Сегодня Совет Федерации «показательно» лишил полномочий четырех сенаторов, в том числе и скандально известного ликеро-водочного петербургского «короля» - Александра Сабадаша. «Сенаторский скандал» плавно перерос в уголовный. Накануне вечером были арестованы генеральный директор и главный бухгалтер водочного холдинга «Ливиз», контролируемого авторитетным теперь уже экс-сенатором.
Гендиректор «Ливиза» Юрий Никулин и бухгалтер Ирина Валдай подозреваются «в уклонении от уплаты налогов и сборов с организации, совершенном группой лиц в особо крупном размере». Об этом сегодня сообщила журналистам официальный представитель Генпрокуратуры РФ Наталия Вишнякова. Предварительная сумма неуплаченных налогов и сборов оценивается следствием в размере 178 млн рублей.
Напомним, что в течение двух последних дней правоохранительные структуры проводили масштабные обыски на всех четырех предприятиях, принадлежащих «Ливизу», в том числе и на бывшей площадке водочного завода, расположенной на территории «Русского дизеля» во Всеволожске. По имеющейся информации, следственно-оперативными мероприятиями руководила генпрокуратура по СЗФО (именно у нее «на контроле» стоит данное дело, и именно ей Главное следственное управление при ГУВД Петербурга и области передало изъятые в ходе обысков документы). Правоохранительные органы искали и изымали документы, связанные с деятельностью компании, принадлежащей «водочному королю» Александру Сабадашу.
Неофициально на «Ливизе» подтверждают, что склонны рассматривать последние события как давление на владельца водочного холдинга. Нетрудно предположить, что между отправкой в СИЗО всенародно избранного губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова и развернутой практически сразу же после этого серией обысков и арестов на «Ливизе» есть прямая связь.
Напомним, 12 мая спикер Совета Федерации Сергей Миронов направил в регионы представления о досрочном прекращении полномочий четырех сенаторов, в том числе и Александра Сабадаша. Так Совет Федерации решил публично наказать коллег за предпринимательскую деятельность, несовместимую со статусом члена СФ. Парламент Ненецкого автономного округа отказался отпускать Сабадаша, и на заседании 19 мая депутаты проголосовали против удовлетворения просьбы спикера СФ Сергея Миронова. Аналогичную позицию занял и губернатор НАО, отказавшись «выдать» Сабадаша.
Не исключено, что именно за несговорчивость он и поплатился. Хронология этого первого в истории страны уголовного дела, главным фигурантом в котором выступил действующий губернатор, развивалась в буквальном смысле слова стремительно.
Уже 23 мая глава Ненецкого автономного округа был вызван в Архангельскую прокуратуру для дачи показаний по подозрению в имущественных преступлениях. Однако домой он не вернулся. Так как был задержан по представлению Генпрокуратуры и отправлен в СИЗО. Прокуроры заподозрили его в хищении имущества предприятия «Архангельскгеолдобыча», руководителем которого он был несколько лет назад, и в финансовых махинациях на общую сумму в 19 миллионов рублей.
Однако, по мнению адвоката губернатора Баринова, между историей с отставкой Сабадаша и арестом его клиента нет никакой связи.
В день ареста Баринова его представитель в Совете Федерации Александр Сабадаш согласился добровольно снять с себя сенаторские полномочия. Другого пути уйти из верхней палаты у него не было. Дело в том, что, рассмотрев поступившую из управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу справку о доходах известного коммерсанта, сенаторы не нашли в ней доказательств того, что их коллега действительно занимается предпринимательской деятельностью. Поэтому комиссия рекомендовала палате уволить господина Сабадаша по его собственному желанию, что он и сделал.
Как дальше будет развиваться бизнес попавшего под правоохранительный пресс олигарха, не знает никто. Не исключено, что подобные «встряски» в ближайшее время по очереди последуют и на других компаниях, контролируемых сабадашевскими структурами. Возможно даже, что основные претензии им предъявят также по нарушениям российского налогового законодательства – по схеме, уже обкатанной в истории с ЮКОСом и его главой Михаилом Ходорковским. Сходство Сабадаша с опальным нефтяным олигархом усугубляется тем, что ему так же, как ранее Ходорковскому, некоторые СМИ приписывают финансирование политической оппозиции. Впрочем, в правдивость этих слухов верится с трудом: Александр Витальевич слишком опытен и успешен в коммерции, чтобы рисковать своим капиталом ради таких призрачных для «водочного короля» политических свобод. Из тех, кто, говорят, начинал свой бизнес с полуподпольной торговли спиртным на трассе «Скандинавия», не получаются мученики за идею. Зато из них получаются благополучные эмигранты, проживающие где-нибудь в Лос-Анджелесе. Если, конечно, дадут успеть на отходящий воздушный лайнер...
