Послание губернатора Петербурга Законодательному собранию (полный текст)
Ежегодное послание губернатора Петербурга Валентины Матвиенко Законодательному собранию:
Я обращаюсь к вам с третьим по счету ежегодным посланием. Позади два с половиной года нашей общей работы во имя достижения стратегической по масштабу, но конкретной и осязаемой цели – превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества.
Я не случайно сказала: нашей работы. Политическая стабильность стала нормой, естественной средой, в которой действуют ветви власти. Дискуссии, критика, споры и неизбежны, и необходимы. Они делают наш законотворческий диалог содержательным и честным. Взаимная ответственность, готовность слушать и слышать друг друга определяют наши отношения с Законодательным Собранием. И я благодарна за это всему депутатскому корпусу и Вам, Вадим Альбертович. И, конечно же, трудно переоценить ту поддержку, которую оказывает городским властям в решении социально-экономических и других важнейших проблем полномочное представительство Президента России в Северо-Западном федеральном округе.
В эффективном сотрудничестве с городским законодательным корпусом мы создаем новый правовой фундамент, на котором будет возводиться и уже возводится Санкт-Петербург XXI века. Принятый нами Совместный план законопроектной работы успешно реализуется. В 2005-ом году мною было внесено в Законодательное Собрание свыше 60-ти законопроектов, бльшая часть из которых уже обрела статус законов Санкт-Петербурга. Среди стратегических решений назову принятие Генерального плана Санкт-Петербурга до 2025-го года, Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, 17 законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности, а также все без исключения законы, направленные на поддержку ветеранов войны и труда, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и создание системы гарантий для работников бюджетной сферы.
Вновь, как и в прошлом году, ярким примером взаимодействия ветвей власти стала работа над бюджетом города. Вновь Правительство и депутаты действовали как команда, обеспечив такой уровень подготовки проекта, который позволил многим экспертам назвать бюджет 2006-го года лучшим в новейшей истории Петербурга.
Нас по справедливости воспринимают как европейскую столицу России не только потому, что облик Санкт-Петербурга на глазах меняется, не только потому, что город возвращает себе европейское лицо, изначально данное нам Петром Великим. Авторитет нашего города оттого и растет, что мы не стремимся быть просто красивой декорацией для протокольных мероприятий. Санкт-Петербург все чаще становится центром принятия ключевых решений – политических, экономических и правовых. И проведение летом этого года саммита глав государств «Группы восьми», и предстоящий переезд в Петербург Конституционного суда, и выход петербургского телевидения в федеральный эфир, и перенос к нам штаб-квартир крупнейших российских компаний, и приход к нам стратегических инвесторов с Запада и Востока – это признание роли, которую обрел наш город.
2005 год был годом устойчивого подъема экономики Санкт-Петербурга. Валовой региональный продукт (ВРП), по предварительной оценке, увеличился на 8,4%. Это заметно выше темпов, достигнутых городом в 2004 году и на два процента выше темпов роста общероссийского ВВП в 2005 году.
Быстрое увеличение валового регионального продукта на этот раз было поддержано стремительным ростом объема услуг связи – на 15%, оборота розничной торговли – на 12,9%, а также устойчивым увеличением объема транспортных услуг. В границах Большого порта Санкт-Петербурга переработано на 12,3% больше экспортно-импортных грузов, чем в предыдущем году – 57,5 млн.тонн. Число зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге – по-прежнему одно из самых низких в России – 0,8% экономически активного населения.
Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге также несколько выше, чем по России в целом и составил 4,2%, рост оборота промышленных предприятий – 109,1%. Но надо признать, что в 2005 году петербургская промышленность показала заметно более скромные темпы подъема, чем в 2004-м. Значит ли это, что промышленность перестает быть локомотивом роста петербургской экономики? Ни в коем случае! Санкт-Петербург был, есть и будет одной из столиц российской промышленности, центром индустриальной модернизации и генератором инноваций. Сегодняшние проблемы промышленности Санкт-Петербурга – это в первую очередь проблемы структурной перестройки, проблемы борьбы за конкурентоспособность.
Позиции наших предприятий не только на внешних, но и на внутренних рынках, как и в целом в России, резко осложнило быстрое укрепление курса рубля относительно международных валют. К сегодняшнему дню это стало фактором, который объективно тормозит наш экспорт и снижает конкурентоспособность наших товаров. Так, особенно заметно снижение темпов прироста продукции в пищевой промышленности – вместо привычных двузначных цифр – рост всего 2,3%. Увы, это объективный процесс.
В 90-е годы пищевая, и в первую очередь пивоваренная отрасль нашего города стала флагманом технологической модернизации и инвестиционной активности. Но к 2005 году потенциал развития отрасли в Петербурге оказался практически исчерпан, лидеры нашей пищевой промышленности осваивают российскую глубинку и открывают там свои производства. Поэтому в 2005-м году была сделана ставка на развитие высокотехнологичных наукоемких производств.
И по ряду позиций мы заметно продвинулись вперед. Так, индекс производства машин и оборудования составил 16,4% к уровню 2004 года. Выпуск гидравлических и паровых турбин вырос соответственно на 23,4% и 12,4%. Рост производства судов, летательных и космических аппаратов, и транспортных средств составил 7,2%. Правительством города многое сделано по размещению на петербургских предприятиях крупных заказов – российских железных дорог, других монополистов, нефтяных компаний, оборонной продукции. Идеология структурной перестройки промышленности формулируется просто: ставка на рост доли продукции высоких технологий через радикальную модернизацию действующих производств. Альтернативы нет. Нельзя и дальше рассчитывать на бурный экономический рост, пытаясь давить сок из выжатого апельсина. Переосмысливая нашу промышленную политику, мы продолжали форсированное движение на инвестиционном направлении. Напомню: 40-процентный рост инвестиций в 2004-ом году был расценен как инвестиционный бум. В 2005-ом году мы взяли новую планку: рост инвестиций составил уже 43,9 %.
А общий объем инвестиций достиг абсолютного рекорда – 1 миллиард 417 миллионов долларов. В течение 2005-го года мировые рейтинговые агентства четырежды повышали финансово-кредитный рейтинг Петербурга. По итогам 2004-2005 годов Петербургу присвоено первое место в главной номинации «За минимальный инвестиционный риск». В 2005-ом году качественно изменился характер инвестиций: если раньше инвестор стремился исключительно в сферу коммерческой недвижимости, то теперь он не боится идти в реальный сектор экономики. 67,3 % от общего объема инвестиций направлено в 2005-ом году в обрабатывающие производства.
