Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 февраля 2006 12:09      333

Российской Антарктиде - 50 лет

Российской Антарктиде стукнул полтинник

Полвека назад - 13 февраля 1956 года - в эфир вышла первая метеосводка с первой советской антарктической станции «Мирный». Это означало начало советских исследований самого холодного материка. Несмотря на все сложности, которые переживала страна последние годы, научные работы в Антарктиде не прекращались ни на один день.

В начале января 1956 года первая Комплексная антарктическая экспедиция под руководством Михаила Сомова на дизель-электроходе «Обь» достигла берегов Антарктиды и высадилась на побережье моря Дейвиса. Прошло чуть больше месяца, и на берегу Правды (названном так в честь главной газеты Советского Союза) был поднят советский флаг – русские начали официальное «завоевание» ледового континента. К тому времени семь государств (Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Великобритания, Новая Зеландия и Норвегия) претендовали на различные части Антарктиды. Под чуткой опекой США эти страны уже были готовы договориться о ее разделе. Руководство СССР понимало, что времени терять нельзя – Антарктида (по площади сравнимая с территорией нынешней России) могла официально ускользнуть из-под внимания великой державы, победившей во Второй мировой войне.

По словам Валерия Лукина, начальника Российской антарктической экспедиции, поначалу научные исследования были лишь придатком глобальных интересов СССР (к примеру, в составе первой экспедиции геологов и геофизиков было всего девять, да и сам «Мирный», по описаниям участников, больше походил на военный лагерь, чем на мирный научный поселок во льдах). Советский Союз имел все права на такие действия. В частности, благодаря результатам русской кругосветной экспедиции под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и был открыт шестой континент - 28 января далекого 1820 года (с чем не согласны англичане, американцы и многие другие – у них есть свои открыватели Антарктиды).

Решение о направлении советской экспедиции было принято меньше чем за полгода до высадки – 13 июля 1955 года. Этого времени вполне хватило на организацию, благо у СССР был накоплен огромный опыт работы в северных широтах. Полярников после сравнительно недлительной подготовки просто перебазировали с одного полюса Земли на другой. Руководителем экспедиции был назначен Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, легендарный полярник, начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2». Возглавить «советский десант» мог и другой не менее легендарный исследователь Арктики – Иван Дмитриевич Папанин, начальник СП-1. В итоге государственных разборок Папанину доверили лишь напутственную речь перед уходом «Оби» из Калининграда. Как вспоминает участник первой экспедиции Владимир Ходырев (позже – с 1983 по 1990 год председатель Исполкома Ленсовета), Папанин пожелал полярникам в Антарктиде «построить в короткий срок обсерваторию и оставить зимовщиков». Что и было сделано. 13 февраля «Мирный» вышел в эфир - это означало, что там были установлены метеоприборы и построена метеоплощадка, работал дизель, дающий электричество, смонтирована радиостанция, обеспечены условия для жизни исследователей.

На первую зимовку на «Мирном» осталось работать 92 человека. Уже к концу 1956 года начали работу вторая и третья советские станции: 27 мая открылась «Пионерская» и 15 октября - «Оазис». Через год открылось еще две станции, в том числе и «Восток» - на южном геомагнитном полюсе Земли. Начался первый период советско-российского освоения Антарктиды.

Первый этап Валерий Лукин называет «рекогносцировочным», длился он примерно до начала 1970-х. За это время были составлены геологическая и тектоническая карты материка, проведены измерения толщины льда, исследован подледный рельеф (Атлас Антарктиды получил общемировое признание и был удостоен Госпремии). Второй этап сами полярники называют «золотым веком» антарктических исследований: до начала 1990-х советские специалисты интенсивно и систематически работали во всех частях материка, оценивая не только его минерально-сырьевой потенциал, но и в принципе отвечая на вопрос: «Что Антарктида может дать России?» Был сделан и серьезный анализ ресурсов окраинных морей.

Для третьего, современного периода, характерно проведение серьезных точечных научных исследований по наиболее приоритетным направлениям. По словам Валерия Масолова, начальника антарктической партии «Полярная морская геологоразведочная экспедиция», сейчас главное - «быть готовым сказать, где и что находится». А это минимум: железо, каменный уголь, уран, алмазы, золото медь, никель, кобальт, хром (правда под льдом, средняя толщина которого два километра). Изучение шельфа позволяет говорить о больших запасах нефти и газа...

Уже через три года после прихода советских исследователей был определен современный статус континента. 19 января 1959 года был подписан «Договор об Антарктике» (вступил в силу в июне 1961 года), направленный на недопущение милитаризации Антарктиды и замораживание территориальных претензий на неопределенный срок. Договор запрещает на территории южнее 60 параллели южной широты «любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Отдельная статья вводит запрет на «любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов». В 1991 году был принят Протокол по охране окружающей среды Антарктики - на геологоразведочные работы установлен 50-летний мораторий, все государства-участники Договора по Антарктике (их на данный момент 45) также обязались охранять экологию уникального материка.

Сейчас в Антарктиде круглогодично работают пять российских станций («Беллинсгаузен», «Новолазаревская», «Прогресс», «Мирный», «Восток») и две сезонные полевые базы («Дружная-4» и «Молодежная»). Согласно распоряжению правительства РФ о деятельности российской антарктической экспедиции в 2006–2010 годах, которое было издано в июле прошлого года, планируется расконсервировать еще три полевые базы - «Русскую», «Ленинградскую» (2007-08 годы) и «Союз». Принято принципиальное решение о строительстве нового современного судна, о превращении станции «Прогресс», расположенной на холмах Ларсеман, в столицу российской Антарктики. Существенно увеличено бюджетное финансирование. Если в 2005 году на операционные расходы выделялось 373 миллиона рублей, то в этом году – уже 550 миллионов (соответственно, на инвестиционные проекты – 48 и 148 миллионов рублей). Этим же распоряжением увеличена численность Российской экспедиции: с этого года она составляет 110 человек из числа зимовочного и 120 человек из числа сезонного состава.

Несмотря на все болезненные изменения, которые происходили с Советским Союзом и в России и сказывались на Антарктиде, работы, пусть и в урезанном виде, не прекращались ни на один день. На сегодняшний момент осуществляется переход от так называемых «минимально допустимых» параметров работы к «оптимальным». То есть, речь идет уже не о выживании Антарктической экспедиции, а о развитии и расширении ее деятельности. Благо и станции, и базы, и кадры, и инфрастуктура, и оборудование сохранились. Конечно, необходимо серьезное техническое переоснащение, приток молодых специалистов, и многое другое, но, судя по последним действиям правительства, наше государство к этому готово и Антарктиду не бросит.

Павел Тимофеев, Фонтанка.ру