бизнесе) о бескорыстном даре сейчас никто не вспоминает – каждая услуга имеет свою конкретную цену. Каким образом происходит ценообразование, нашему корреспонденту попыталась объяснить Людмила, которая хочет открыть в Петербурге собственный салон магии: «При работе такого рода всегда идут затраты энергетики. Эта энергетика складывается в определенный эквивалент. В человеческом обществе одним из таких эквивалентов является денежная масса. Таким образом, если я отдаю энергию, то она должна мне возвращаться в денежном эквиваленте».

Сторонний взгляд на эту проблему также поможет выяснить, что цены еще во многом зависят от того, насколько известен и популярен чародей. В Гамбургском центре прогрессивных эзотерических практик разовая консультация у рядового специалиста стоит 500 рублей; «светило» этого центра Андрей Белоус за такую же работу берет 1000. В целом же, по оценкам ПМАНМ, оборот этого рынка только в Санкт-Петербурге составляет порядка 20 миллионов долларов в год.

Правовой аспект

Чтобы начать собственное дело, необходимо легализоваться. Что касается магов, предсказателей, астрологов и гадалок, то их деятельность с юридической точки зрения может быть квалифицирована как оказание консультационных услуг; реже – как психологическая помощь (реже потому, что в этом случае получить разрешение на осуществление такой деятельности будет сложнее).

Что касается целителей, то они должны получить специальный документ. В Петербурге этот документ именуется дипломом целителя. Выдается он Комитетом по здравоохранению, и его наличие является обязательным для осуществления законной деятельности в этой области.

В соответствии с приказом N 112-п Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, такой диплом может быть выдан человеку, имеющему высшее либо среднее медицинское образование, а в некоторых случаях и вообще не имеющему медицинского образования по его заявлению и в соответствии с рекомендацией ПМАНМ. По данным этой ассоциации, в Петербурге на данный момент выдано 62 диплома (при этом, как рассказали в пресс-службе Комитета по здравоохранению, выдача таких дипломов сейчас приостановлена). Легализоваться маги, астрологи и целители хотят в основном для того, чтобы не иметь проблем с законом. Упомянутая Людмила говорит, что она любит свою Родину и хочет платить налоги: «Ведь платить налоги – это нормальное желание любого гражданина». («Даже если этот гражданин – чародей», – добавим мы.) Однако Людмила прекрасно осознает, что переход на «легалу» (именно так она выразилась) влечет за собой одновременное увеличение трудностей.

Позицию Людмилы полностью разделяют в ПМАНМ, одновременно сетуя на то, что «сейчас целителям приходится как-то ухищряться, каким-то образом пристраиваться, чтобы не нарушить законов».

Итак, допустим, что желаемый диплом (или иной документ, легализующий чародея) получен. Но проще от этого не станет. Потому что теперь, как и любому предпринимателю, чародею необходимо основательно вложиться. Стартовые затраты не так уж малы: аренда офиса для приема посетителей, зарплаты секретаря и бухгалтера могут по самым скромным подсчетам составлять 2 тысячи долларов в месяц. Также придется раскошелиться на рекламу. Крошечный модуль в городской газете стоит минимум тысячу рублей. Для получения эффекта одним таким модулем не обойтись – их нужно опубликовать как минимум 7. Однако если целитель действительно желает привлечь к себе внимание и качественно выделиться на фоне остальных, ему прямой путь на телевидение. Чтобы была серьезная отдача, мелькать на экране нужно как минимум месяца три. При существующих расценках на рекламный эфир сумма получается более чем внушительная. Можно, конечно, телевизионных трат избежать и сосредоточиться на рекламоносителях в метро, но в итоге будет не намного меньше.

Логично предположить, что раз люди готовы на подобные инвестиции, значит, они ждут адекватной вложениям прибыли. Прибыль есть. Достаточно вспомнить, какие залы и с какой периодичностью собирала пресловутая народная целительница «баба Нюра», устраивавшая массовые сеансы исцеления. Говорят, что эта старушка работала на некую криминальную группировку. Когда бабушка скончалась, ребятам не захотелось расставаться с выгодным бизнесом, и они делегировали в целители некоего Дениса, который был предъявлен доверчивой публике как названый внук «бабы Нюры». Подобной схемой также успешно пользовались и небезызвестный Андрей Левшинов, и Сергей Коновалов.

В 2003 году такие «творческие встречи» запретили. Маги и экстрасенсы либо открыли собственные центры (например, Андрей Белоус и его ООО «Гамбургский центр прогрессивных эзотерических практик»), либо ушли в глухое подполье.

Ассортимент

Самые популярные услуги на рынке магических услуг – это приворот, гадание и составление индивидуальных гороскопов. Следующим по списку идут «защита мужа от злого очарования», «увеличение привлекательности», «ритуал на скорое замужество». Не менее популярна и услуга под названием «устранение конкурентов магическим способом» – директора и топ-менеджеры расправляются с конкурентами посредством сглазов и наведения порчи. Для более щепетильных означенная услуга может быть трансформирована в «помощь в бизнесе» – за оговоренную в соответствии с прейскурантом плату маги и колдуны привораживают к фирме заказчика клиентов и вообще всячески способствуют увеличению прибыли. Если собственной фирмы нет, а прибылей все равно хочется, услуга будет называться «решение финансовых проблем».

