Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 05 июля 2005 19:07      321

Это сладкое слово - жилище

К 8 годам лишения свободы в колонии общего режима приговорил сегодня военный суд старшего офицера квартирно-эксплуатационной службы (КЭС) Северо-западного округа внутренних войск майора Алексея Олейникова, обвинявшегося в мошенничестве с государственными жилищными сертификатами. Еще один обвиняемый по этому делу, расследованием которого занималась Главная военная прокуратура, - капитан внутренних войск в отставке Михаил Сапрыкин, сотрудник московского агентства недвижимости «Домострой-2000», приговорен к 6 годам лишения свободы. Суд также постановил возместить государству причиненный их действиями ущерб в размере более чем 33 миллиона рублей.

По версии следствия, свою преступную деятельность Алексей Олейников и Михаил Сапрыкин начали осенью 2002-го года. По долгу службы, майор Олейников формировал списки кандидатов на получение жилищных сертификатов и представлял их жилищные дела в соответствующие службы. Капитан Сапрыкин предложил ему принять участие в программе жилищных сертификатов, хотя офицеры и не имели на это права. Они составили подложные жилищные дела, в которых, например, преувеличили количество собственных родственников. Разведенный Алексей Олейников указал, что у него есть жена, а Михаил Сапрыкин написал, что с ним живут отец, мать и бабушка. Необходимые подписи на документах были подделаны.

После получения жилищных сертификатов, офицерам потребовалось их обналичить. Как утверждает следствие, эту часть аферы взял на себя Михаил Сапрыкин. Обратившись в агентство недвижимости «Домострой-2000», он продал полученные квартиры. Вскоре майор Сапрыкин был уволен из внутренних войск за несоблюдение контракта и устроился работать агентом в «Домострой-2000». Как отметил гособвинитель Андрей Каравай, все сделки с офицерскими квартирами (а в деле - почти 50 эпизодов) проводил именно агент Сапрыкин.

После первого успеха, как считает следствие, Олейников и Сапрыкин решили шире развернуть свою деятельность и стали предлагать знакомым офицерам, писавшим рапорты на получение квартир в регионах Северо-Запада (Петербурге, Псковской и Вологодской области), переписать их на Москву. Они утверждали, что по каким-то бюрократическим причинам ход дается только московским рапортам. Офицеры, желавшие получить квартиры как можно скорее, соглашались на предложение Олейникова и Сапрыкина формально указать в своей заявке столицу, а вместо жилищного сертификата получить от них необходимую для покупки квартиры в интересующем регионе сумму наличными. По версии следствия, именно разница между стоимостью квартир в Москве и других регионах интересовала Алексея Олейникова и Михаила Сапрыкина. Например, сумма, выделявшаяся по жилищному сертификату на жилье в столицы превышает аналогичную сумму для Петербурга, в среднем, где-то на 400 тысяч рублей.

По словам государственного обвинителя Андрея Каравая, если бы два товарища ограничились вовлечением в свою деятельность только тех, кто имел право на жилищные сертификаты, все могло бы закончиться благополучно, - ведь законодательство, регулирующее эту программу, недостаточно проработано. Однако Алексей Олейников и Михаил Сапрыкин зачастую убеждали писать рапорты тех офицеров, которые не увольнялись в запас и не имели выслуги более 10 лет, а, следовательно, по закону, не могли рассчитывать на получение жилищного сертификата. В нескольких случаях Алексей Олейников даже переделывал жилищные дела офицеров без их ведома и согласия.

И майор Олейников, и Михаил Сапрыкин свою вину во вменяемых преступлениях признали лишь частично. Оба они заявили, что провернули аферу только с собственными жилищными сертификатами. По поводу остальных эпизодов Алексей Олейников заявил, что как сотрудник КЭС просто старался помочь всем подававшим рапорты офицерам, а сведения, которые они предоставляли, никак не проверял. Михаил Сапрыкин утверждает, что все деньги обналичивать деньги через «Домострой-2000» его заставил начальник отдела жилищно-бытового обслуживания главкомата МВД полковник Николай Федяев. Кстати, по словам адвоката Михаила Сапрыкина Владимира Болдаряна, в начале июня Николаю Федяеву также вынесли приговор. Его обязали выплатить 90 тысяч рублей штрафа по двум эпизодам взяток во время службы в Северо-Кавказском округе.

Суд посчитал вину Алексея Олейникова и Михаила Сапрыкина полностью доказанной. В тот момент, когда судья произносил эти слова, Михаил Сапрыкин почти вскочил со скамьи подсудимых и в явном возмущении всплеснул руками. Алексей Олейников сидел, понурившись, как будто ничего и не слышал. Судья отметил, что ранее оба они к суду не привлекались, по службе всегда характеризовались хорошо, участвовали в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Также было отмечено, что Алексей Олейников – отец двоих детей-инвалидов, а Михаил Сапрыкин явился с повинной и частично возместил нанесенный ущерб (он заплатил около 1 миллиона 300 рублей). В итоге приговор оказался мягче, чем десять лет каждому, которые требовал прокурор. Но суд обязал осужденных выплатить государству причиненный ему ущерб – около 33 миллионов рублей.

Адвокат Михаила Сапрыкина Владимир Болдарян заявил, что, его подзащитный и его сослуживец стали жертвами системы. «Все идет из главкомата», - добавил он. По словам адвоката, в ходе следствия многие свидетели заявляли, что использованная Олейниковым и Сапрыкиным схема появилась еще в 2000-м году и именно в Северо-Кавказском военном округе. «Я рассчитывал, что суд это как-то обыграет», - печально заметил Владимир Болдарян. По его словам, на этапе предварительного следствия чего-то не хватило, чтобы разобраться в ситуации до конца.

Вопрос о том, будут ли Михаил Сапрыкин и Алексей Олейников подавать кассационную жалобу, в настоящее время решается.

Николай Конашенок,
Фонтанка.ру