Надежда Зайцева,
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру
Справка:
Александр Сабадаш начал «осваивать» Ленинградскую область в конце девяностых годов. Говорят, это произошло после того, как ему окончательно надоели конфликты с городскими налоговыми службами. Тем более что тогда было время, когда у областных соседей любая проблема решалась проще и быстрее.
Так в сферу интересов Сабадаша попали Выборгский ЦБК, «Фосфорит» и ОАО «Русский дизель». 46-процентный пакет акций последнего был продан в июле 2001 года. Тогда эти акции приобрели три неизвестные компании, которые, по словам конкурсного управляющего ГП «Русский дизель» Михаила Гончарова, были связаны с Сабадашем. К тому времени уже была озвучена информация о запуске проекта по строительству на базе «Русского дизеля» алюминиевого завода. Для этих целей в декабре 2000 года был зарегистрирован ОАО «Всеволожский алюминиевый завод».
Этот проект – еще одно областное «детище» Сабадаша, поскольку, как выяснилось позже, учредителем ОАО выступает частная британская компания с ограниченной ответственностью «Астромекс Лимитед», руководителем которой также значился Александр Витальевич. Впрочем, в июне 2001 года Межведомственная комиссия по размещению производительных сил Ленобласти (МВК) не согласовала проект строительства этого завода, ссылаясь на отрицательное заключение архитектурно-градостроительного, экологического и земельного комитетов администрации Ленобласти, а также Госсанэпиднадзора и местного самоуправления. В результате уже в сентябре 2001 года владельцами ОАО «Всеволожский алюминиевый завод» было принято решение о его ликвидации, и в декабре 2001 года ОАО было ликвидировано.
Но «алюминиевая мечта» Сабадаша не умерла: примерно в это же время во Всеволожске регистрируются сразу два предприятия, собирающиеся заниматься переработкой алюминия в районе - ОАО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» и ООО «Всеволожский завод прокатных изделий». Последнее начало свою деятельность под эгидой ОАО «Русский дизель» (к тому времени Сабадаш контролировал уже 79% акций этого предприятия). Обжегшись на алюминии в первый раз, Сабадаш на этот раз несколько откорректировал свою стратегию – теперь он заявляет о намерении заниматься не производством алюминия, а всего лишь его переработкой.
Соответственно, готовится новая декларация, которая на этот раз получает положительные резолюции Всероссийского алюминиевого института и АО «Ленинградский Промстройпроект». С учетом негативного первого опыта отныне предполагается отселение попадающих в опасную зону жителей домов и проведение экологического мониторинга. Впрочем, по словам специалистов, в сущности, данный проект мало чем отличался от первого. В феврале 2002 года МВК под контролем губернатора области Сердюкова рассмотрела декларацию нового предприятия. Тогда в пользу нового проекта выступил вице-губернатор области, председатель комитета по экономике и инвестициям, председатель МВК Григорий Двас. Но запускать проект было все еще нельзя, поскольку требовалось решение Государственной экологической экспертизы.
Все это время, пока «алюминиевый проект» проходил длительные и сложные процедуры согласований и экологических экспертиз, на обширнейших площадях «Русского дизеля» на полную мощь работали наспех сколоченные цеха подконтрольного Сабадашу «Ливиза». (Помимо этого ходят слухи, что немалую часть пустующих площадей Александр Витальевич с большой выгодой сдал концерну Ford - там теперь развернуто автомобильное производство). Похоже, в конечном итоге Александр Витальевич разочаровался как в алюминиевом бизнесе, так и пересмотрел свои взгляды по поводу более лояльного к крупным бизнесменам областного правительства. Тем более что водка все равно приносит гораздо более стабильный, а главное – более предсказуемый доход. И заметьте – почти никакого коммерческого риска. Конечно, до тех пор, пока на твое предприятие не придут с визитом сотрудники УБЭП.
Игорь Шушарин