В прошлогоднем послании я перечислила полтора десятка инвестиционных проектов наших зарубежных партнеров.
Сегодня могу сказать: все без исключения эти проекты реализуются. Мы заложили заводы концерна «Тойота», «Русский стандарт», «Bosch and Siemens», «Кнауф», «Алкан Пэкеджинг», ведем строительство «Ижорского трубного завода», ввели завод «Элкотек». Городской рынок труда получит порядка пяти тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Ставка на вложения в инновационные производства – это наша, петербургская ниша. Мы должны расширять ее, создавая все более привлекательные условия для инвесторов и усиливая свои конкурентные преимущества. Мы должны динамично и мобильно реагировать на мировую конъюнктуру.
Потому что серьезные инвестиционные проекты – это приход в город технологий XXI века, это эффективные высококонкурентные производства, это новые рабочие места с достойной оплатой и новые кадры с высокой квалификацией и трудовой культурой. Победа Санкт-Петербурга в общероссийском конкурсе на создание особой технико-внедренческой экономической зоны – это мощный импульс развития высокотехнологичных производств и IT – разработок. А значит – укрепления позиций Петербурга как инновационной столицы России. Одним из ключевых обязательств, взятых мною в 2003 году, было удвоение доходов городского бюджета. Эта задача выполнена. А с учетом поправок в бюджет 2006 года – и перевыполнена.
Если в 2003 году доходы и расходы петербургского бюджета достигали приблизительно 75 миллиардов рублей, то в прошлом году доходы составили 140,4 млрд.руб., а расходы – 134 миллиарда. Фактические результаты 2005 года далеко превзошли ожидания. Вместо запланированного бюджетного дефицита в 7,5 миллиарда рублей обеспечен профицит в 6 миллиардов рублей. Внешний долг города сократился за год на 2 миллиарда рублей. И заметьте, этот результат достигнут без повышения фискальной нагрузки на экономику, а значит и без снижения реальной конкурентоспособности наших предприятий-плательщиков. Расходная часть бюджета 2006 года, с учетом поправок, составит уже 173 миллиарда рублей.
Предприятия с участием таких крупнейших кампаний, как «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», перерегистрация в Петербурге головного офиса «Внешторгбанка», расширение деятельности филиала «Северстали» принесли в 2005 году более 6 млрд. руб. бюджетных поступлений. Интерес российского бизнеса к нашему городу продолжает расти. В качестве городских налогоплательщиков зарегистрировались компании «Транснефтерподукт», «СИБУР Холдинг», «Трансаэро». В этом году к нам на налоговый учет перейдет «Совкомфлот». Да, мы ведем наступательную и одновременно гибкую политику, открывая преимущества Петербурга для компаний самого крупного калибра. Потому что с приходом таких компаний растут не только доходы бюджета. В экономике бренды значат не меньше, чем в культуре. Масштаб компаний, пришедших в город, – это важный сигнал для всего крупного бизнеса. Скажем откровенно: сегодня у Петербурга высокий, фактически столичный деловой статус.
Итак, мы досрочно вышли к намеченным ориентирам и не планируем дальнейшего скачкообразного роста доходов. Ключевой принцип бюджетной политики – повышать конкурентоспособность Санкт-Петербурга, находить новые источники доходов, образно говоря – разрабатывать новые «месторождения». Что же касается бюджетных расходов, то во главу угла мы ставим целевой характер планирования, адресность и эффективность. Богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным. Мы уже достаточно богаты, чтобы освоить эту премудрость. Всего один пример: за счет реформирования системы горзаказа петербургский бюджет сэкономил за прошлый год 3,6 млрд.рублей. Экономическая и социальная политика города позволила добиться повышения жизненного уровня населения и реального сокращения масштабов бедности. В 2005 году среднемесячная начисленная заработная плата в бюджетной сфере выросла на четверть по сравнению с 2004 годом и составила 8,6 тысяч рублей.
Санкт-Петербург – первый в России субъект Федерации, который радикально изменил идеологию оплаты труда работников бюджетных учреждений. Мы отказались от ЕТС – единой тарифной сетки, а попросту говоря, от уравниловки. Переход к стимулирующей системе оплаты в соответствии с квалификацией, стажем и результатами труда повысит заработную плату абсолютного большинства работников бюджетной сферы в среднем на 15–20%. Повышение зарплаты ряда категорий бюджетников в рамках национальных проектов вплотную приблизит уровень оплаты труда в бюджетной сфере к среднему по городу.
И, конечно же, надо признать, что генетически проблема бедности – это в первую очередь проблема пенсий. В 2005 году пенсионеры, достигшие возраста 65 лет и старше, получали ежемесячную доплату к пенсии до прожиточного минимума за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. С 1 января 2006 года право на эту доплату было распространено на граждан в возрасте от 60 лет и старше.
На 31 декабря 2005 года средний размер пенсии по Санкт-Петербургу составил 2846 руб. – на 25,6% больше, чем в 2004 году. Это выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, на 450 рублей. Реальные денежные доходы населения выросли за год на 14,4% (в среднем по России – на 8,8%), а среднемесячная номинальная заработная плата достигла в 2005-м году 10,8 тысяч рублей против 8,5 тысяч в среднем по России.
В 2005 году мы достигли исторического максимума в строительстве жилья – 2 миллиона 273 тысячи квадратных метра. Введено в эксплуатацию более 400 объектов торговли, культуры, образования и коммунального хозяйства, административных и офисных зданий, бизнес-центров, автосервиса общей площадью миллион 260 тысяч квадратных метров. Мы впервые за последние годы добились прорыва в бюджетном строительстве. Почти 5,8 миллиардов рублей было выделено на строительство и реконструкцию жилья и социальных объектов. Мы высокими темпами расселяем сегодня ветхое и аварийное жилье. Почти 900 квартир будет куплено под расселение жилья в зоне КАД.
Проще говоря, это то, что делает комфортнее, цивилизованнее жизнь всех слоев населения, каждого жителя, вне зависимости от размера кошелька. Это то, что впрямую определяет социальное самочувствие людей – школы и детские сады, кинотеатры и театры, спортшколы и спортплощадки, дома для престарелых и центры реабилитации инвалидов. В 2005 году, впервые за постсоветское время, город включил капитальное строительство социальных объектов в приоритеты бюджетной политики. В одной только области здравоохранения: завершено строительство хирургического корпуса Покровской больницы, нового блока больницы им.Семашко в Пушкине, проведена реконструкция зубопротезной поликлиники в Кронштадте, выполнен первый этап реконструкции городского онкологического диспансера в Кировском районе, продолжается строительство онкологической больницы в поселке Песочный, начата реконструкция Мариинской больницы и строительство поликлиники для взрослых в Выборгском районе.
