Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!
Дорогие петербуржцы!
Я обращаюсь к вам сегодня с ежегодным, вторым по счету Посланием.
Это значит, что я буду говорить не только о том, что предстоит сделать, но и держать отчет о том, что сделано.
Повторю ключевую мысль прошлогоднего Послания. Я убеждена, что историческая миссия нашего города состоит в том, чтобы стать лидером российской модернизации, центром передовых инновационных идей, естественным мостом, связывающим Россию с Европой.
Это значит - в нашем сознании, в наших действиях, в нашей стратегии и тактике не должно быть места провинциальным комплексам «великого города с областной судьбой». Долгие годы мы сами недооценивали наш потенциал. Мы – европейская столица России и четвертый по масштабу мегаполис Европы. Наши геостратегические, интеллектуальные, экономические, культурно-исторические преимущества поистине уникальны.
Контраст между этими преимуществами и горой накопившихся проблем, к решению которых не подступались целыми десятилетиями, буквально бьет в глаза. Чтобы вывести город на магистральную дорогу обновления и модернизации, нам нужна тщательно выверенная, но при этом амбициозная, решительная и твердая политика. Нам нужны смелые, прорывные проекты. Именно так был определен курс Правительства Санкт-Петербурга, сформированного полтора года назад. От этого курса мы не отступали и не отступим ни на шаг.
Объективная оценка состояния дел в нашем городе, понимание наших сильных и слабых сторон, наших ресурсов и наших возможностей стало отправной точкой для упорной работы по реализации нашей стратегической цели - превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и гражданского развития.
В прошедшем году нам удалось добиться настоящего прорыва по ряду ключевых направлений в экономике и социальной сфере. Прежде, чем перейти к их анализу, подчеркну: это стало возможным благодаря новому политическому климату в городе.
Мы работаем в атмосфере конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной власти города. В атмосфере взаимопонимания городских властей и полномочного представительства Президента России. Конфликты, которые еще недавно загоняли город в политический тупик, остались в прошлом.
Я благодарна нашему депутатскому корпусу за ответственную позицию и за компетентное сотрудничество в разработке важнейших для Санкт-Петербурга законодательных актов. Это сотрудничество не исключает критики, споров и разных мнений, я подтверждаю нашу готовность вести прямой и честный диалог с Законодательным Собранием.
Летом прошлого года нами был подписан Совместный план законопроектной работы на 2004 - 2005 годы. Уже приняты и вступили в силу важнейшие законы, которые обеспечивают динамичное развитие города.
Лучший пример конструктивного сотрудничества – работа над бюджетом 2005 года. Никогда еще обе ветви власти не трудились над проектом бюджета так солидарно. Наши депутаты, и в первую очередь бюджетно-финансовая комиссия, включились в работу уже на «нулевой» стадии. Это позволило совместно подготовить выверенный документ, который без потери темпа прошел все чтения в Законодательном Собрании. Санкт-Петербург одним из первых субъектов Федерации получил утвержденный бюджет. Это помогло городскому Правительству заранее и четко спланировать свою работу на 2005 год.
Благоприятный климат в политике позволил добиться нового качества экономического роста. В 2004 году экономика нашего города развивалась быстрее, чем в предшествующие годы. Принципиально важно, что высокие темпы роста экономики достигнуты не за счет инфляционного эффекта, а за счет создания условий для конкурентоспособности местной промышленности и бизнеса. Впервые за последние годы этот рост можно назвать устойчивым.
Промышленное производство выросло на 14,1%. Это более, чем вдвое выше, чем в 2003 году и в целом по России. Валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 7,1%.
Стремительно развивались ведущие отрасли нашей промышленности – машиностроение и металлообработка. Их продукция выросла на 24,2%. Особых успехов добились высокотехнологичные, решительно продвигающие свою продукцию на мировые рынки предприятия энергомашиностроения и судостроения, которые завершили крупные заказы для Китая и Индии.
Продолжался устойчивый подъем и во второй по объему производства отрасли - пищевой промышленности – здесь рост составил 8,7%. В 2004 году в пищевой индустрии произведено продукции на одного работника на сумму 72,1 тыс. долларов.