Вот как об этом говорят сотрудники Центра Андрея Белоуса: «Это делается на серебряное кольцо, которое предварительно обрабатывается. Андрей Мефодьевич сам выбирает способ обработки. Потом вы это кольцо носите как талисман». После «глупого вопроса», не колдует ли Андрей Мефодьевич на это кольцо, сотрудники вынужденно соглашаются: «Да, колдует».

Гарантии

Обращение в Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) некоторым образом ошеломило. Как утверждают работники этой организации, за всю историю ее существования не было зафиксировано ни одной претензии к работе целителей, магов, колдунов и астрологов. Впрочем, ничего странного в этом нет. Как уточнили в ОЗПП, нужно быть полным идиотом, чтобы публично сознаться в том, что ты добровольно доверился шарлатанам (именно так характеризуют лиц, работающих в этом бизнесе, сотрудники ОЗПП).

Но, хотите вы того или нет, рынок магических услуг сложился и даже в какой-то своей части легализовался. Значит, подчиняясь логике, он должен действовать по общепринятым рыночным законам: там, где существуют сделки, должны существовать и гарантии. Обращаясь к стоматологу, вы получаете гарантию на поставленную пломбу. Точно так же вы имеете право получить гарантию и на «работу» купленного талисмана.

Однако в этом бизнесе гарантии настолько же инфернальны, насколько инфернальна сфера приложения сил. В Гамбургском центре прогрессивных эзотерических практик считают, что уже сам статус организации (напомним, что форма собственности упомянутого центра – ООО) и имя ее руководителя уже по умолчанию являются самой надежной гарантией. Но при этом осторожно уточняют: «У нас международный центр, поэтому специалисты адекватно оценивают свои силы и возможности. Если специалист берется за решение вопроса, то берется только в том случае, если это действительно реально, если он может гарантировать положительный результат». На вопрос, выражены ли предоставляемые гарантии документально, в центре отвечают: «У нас официальная организация, и все необходимые разрешения для работы у нас имеются. Но никаких договоров мы не заключаем. Можем только кассовый чек выдать».

Впрочем, организация Андрея Белоуса не самый яркий пример. Некий колдун Пономаренко по-честному никаких гарантий не дает, справедливо замечая, что их не дают даже презервативы. Зато колдун Пономаренко дает слово, что, если первая попытка не увенчается успехом, он повторит ритуал задаром, но лишь для тех, кто изначально доплатит половину от стоимости услуги; эту схему он называет «страховым полисом».

Примечательно, что Пономаренко провел собственное исследование эффективности работы магов. Основываясь на опросе 420 простых смертных и 30 магов, он вывел следующую закономерность: «Большая часть магических ритуалов и обрядов заканчивалась удачно именно с первой попытки, в каждой последующей попытке количество успешных обрядов уменьшалось ровно наполовину по сравнению с предыдущим. Причем это почти никак не зависело от того, обращался ли человек к тому же самому специалисту, что и прежде, или уходил к другому. Таким образом, если вы уже обращались к колдуну с той или иной проблемой и он вам не помог, то шансов, что второй обряд приведет к положительному результату, ровно в два раза меньше. Хотя, с другой стороны, если первая попытка дает 8 шансов из 10, вторая – 4 шанса, а третья – всего 2, то в сумме получается: 8+4+2=14, а это уже довольно много, так что не следует отчаиваться и опускать руки». В конце этой тирады Пономаренко ставит смайлик, что в заданных правилах игры может расцениваться совсем неоднозначно.

Но пусть эфемерность предоставляемых гарантий на талисманы, привороты и астрологические прогнозы не смущает читателя; в конце концов, всегда можно сказать: «Лоханулся, сам дурак». Но вот что касается гарантий в области целительства, которое напрямую связано со здоровьем человека...

Вот какие пояснения на сей предмет нам дали в ПМАНМ: «Какие у вас гарантии, когда вы идете к врачу под нож? Никаких. Если вас некачественно лечили в больнице, вы можете пойти в суд и отстаивать там свои права. В сфере целительства, в случае некачественного лечения, вы тоже теоретически можете решить вопрос в судебном порядке. Но необходимо знать, что как хирург работает с определенным набором инструментов, препаратов и прочее, так и народный целитель использует в такой же степени определенный набор средств: кто-то работает с травами, кто-то занимается массажем, кто-то лечит молитвами, кристаллами и минералами...»

Вот и прекрасно! Но ведь дело в том, что хирург, вырезая аппендицит, действует по строго определенным, четко прописанным правилам. Нарушение этих правил ведет к врачебной ошибке. И раз правила зафиксированы, то существует вероятность, что недобросовестного хирурга можно уличить в некомпетентности. А что делать с целителями? Предположим, можно уличить недобросовестного целителя, который прописал пациенту не ту травку или не тот способ массажа. Но когда речь заходит о молитвах, кристаллах и минералах... Прости, уважаемый читатель, нам не известно ни одной официальной методики лечения минералами. Смеем предположить, что таковых методик не существует вовсе. Как не существует ни одного документального подтверждения, что молитва (или кристалл) излечили чей-то недуг.

Последнее утверждение относится к вопросу эффективности таковых методик. И мы опять возвращаемся к осточертевшим гарантиям. Можно, конечно, выдать лицензию целителю-молитвослову, мол, пущай читает молитвы над занедужившим – хуже все равно не будет. Но зачем?

Так что вопрос «как быть?» подвесим в воздухе.

Михаил Кондратович,
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» за 20.11.06