Мы продолжили сокращать отставание в строительстве метро, которое грозило проблемами глобального характера. В 2005 году введена в эксплуатацию станция «Комендантский проспект», возобновлены активные работы на Фрунзенском радиусе, закуплено 59 новых вагонов. Идет энергичная работа по комплексной модернизации Невско-Василеостровской линии метрополитена. В 2005 году мы один за другим создавали транспортные подходы к Кольцевой автомобильной дороге, было построено 5 крупных путепроводов и транспортных развязок, завершена реконструкция проспекта Энгельса, отремонтировано 2,5 миллиона кв.метров городских дорог.
2005 год был, без преувеличения, знаковым для энергетики Петербурга. Правительством города приняты концепции генеральных схем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Сегодня город имеет детально проработанную стратегию развития систем инженерного обеспечения на период до 2010 года и с учетом перспективы до 2025 года. Это база, без которой развивать город невозможно, как невозможно построить дом без фундамента. Существенно увеличены объемы ремонта инженерных коммуникаций. В рамках инвестиционного проекта «Газпрома» по реконструкции системы теплоснабжения Петроградского района построено 20 современных модульных автоматизированных котельных (к слову, в этом году будет построено еще 38), реконструировано около 30 километров тепловых сетей.
В рамках Программы газификации поселков и пригородов Санкт-Петербурга проложен 41 километр газопроводов. Активно реализуется инвестиционный проект по прокладке теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной. Впервые за 15 лет город и Федеральная сетевая компания приступили к строительству новых крупных электропитающих центров для обеспечения развития Петербурга. Событием общеевропейского масштаба стал ввод в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений. Впервые в нашей истории мы переходим на международные экологические стандарты XXI века.
В прошлогоднем послании я отмечала, что в Петербурге произведен запуск реальной, а не декоративной реформы жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня подчеркну: реформы всегда оказываются сложнее, чем кажется реформаторам. Нам не дано учиться на чужих ошибках, потому что мы первыми из регионов начали перевод неповоротливой и консервативной системы ЖКХ на рыночные рельсы. Да к тому же в условиях критического состояния жилищного фонда и инженерных коммуникаций. Мы первыми прокладываем эту колею.
Реформа такого масштаба ломает не только стереотипы управления, но и стереотипы сознания, в том числе самих граждан, которых мы призываем стать реальными хозяевами своего дома и своего двора. Наивно ожидать мгновенный эффект. Но первые, убедительные результаты налицо. Уже более 18-ти миллионов квадратных метров жилья переданы в управление на конкурсной основе. В капитальный ремонт жилого фонда привлечено дополнительно, за счет инвестиций, 300 миллионов рублей. Только в домах старой застройки создано почти 900 товариществ собственников жилья. Доля жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, превысила 25%. Отремонтировано около 6 тысяч лестничных клеток и свыше 920 тысяч квадратных метров кровель – впервые за все постсоветское время.
2005 год отмечен оживлением ипотечного кредитования. Выдано 4,5 тысяч кредитов – в девять раз больше, чем два года назад. Городом подписано соглашения с более, чем тридцатью банками о развитии ипотечного кредитования. В результате многие банки сегодня снизили первый взнос с 30 до 10%, а сроки кредитов увеличены с 5 до 15-20 лет. Очевидный всплеск интереса к ипотеке убеждает, что петербуржцы стремительно расстаются с патернализмом, они готовы больше работать, больше зарабатывать и инвестировать в собственное жилье. В ходе недавнего визита в США мы провели переговоры с представителями крупнейших финансовых корпораций о возможности их участия в петербургских ипотечных проектах. Мы будем и впредь делать все, что зависит от власти, для развития ипотеки. Ведь мировой опыт свидетельствует: массовая ипотека – это витамин роста для среднего класса.
За счет бюджета города мы решали жилищные проблемы тех, за кого в ответе государство. Впервые принята целевая программа «Жилье работникам бюджетной сферы». 237 миллионов рублей направлены на закупку жилья для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Мы достойно отметили 60-летие Великой Победы. Совместными усилиями власти и бизнеса удалось решить социально-бытовые проблемы многих участников войны и блокадников. Но главное все же – та атмосфера уважения и благодарности нашим уважаемым ветеранам, которая охватила город в юбилейные дни. В минувшем году избран новый состав Уставного суда Санкт-Петербурга. Убеждена, беспристрастный и справедливый подход судей к исполнению своих полномочий обеспечит соответствие всех принимаемых решений нормам городской Конституции. Уже говорила и повторю: в Петербурге не будет правового нигилизма. Уставный суд – важный институт демократического общества. Мы выполняли и будем выполнять его решения.
Подводя итоги 2005 года, подчеркну главное: нам удалось сохранить и нарастить темп модернизации всех ключевых отраслей городской экономики, городского хозяйства и социальной сферы. Оглядываясь назад, можно сказать, что в первый год нашей работы мы стояли перед выбором: радикальный прорыв или неизбежная стагнация. Требовалось стремительно запустить реформы, реанимировать упущенные возможности. Это потребовало сразу задать предельный темп. Многие, не скрою, считали, что в 2005 году замедление темпов развития неизбежно.
Но итоги года опровергли эти опасения. Я бы сказала так: мы вышли на длинную дистанцию, но сохранили спринтерскую скорость. Инновационный, прорывной стиль управления городом – это наш выбор. Наступательность, прагматизм, жесткая ориентация на результат, использование геостратегических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических преимуществ Петербурга для повышения статуса и конкурентоспособности города – это наш курс. Не отступая от этого курса, мы должны в 2006 году добиться новых, осязаемых результатов во всех сферах, которые определяют качество жизни петербуржцев. В бюджете 2006-го года на адресную инвестиционную программу направлено 27,9 миллиардов рублей. Рост по сравнению с 2005-м годом – 34%! Расходы на здравоохранение – 28,7 миллиардов рублей (рост за год – 22%). Расходы на социальную политику – 20 миллиардов рублей (рост – 28%). Расходы на безопасность и правоохранительную деятельности – 4,3 миллиарда рублей (рост – 17%).
Новые бюджетные возможности позволяют усилить приоритеты бюджетной политики на 2007 год. Они таковы:
- увеличение адресной инвестиционной программы с акцентом на капитальное строительство жилья, инженерной инфраструктуры, дорог и объектов социальной инфраструктуры;
- рост расходов на капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство города;
- усиление социальной направленности бюджета с целью сокращения масштабов бедности, адресная социальная помощь;
- рост расходов на здравоохранение;
- рост расходов на улучшение социально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, инвалидов, работников бюджетной сферы;
- существенный рост расходов на поддержку детства.