Динамично развивался транспортный комплекс Санкт-Петербурга. Перевозки грузов всеми видами транспорта выросли на 6,6% , а грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга увеличился на 21,7%. Здесь переработано более 51 миллиона тонн экспортно-импортных грузов. Наш порт стал крупнейшим портом Балтики, а по сухим грузам - и Российской Федерации. Налицо усиление роли города как европейских ворот России.
Услуги связи выросли на 13%, оборот розничной торговли увеличился на 13,9%, оборот общественного питания - на 7,1%.
В конце 2004 года уровень регистрируемой безработицы был у нас одним из самых низких в России и составил 0,8% экономически активного населения. Быстрый экономический рост обеспечивает рабочими местами практически всех желающих трудиться петербуржцев.
Мы последовательно, системно создаем условия для динамичного развития экономики. Введены налоговые льготы для предприятий, осуществляющих капитальные вложения, определены условия предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга. В 2004 году внесены изменения в систему земельных платежей - чтобы создать условия для рационального использования земли предприятиями, для вовлечения земель в оборот. Для собственников зданий и сооружений в среднем в 3 раза снижена стоимость выкупа земли.
В прошлогоднем Послании я вынуждена была констатировать, что Санкт-Петербург стал уступать по показателям конкурентоспособности не только Москве, но и ряду других российских регионов. Сегодня можно утверждать: мы преодолели эту опасную тенденцию.
Во внешнеэкономической деятельности ключевые задачи городской власти – привлечение инвестиций и протекционизм нашим предприятиям на мировых рынках. Наша международная деятельность лишена протокольно-парадной составляющей. Она основана исключительно на прагматизме. Все переговоры, которые Правительство Санкт-Петербурга проводило и будет проводить на Востоке и на Западе, все они нацелены на конкретные результаты, и эти результаты уже налицо.
Визиты руководителей Правительства и деловых кругов Санкт-Петербурга в Японию, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан способствовали продвижению продукции петербургских предприятий на рынки сбыта этих государств, получению ими заказов, приходу в Санкт-Петербург серьезных инвесторов.
В Японии нами подписаны соглашения с корпорациями «Марубени» и «Сумитомо». Первая из них планирует участвовать в проектах строительства Западного скоростного диаметра, реконструкции системы водоснабжения. По соглашению с «Сумитомо» ведутся переговоры по проекту надземного экспресса, а также производству оборудования для городского электротранспорта нового поколения.
Продолжаются переговоры с компанией «Тойота» - о строительстве у нас крупного сборочного предприятия.
«Силовые машины» реализуют первую часть проекта реконструкции Марыйской ГРЭС в Туркменистане (общая сумма контракта – 300 млн. долл.).
За 2004 год объем иностранных инвестиций в наш город вырос на 40% и составил 900 млн. долл. Дело тут не просто в цифрах, хотя они и рекордные для последних лет. Решительно изменился сам инвестиционный пейзаж. Нас перестали считать экономической провинцией, городом, где можно наслаждаться культурой, но где нельзя делать крупный бизнес.
В круг наших инвесторов одна за другой включаются крупнейшие европейские, мировые и отечественные фирмы.
Перечислю несколько проектов, реализация которых началась в прошедшем году:
Строительство завода «Элкотек» по производству электронных изделий, гипсоварочного завода KNAUF, второй очереди завода «Интербир» (Тинькофф), а также проекты (Gillete), «Пепси», «Русский стандарт», «Яровит Моторс», «Первая мебельная фабрика» и другие с объёмом инвестиций от 20 до 100 млн. $. Подписано соглашение о строительстве завода по производству холодильников BOSCH und Siemens мощностью 500 тыс. штук в год и объемом инвестиций свыше 50 млн. евро. Подписано соглашение о строительстве завода по сжиганию осадков, реализация которого сделает Петербург первым городом в Европе, где будет полностью решена проблема утилизации осадков.
Достигнуты договоренности с Шанхайской инвестиционной компанией о строительстве многофункционального мегакомплекса «Балтийская жемчужина» с суммой инвестиций до 1,5 млрд. долл. Это абсолютный рекорд по объему иностранных вложений в Санкт-Петербург.