От чрезвычайных мер поддержки беднейших слоев населения мы переходим к системной социальной политике. В 2006 году будет завершена подготовка проекта рамочного закона «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» – настоящей социальной конституции нашего города. В этом же году мы должны принять Концепцию развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 – 2010 годы. Она определит стандарты, нормы и нормативы социального обслуживания, оптимальную систему учреждений социальной защиты, механизм бюджетного финансирования социальных услуг.
В ближайшее время правительство внесет в Законодательное собрание проект закона «О социальном такси в Санкт-Петербурге». Эксперимент по созданию службы социального такси для лежачих больных и престарелых, проведенный в Колпино, убедил: для людей с ограниченными возможностями это реальное расширение доступной среды, если угодно, еще одно окно в мир. Полностью оправдала себя действующая в Петербурге система квотирования рабочих мест для инвалидов. В 2005 году работодателями трудоустроено свыше 17 тысяч человек. В 2006 году будет обеспечена занятость не менее 20 тысяч инвалидов. В прошлогоднем послании была поставлена задача открыть первый в Петербурге и самый современный в России Центр социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста старше 16 лет. Строительство Центра в Пушкине завершается. Здесь будет и бассейн, и спортзал, и мастерские, и комфортабельный жилой комплекс, и тренировочные квартиры для обучения инвалидов навыкам самостоятельной жизни.
Вынуждена вновь, как и в предыдущих посланиях, назвать демографический кризис острейшей проблемой Петербурга. Еще Урхо Кекконен сказал когда-то: будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок. Точнее не скажешь. Численность постоянных жителей нашего города за прошлый год вновь уменьшилась на 20 тысяч человек. Показатели рождаемости существенно не улучшились. Отмечу, правда, несколько положительных сдвигов: уменьшение младенческой смертности на 14%, рост числа браков – на 5% и сокращение количества разводов – на 8%.109 тысяч петербургских семей получают пособия на детей. Единовременные компенсации на рождение ребенка составили в 2005-м году уже 301 миллион рублей.
Убеждена: нам необходимо безотлагательно подготовить и принять закон Санкт-Петербурга «Об обеспечении жилой площадью многодетных семей». Медлить здесь нельзя.
В каждом районе должен быть создан Центр социальной помощи семье и детям, а также районные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Необходимо увеличить пособия детям школьного возраста, которые получают сегодня 61,5 тысяч детей из малообеспеченных семей. Абсолютно уверена: мы уже готовы к тому, чтобы ставить перед собой крупные, амбициозные, стратегические цели не только в экономике, градостроительстве, инновационном развитии, но и в социальной политике. Возвращая Петербургу европейское лицо и его изначальный столичный статус, мы должны наконец сказать себе: в европейской столице России не должно быть детских домов! Хоть кого-нибудь не задел за живое знаменитый проект 5 канала «Настоящий герой», посвященный брошенным детям? Слезы стояли в глазах ветеранов и подростков, мужчин и женщин, депутатов и чиновников.
Так давайте спросим себя: неужели 5 тысяч сирот не найдут приют в петербургских семьях? Неужели мы не справимся с этим тяжким наследием, уродующим нравственное лицо города? Принятое нами в 2005 году решение о трехкратном повышении оплаты труда приемных родителей увеличило и, уверена, еще увеличит количество приемных семей. Решение своевременное, но недостаточное. Считаю, что мы готовы к более радикальным мерам поддержки людей, готовых брать на воспитание детей-сирот.
Даже самые добрые и благородные люди воздержатся от роли приемных родителей, если город не создаст им нормальных условий для воспитания. Мы должны безотлагательно разработать и принять Закон Санкт-Петербурга о приемных семьях и заложить необходимые расходы в бюджет 2007 года. Но при этом не может и дальше оставаться в тени прямая обязанность местного самоуправления развивать опеку и попечительство. Общество вправе спросить органы МСУ: что конкретно сделано на местах для устройства сирот в семьи, сколько детей обрели приемных родителей? Увы, убедительного и внятного ответа пока нет. Демографический вызов – один из тех, которые обострялись десятилетиями и не имеют простых решений. Ответ на них зависит от того, как быстро мы в целом продвинемся по пути модернизации города.
Убеждена абсолютно: результаты новой бюджетной политики и проводимых реформ должны, наконец, ощутить петербуржцы в своей собственной, частной жизни. Ведь рост доходов и рост качества жизни – это еще не одно и то же. Средний петербуржец быстро обновляет свой бытовой уклад - с ростом доходов он лучше питается и лучше одевается, больше денег вкладывает в обустройство жилья, в обучение детей и в семейный отдых. Мы не можем сказать, что так же быстро модернизируется и наша городская среда – дороги, поликлиники, детские сады и школы, дворы и подъезды, социальные учреждения и места отдыха.
Не может быть удобным для жизни город с очередями в поликлиниках, дефицитом спортплощадок, дырявыми кровлями и залитыми подвалами, с транспортными пробками, нехваткой парковочных мест и плохой экологией. Здесь нет мелочей, здесь все важно – и расстояние до магазина, торгующего предметами первой необходимости, и время ожидания автобуса на остановке. Граждане Петербурга ждут радикального ускорения модернизации городской среды. Именно для этого мы начали и продолжаем осуществлять серию новаторских, крупномасштабных проектов, которые закладывают принципиально новые возможности для развития города и роста качества жизни.
Принят целый ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по ключевым, стратегическим петербургским проектам. Это строительство морского пассажирского терминала на Василевском острове и формирование морского фасада города, Западного скоростного диаметра, нового стадиона на месте стадиона имени Кирова, реорганизация авиационного предприятия «Пулково». Правительством России принято принципиальнейшее для нас решение о передаче полномочий по управлению федеральным имуществом на территории Петербурга Правительству города. Огромное, неоценимое значение имеет та неизменная поддержка, которую оказывает нашим крупнейшим проектам, и в целом развитию города, Президент России. От имени всех жителей нашего города позвольте выразить самую искреннюю признательность Владимиру Владимировичу Путину за его внимание к Петербургу, настоящему и будущему северной столицы.
В 2006 году на петербургские объекты в бюджете страны предусмотрено 23,3 млрд.руб. Набирает темп сооружение второй очереди Восточного полукольца КАД. Динамика строительства КАД стала импульсом для рывка в сооружении Западного скоростного диаметра. Ввод Кольцевой автодороги и строительство Западного скоростного диаметра впервые создадут единую систему скоростных магистралей, без которой город давно задыхается. В 2006 году в соответствии с соглашением с ОАО «РЖД» начнется реконструкция Американских мостов на Обводном канале, строительство путепровода «Александровская ферма».
В этом году мы приступаем и к долгожданному строительству Орловского тоннеля под Невой. Он соединит два берега Невы в районе Пискаревского проспекта и Орловской улицы, обеспечит круглосуточное движение, что особенно важно в период навигации и разгрузит городские дороги и мосты.
Во второй половине текущего года будет объявлен инвестиционный конкурс на создание надземного экспресса. Так же, как и Орловский тоннель, он вполне может претендовать на роль символа новых, действительно европейских стандартов модернизации городской среды. В 2006-ом году мы начнем реконструкцию проспекта Большевиков, строительство Митрофаньевского шоссе – дублера Московского проспекта, развернем строительство подъездов к развивающимся промышленным зонам – Юго-Западной, Красносельской, Шушарам. После сооружения временной переправы начнется реконструкция моста Лейтенанта Шмидта.
В строительстве метро все ресурсы будут стянуты на Фрунзенском радиусе. В этом году будет введена в эксплуатацию станция «Парнасская», закуплено свыше 30-ти новых вагонов метро и проведена реконструкция свыше 20-ти эскалаторов. Продолжится реализация крупнейших строительных проектов, начатых в прошлом году – многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина» с рекордным объемом иностранных инвестиций, Морского пассажирского терминала – в 2006 году тут будут начаты работы по намыву 477 гектар новой территории.
Принято принципиальное решение о строительстве нового стадиона, отвечающего стандартам ФИФА и УЕФА, в западной части Крестовского острова. Окончательно решен вопрос о начале строительства современного многофункционального комплекса на Лиговском проспекте на месте печально известной «ямы».
После векового перерыва возрождается изначальная петербургская традиция – культурные объекты сооружаются и реконструируются по проектам крупнейших зарубежных архитекторов. Вторая сцена Мариинского театра, возводимая за счет федерального бюджета по проекту Доминика Перро, должна быть сдана в 2009 году.
Победитель международного инвестиционного конкурса на реконструкцию острова Новая Голландия начинает работы по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. Нет никакого преувеличения в том, что возвращение городу Новой Голландии, этой настоящей петербургской жемчужины – событие исторического масштаба.
Будет продолжена программа «Фасады Санкт-Петербурга», которая финансируется как из бюджетных, так и внебюджетных средств Фонда развития Санкт-Петербурга. Рекордная сумма – более 8 миллиардов рублей направлена в этом году на строительство бюджетного жилья и объектов социального назначения. Еще раз подчеркну: мы уже не вернемся в недавнее прошлое, когда новая школа, детсад, поликлиника были для города почти несбыточной мечтой, равно как и новые квартиры для жителей аварийных домов. Объем бюджетного жилого строительства должен быть увеличен в этом году до 150 тысяч квадратных метров.
К концу года мы обязаны отчитаться перед гражданами о завершении строительства двух поликлиник, двух школ и детского сада в Приморском районе, поликлиники в Выборгском районе, школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Адмиралтейском районе, специального жилого дома для одиноких пенсионеров на Василевском острове и начале строительства долгожданной бани во Фрунзенском районе. Считаю принципиальным, что все социальные объекты проектируются по современным стандартам, а практически все детские учреждения оснащены бассейнами.
Темпы строительства требуют от нас включать в оборот все новые и новые земли, в том числе депрессивные территории. Этот важнейший ресурс развития города не был востребован с советских времен. Жизнь заставляет нас стремительно наверстывать упущенное. Уже в этом году начнется реконструкция квартала Шкапина – Розенштейна, впереди – комплексное освоение микрорайона «Северная долина» площадью 540 гектар, развитие территории «Московская-Товарная». А в 2007-ом году – Юго-Западной Приморской части Петербурга. 300 гектар в центре города освободится от складов.
Все наши проекты, независимо от масштаба, соразмерны потребностям мегаполиса. Потому что для жителя Петербурга и огромная скоростная автострада, и благоустроенный двор, и удобный офис собеса, и отремонтированный подвал – все это приметы нового качества жизни. В прошлом году стартовала программа «Дворы Санкт-Петербурга», в этом году на благоустройство дворовых территорий бюджет выделяет около двух миллиардов рублей. По итогам года 17% дворовых территорий должны быть благоустроены.
Первый же год реформы жилищно-коммунальной сферы принес снижение жалоб населения на качество коммунальных услуг. Социологические опросы подтверждают эту позитивную тенденцию. Но мы далеки от самообмана: состояние жилого фонда, особенно в исторической части города, чрезвычайно сложное. Найти разом средства, равные двум городским бюджетам, и бросить их в ЖКХ можно только в сказке. Мы не сказочники и не волшебники. Но в наших силах, с одной стороны, наращивать рыночный, инвестиционный потенциал реформы, с другой – максимально эффективно тратить средства бюджета.
До конца 2006 года мы должны передать в управление на конкурсной основе весь жилищный фонд Петербурга, за исключением лишь тех домов, где жители уже сами выбрали способ управления. Другого пути привлечь крупные инвестиции в ЖКХ и сломать сопротивление системы не существует. Только рынок, только конкуренция, только превращение жильцов из бесправных потребителей в собственников! Мы будем еще активнее стимулировать создание товариществ собственников жилья, направляя средства на ремонт в первую очередь туда, где образованы ТСЖ.
Бюджетом 2006 года предусмотрено 5,6 миллиардов рублей на капитальный ремонт жилого фонда – на 20% больше, чем год назад. Мы впервые приблизились к нормативу ежегодного текущего ремонта кровель. Считаю, что именно на этом нужно сейчас сконцентрировать ресурсы, чтобы в следующем году сдать все кровли под ключ и забыть об этой проблеме. Также необходимо заметно увеличить объемы ремонта подвалов и лифтов. Да, это очень затратно. Но только так, двигаясь вперед крупными шагами, мы добьемся результата, который наглядно ощутят петербуржцы. Результат – это самый красноречивый оратор. Холодную зиму мы сумели пережить без крупных аварий.
Но звонок прозвенел: перебои с теплом и светом держали город в крайнем напряжении. Очевидно для всех: нельзя больше выжимать последние соки из дряхлой инженерной инфраструктуры, которая строилась еще в советские годы. Город впервые взял на себя обязательства инвестировать в разы больше бюджетных средств в реконструкцию и техническое перевооружение инженерной инфраструктуры. «Газпром» продолжит модернизацию системы теплоснабжения в Петроградском районе. Начнется строительство подстанции «Ржевская» на инвестиционной основе, строительство юго-западной ТЭЦ и котельной на Ржевке с объемом инвестиций
1,5 миллиарда рублей. 500 миллионов рублей «Газпром» выделяет в этом году на продолжение программы газификации пригородов Петербурга. Но при этом считаю нужным напомнить: модернизация не означает расточительность. Ресурсы дешеветь не будут. Поэтому всем – и работникам коммунальных служб, и гражданам – придется научиться сбережению энергии, тепла, воды и газа. Реальный ресурс повышения конкурентоспособности нашей экономики и качества жизни людей – это подъем малого бизнеса. Это гибкий, динамичный сектор, богатый талантливыми людьми. Здесь занято 33%, то есть ровно треть от общего числа работников петербургских предприятий. Доля оборота малых фирм составляет уже 29%, а их число выросло за год на 15%. Причем более 70% работающих в этом секторе занято в промышленности, в сфере услуг, транспорта, в строительстве, в науке и образовании.
Наша политика поддержки малого бизнеса остается неизменной. До двухсот новых предприятий в день регистрируется благодаря введенному принципу «единого окна». В закон о едином налоге на вмененный доход трижды за год вносились изменения, снизившие налоговую нагрузку на малый бизнес на 370 миллионов рублей. В этом году для предприятий розничной торговли единый налог уменьшен еще на 80 миллионов рублей. Треть всех городских заказов у нас получают малые предприятия – это вдвое превышает квоту, установленную федеральным законом.
Доступ к ресурсам – вот в чем нуждается прежде всего малый бизнес. Почему же программа господдержки кредитования малых предприятий так и не заработала? Почему только 11 фирм обратились за кредитами? Давайте честно назовем причину: малый бизнес с трудом выходит из теневого оборота, который по некоторым оценкам в семь раз превышает официальный. Наша задача – планомерно, без компанейщины, в сотрудничестве с объединениями самих предпринимателей выводить этот сектор экономики из тени. В конечном счете это в интересах и самих бизнесменов, и их работников. Считаю, что легализация доходов возможна путем уменьшения финансовой нагрузки на предприятие по мере увеличения налоговых поступлений. Такой механизм должен быть разработан без промедления.
По инициативе городского Общественного совета по малому предпринимательству упрощен порядок перевода помещений из жилого в нежилой. Мы обратились также в Государственную Думу с законодательной инициативой – дать льготы малым предприятиям по выкупу арендованных помещений с рассрочкой на 3 года. Считаю необходимым предоставить малому бизнесу и возможность получать льготные кредиты под выкуп арендованных объектов.
В бюджете нынешнего года на поддержку малого бизнеса заложено 50 миллионов рублей. В 2007 году нужно существенно увеличить, а возможно и удвоить эту сумму. Но при этом предельно точно спланировать структуру расходов. На что эффективнее всего потратить деньги? На обучение малых предпринимателей, на их участие в международных выставках, на работу венчурного фонда? Малый бизнес через свои общественные советы должен сам сказать, какая поддержка будет наиболее ощутимой. Нужно незамедлительно снизить административные барьеры для малых предприятий, исключить все лишние бюрократические инстанции, способные убить любую частную инициативу.
Центр поддержки малого бизнеса постепенно смещается в районы. Мы открыли на местах уже 16 центров делового развития, чтобы методически помогать предпринимателям. Во всех районах созданы общественные советы по малому бизнесу. Работы для них – непочатый край. Взять хотя бы развертывание небольших современных объектов мелкорозничной торговли, создание магазинов шаговой доступности, особенно в спальных районах. Это ниша, которую малый бизнес способен быстро освоить. И в собственных интересах, и в интересах горожан.
В этом году мы взяли на себя обязательство добиться радикального улучшения работы общественного транспорта. По итогам I полугодия будут публично подведены итоги I этапа транспортной реформы. Мы начали ее, по сути, первыми в стране с одной целью: привлечь частные инвестиции в общественный транспорт. Почти 700 новых автобусов выйдут на линии социальных перевозок. В целом подвижной состав увеличится на 24%. 42% маршрутов должны иметь интервал движения не более 10 – 20 минут. На 20-ти с лишним маршрутах время ожидания не должно превышать 5 – 10 минут. Повторю: пока это лишь первый этап реформы, ни революций, ни чудес не будет. Но улучшение транспортной ситуации должно быть зримым и осязаемым для людей. И, конечно же, зримыми и осязаемыми должны быть уже первые результаты реализации в Петербурге приоритетных национальных проектов. Петербург – столица регионов. Дело чести для города - предъявить стране модель эффективного использования потенциала национальных проектов для повышения качества жизни граждан.
Уже на старте проекта «Доступное жилье» наш город имеет мощный задел для его ускоренной реализации. Это и рекордные объемы строительства жилья, и вложения в инженерную подготовку новых территорий, и рост ипотечных кредитов, и расселение ветхого фонда. За прошедший год было подготовлено 160 земельных участков для проведения открытых торгов. 374 миллиона рублей выделено в 2006-ом году на реализацию целевой программы «Жилье – работникам бюджетной сферы» и 258 миллионов рублей – на выдачу безвозмездных жилищных субсидий для льготных категорий граждан.
Вместе с тем федеральный центр пока не предложил регионам конкретной помощи в реализации национального проекта. Остается невнятной государственная строительная политика: регионы действуют по собственным регламентам и стандартам, законы (в частности о долевом строительстве) «одно лечат, другое калечат», вводится неоправданная по объему бюрократическая отчетность. Говоря откровенно, город пока остается один на один со своими достижениями и проблемами. Главной из проблем остается подключение нового жилья к энергоресурсам, а также завышенная федеральными структурами цена согласований строящихся объектов.
Модернизация петербургской системы здравоохранения - ключевой фактор повышения качества жизни. Еще в прошлом году мы сместили акценты бюджетной политики, отдав приоритет реконструкции, строительству и оснащению больниц и поликлиник. В этом и следующем году мы пойдем еще дальше, соединяя собственные бюджетные возможности и потенциал национального проекта.
Вслед за участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и медицинскими сестрами дополнительные выплаты, начиная со второго полугодия, будут получать и сотрудники скорой помощи. Только в этом году переподготовку пройдет 1600 врачей и 2 с половиной тысячи медсестер. Иммунизация и вакцинация населения охватит 985 тысяч человек. Создается регистр больных, нуждающихся в дорогостоящих, высокотехнологичных видах медицинской помощи. 120 миллионов рублей будет потрачено на информатизацию лечебно-профилактических учреждений, и еще 600 миллионов – на закупку самого современного оборудования.
Петербург получит дополнительно лекарств и препаратов для лечения полторы тысячи ВИЧ-инфецированных. В Центре СПИДа откроется отделение психологической и социальной помощи больным с ВИЧ-инфекцией. Уже с этого года все новорожденные будут проходить обследование с целью выявления тяжелых наследственных заболеваний. Введены родовые сертификаты. Всего в рамках национального проекта «Здоровье» город дополнительно из Федерального бюджета получит в этом году более 2 миллиардов рублей. При этом мы настаиваем, чтобы федеральный центр вернул льготные лекарства для людей, страдающих тяжелыми формами заболеваний.
Беспрецедентные вложения в медицину должны зеркально отразиться на качестве медицинской помощи. Да, реформа началась с повышения зарплат и социального статуса медиков. Но этим она не заканчивается. В ответ общество вправе потребовать от руководителей учреждений здравоохранения новых стандартов медицинского обслуживания. Очереди в поликлиниках, хождение больных по кругу за одним рецептом, проблема получить консультацию врачей-специалистов – под всем этим раз и навсегда должна быть подведена черта.
Реализуя национальные проекты, мы должны избежать соблазна погнаться за формальным результатом. Образования это касается в полной мере. Переход к системе хозяйственной самостоятельности школ даст результат только тогда, когда все педагогическое сообщество адаптируется к новым условиям. Ведь педагог не просто учит – он формирует личность. Как метко заметил однажды известный мастер афоризма Уинстон Черчиль: школьный учитель обладает властью, о которой премьер-министр может только мечтать. Национальный проект и городская программа модернизации образования требует от учителя, завуча, директора школы успевать за временем. Ведь уже в 2007-м году все образовательные учреждения Петербурга будут не просто обеспечены компьютерами в соответствии с европейскими нормами, а подключены к быстрому интернету.
Правительство города учредило региональные премии «Лучший учитель» и «Лучший классный руководитель» в размере 20 тысяч рублей для ста педагогов. Мы укрепляем систему материальных стимулов национального проекта. Школы Петербурга будут претендовать на гранты в размере 1 миллиона рублей. По результатам конкурсного отбора господдержку получат 58 школ и гимназий. Мы добиваемся от Федерального правительства включения в национальный проект и учреждений дошкольного, начального и среднего профессионального образования.
Одна из двух главных бизнес-школ России в рамках национального проекта будет создана на факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Потенциал петербургского образования неисчерпаем. Нужно добиться лишь одного: соединить интеллект нашей средней и высшей школы с европейскими стандартами организации образования. В этом суть модернизации отрасли, в которой Петербург не может не быть лидером.
Неоспоримое лидерство Петербурга как одной из мировых культурных метрополий требует к 2007 году сформулировать масштабную, смелую и адекватную времени культурную стратегию на перспективу. Считаю, что мы вплотную подошли к этой цели, успев многое сделать в 2005-м году для укрепления материальной базы нашей культуры. Открылся комплекс новых зданий Российского государственного исторического архива. Следующий этап – перенос всей информации на электронные носители, что создаст уникальные возможности для исследователей. После трехлетней реставрации открылся Концертный зал Государственной Академической капеллы. В августе этого года будет завершена реконструкция Александринского театра, продолжится ремонт ТЮЗа, начнется реконструкция Молодежного театра. Завершается работа по оптимизации киносети. Начата комплексная модернизация общедоступных библиотек.
Наш город укрепляет лидерские позиции и в спорте высших достижений. 7 медалей петербургских спортсменов на зимней Олимпиаде в Турине, половина золотых медалей – это лучшая пропаганда физической культуры. Число петербуржцев, занимающихся физкультурой и спортом, выросло за год на 110 тысяч человек. И все же это всего 12% населения. Вывод: все внимание – оздоровительной и спортивной работе по месту жительства. За счет ремонта и закупки спортивного оборудования и инвентаря мы уже в этом году улучшили условия для занятий 15-ти тысяч детей и подростков по 35-ти видам спорта. Через три года физкультурно-оздоровительные комплексы с пропускной способностью 300 тысяч человек в год появятся в каждом районе.
Уже в 2005 году подготовлено к занятиям почти 900 летних и 800 зимних внутридворовых и пришкольных спортплощадок. Отремонтировано 415 спортивных залов, впервые за много лет закуплен спортинвентарь для 220-ти школ. В нынешнем году предстоит сдать в эксплуатацию универсальный спортивный комплекс с бассейном в Калининском районе, завершить реконструкцию детско-юношеской спортивной школы в Кировском районе, сдать под ключ «Ледовый стадион» в Московском районе и долгожданную Академию фигурного катания. А также отремонтировать 40 межшкольных стадионов.
В 2005 году Правительство города приняло пятилетнюю программу развития Петербурга как туристического центра. Бюджетное финансирование туризма выросло за год в 20 раз. Открыли двери 8 новых гостиниц и 19 отелей еще строятся. Мы сделали вполне реальную ставку на то, что к 2010-му году город будут посещать до 5 миллионов иностранных туристов, что позволит существенно увеличить доходы в петербургский бюджет от этой отрасли. Подчеркну: вполне реальную ставку, ибо туристический потенциал Санкт-Петербурга очевиден. Важно быстро и радикально улучшить качество сервиса, обеспечить комфорт и безопасность туристам и в первую очередь – снизить цены на услуги до среднеевропейских.
Рост качества жизни несовместим с тревогой людей о своей личной безопасности. Признаем, что это тревога не ослабевает. И хотя в целом уровень преступности в Петербурге значительно ниже, чем в среднем по России, количество уличных преступлений растет угрожающими темпами. Отчасти это результат более добросовестного статистического учета. Но серьезность ситуации, думаю, ни у кого сомнений не вызывает. Напряженной остается наркоситуация. Растет и число дорожно-транспортных происшествий, хотя количество самых тяжких из них, сопряженных с гибелью людей и детским травматизмом, за минувший год снизилось.
Должна подчеркнуть: городские власти не сидят, сложа руки. Бюджет наращивает поддержку ГУВД. В 2005-ом году на безопасность и правоохранительную деятельность было направлено 2 миллиарда 800 миллионов рублей. В 2006 – уже 3 миллиарда 300 миллионов. Установлены ежемесячные доплаты от 30 до 100% к должностным окладам сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних. Действуют 4 городские центра по профилактике наркомании. Завершено строительство реабилитационного центра в Калининском районе. Город оперативно выделяет помещения для участковых пунктов милиции. С целью предотвращения терактов, особенно в местах массового скопления людей, разработана и уже внедряется Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности города с использованием видеонаблюдения.
Правоохранительными органами быстро и эффективно раскрыт ряд особо тяжких, резонансных преступлений. Это показатель профессионализма оперативников и следователей. Сократилось число убийств и преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. Милиция эффективно действует в области антитеррора. На этом фоне резкий рост уличной преступности выглядит вызывающим диссонансом. Он указывает на острый дефицит упреждающих, профилактических мер в арсенале правоохранительных органов, на неэффективность работы многих участковых уполномоченных. Нападение на одинокого человека группы подонков, вооруженных битой, в темном дворе, без свидетелей труднее раскрыть, чем предупредить. Искателей чужих кошельков и мобильных телефонов остановит только угроза столкнуться лицом к лицу с милицейским патрулем. Участковые инспекторы должны знать поименно всех, кто может выйти на криминальную «охоту», особенно в вечернее и ночное время.
Но и гражданам пора понять: обуздание преступности нигде в мире не было и не может быть лишь заботой милиции, прокуратуры или суда. Это тот случай, когда общественность не вправе быть просто зрителем и критиком властей. Количество добровольных народных дружин растет, но все еще медленно. 3 тысячи членов ДНД – это капля в море для пятимиллионного мегаполиса. Органы местного самоуправления пока вяло используют рычаги, данные им законом. Противодействие криминалу должно быть поддержано на местах и органами МСУ, и районным звеном исполнительной власти, и всеми структурами гражданского общества.
Это абсолютно справедливо и в отношении преступлений на национальной почве. Заверяю вас: все они находятся под моим постоянным личным контролем. Правительство города предпринимает все необходимые меры для их быстрого и эффективного раскрытия. А для правоохранительных органов – это дело профессиональной чести. Не вмешиваясь в полномочия судебной власти, выражу свою позицию: наказания за такие преступления должны быть предельно жесткими! И потому, что безнаказанность – это дрожжи для криминала. И потому, что преступники посягают на сами устои нашей жизни, на исконную петербургскую терпимость, открытость миру, уважение к личности. Не случайно наглые вылазки экстремистов, составляющие по статистике всего 0,1% от общего числа преступлений, вызывают столь острый и болезненный резонанс в общественном мнении. Я знаю, как оскорбительны для петербуржцев и попытки использовать эти факты для приклеивания городу разного рода ярлыков.
Никто не снимает ответственности с правоохранительных органов. Но климат социальной солидарности, терпимости и гуманизма мы можем создать только все вместе. В 2006-ом году Правительство примет Программу борьбы с ксенофобией и укрепления толерантности в петербургском сообществе. Эта Программа должна детально регламентировать усилия власти, школы, вузов, общественных, молодежных и религиозных объединений. Она должна быть адресована всем и каждому. Мы делаем реальные шаги по укреплению той власти, которая ближе всего к людям. Часть управленческих функций и финансов передается на уровень районов и местного самоуправления. Это нужно делать без спешки и без сбоев в жизни города. А главное – добиваясь, чтобы все уровни власти и управления действовали как хорошо сыгранная команда.
Гораздо продуктивнее заработали коллегии районных администраций. Мы готовим резерв кадров, привлекаем в управленческую сферу молодых специалистов. Все районные учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты приобрели финансово-хозяйственную самостоятельность. Одновременно проводим ревизию деятельности различных штабов, комиссий, рабочих групп. Горожанам нужны конкретные дела, а не бумагооборот. Это особенно актуально для местного самоуправления. Закон Санкт-Петербурга «Об организации МСУ» передал муниципалитетам приоритет в вопросах создания ТСЖ, охраны общественного порядка, благоустройства, поддержки малого бизнеса, опеки и попечительства. Однако пока роль органов МСУ люди чувствуют слабо. Об этом смело можно судить по обращениям граждан в Правительство города.
За 2005 год в Смольный поступило 166 тысяч обращений. Все больше петербуржцев приходят в телевизионную приемную программы «Диалог с городом» - и с вопросами, и с критикой, и что очень важно – с конкретными предложениями. Считаю откровенный разговор с петербуржцами в телеэфире необходимой частью губернаторской работы. Могу смело сказать: программа дисциплинирует всю вертикаль исполнительной власти. По каждому из тысяч вопросов, поступающих от петербуржцев, принимаются меры - независимо от того, прозвучали они в эфире или нет. Все члены Правительства несут персональную ответственность за решения проблем граждан. Отписки не может себе позволить уже ни один чиновник.
Но я не раз говорила и повторю: гражданская активность – это не только просьбы, жалобы и критика. В первую очередь – это самоорганизация граждан. Это энергия активистов, создающих товарищества собственников жилья. Это попечительские советы при учебных заведениях. Это организации активной молодежи, ищущей свое место в обществе. Это благотворительные организации, без криков и саморекламы помогающие людям. Это объединения предпринимателей. Это национально-культурные объединения, укрепляющие толерантность и согласие. Это и есть растущее гражданское общество нашего города. Мы открыты этому обществу. Мы открыты для диалога. Нам нечего обсуждать только с экстремистами.
Завершая свое Послание, я хочу по традиции обратиться к петербуржцам.
Два с половиной года мы вместе работали, чтобы раскрыть потенциал Санкт-Петербурга и сделать жизнь в нашем города лучше – богаче, интереснее, динамичнее, комфортнее. Мы не сочиняем фантазий, не жонглируем несбыточными проектами. Мы просто возвращаем Петербургу петербургское. Мы возвращаем ему его законное место в России, Европе и мире. Мы ушли – поверьте, навсегда – от той забытости, запущенности, провинциальности, в которую десятилетиями искусственно загоняли город.
Мы не упустили тот исторический шанс, который открылся перед Петербургом в начале XXI века. Проекты, начатые два года назад, год назад, дают зримый эффект. В минувшем году мы запустили новые, еще более масштабные проекты в расчете на самый главный результат – повышение качества жизни петербуржцев. Но результат нам никто не подарит. Мы должны настроиться еще на более упорную, еще более солидарную работу. Образно говоря, мы с вами засеяли огромное поле возможностей и придется хорошо потрудиться, чтобы собрать урожай.
В длинном перечне итогов 2005-го года есть одна короткая строчка. Но как она важна! По данным социологических исследований, на 12% за год у нас выросло число оптимистов. Оптимисты рождаются там и тогда, где кипит жизнь, возникают новые возможности реализовать себя, планировать будущее, добиваться успеха. Это значит, что мы на верном пути.
Я благодарю вас за внимание.