С крупными инвестициями приходят в наш город и ведущие российские компании. В Колпино начато строительство завода по производству труб большого диаметра «Северсталью» с объемом инвестиций в 430 млн. долларов. Мы начали реализацию программы полной модернизации системы теплоснабжения Петроградского района. По соглашению с «Газпромом» планируем ее завершить в 2008 году, объем инвестиций «Газпрома» составит порядка 4 млрд. рублей и 500 млн. рублей на газификацию пригородов в этом году.
Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции «Ржевская» с объемом инвестиций более 6 млрд. рублей. С «Российскими коммунальными системами» мы заложили первый камень в строительство за их счет котельной на Ржевке стоимостью свыше миллиарда рублей. Согласовано начало строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной на средства Внешторгбанка.
Эти проекты позволять не только улучшить качество теплоснабжения жителей нескольких районов, но и создать новые мощности для строительства и развития.
Сферу энергетики я бы назвала новой нишей для инвестиций в Петербург. Ведь до сих пор считалось, что бизнес в энергетику, сферу с долгой окупаемостью инвестиций, не заманить. Мы развеяли этот миф, доказав, что уверенность в политической и экономической стабильности города, в его осмысленной инвестиционной политике является для бизнеса самым убедительным аргументом.
Инвестиции в город - это высокооплачиваемые рабочие места, это налоги в бюджет, это повышение тонуса городской жизни, это увеличение объема средств, которые город может направить на капитальное строительство, ремонт изношенной инженерной инфраструктуры, решение самых болезненных социальных проблем, поддержку нуждающихся.
Как видите, даже краткое перечисление важнейших инвестиционных проектов занимает значительную часть Послания, а между тем в нашем инвестиционном портфеле еще целый ряд соглашений, предложений, протоколов о намерениях, которые уже в ближайшее время начнут работать.
Рост экономики - это и рост городских доходов. В процессе исполнения бюджета 2004 года нам удалось увеличить доходную часть почти на 10 млрд. руб., снизить на 18% долг города и завершить год с профицитом. Мы решительно исключили из практики любые бартерные схемы, строго придерживаясь принципа: каждая копейка – в бюджет. Беспрецедентным стал рост доходов в бюджете нынешнего 2005 года. По сравнению с предыдущим годом они увеличены на 38% или более чем на 1 млрд. долларов. Принципиально, что этот рост достигнут без увеличения фискальной нагрузки на экономику.
Осуществленная в прошлом году реформа системы городского заказа Санкт-Петербурга обеспечила экономию более 2 млрд. руб.
Отмечу, что позитивная бюджетная политика и низкий уровень долга Санкт-Петербурга обеспечивают неуклонный рост рейтингов нашего города по международной шкале. Дважды за прошлый год международные агентства повышали рейтинг Санкт-Петербурга, и впервые он сравнялся с Москвой. Также впервые рейтинги города получили статус инвестиционных. Это значит, что переход Санкт-Петербурга в зону инвестиционной привлекательности на международных рынках официально закреплен. Бесспорно, это свидетельствует о высокой финансовой стабильности города.
Еще весной прошлого года я обратилась с открытым письмом к бизнес-сообществу России и призвала крупнейшие отечественные компании приходить в Петербург развивать бизнес, реализовывать инвестиционные проекты.
Не скрою, мы проявляли на этом направлении всю возможную настойчивость, использовали политический ресурс. И 2004 год стал годом перелома в отношении большого российского бизнеса к Санкт-Петербургу. Ряд крупнейших компаний приняли решение либо о перерегистрации в Петербурге, либо о создании у нас своих дочерних фирм.
Решен вопрос о перерегистрации в Петербурге: Внешторгбанка, Совкомфлота, Транснефтепродукта, Северо-Западной Федеральной сетевой компании, Территориальной генерирующей компании N 1.
В Петербурге открыли свои дочерние предприятия ведущие российские нефтяные компании Лукойл, Роснефть, Транснефть, а также Газпром.
Приход к нам в город этих крупнейших налогоплательщиков уже в 2005 году дополнительно увеличит доходную базу бюджета на 5 млрд. руб. И это по самым осторожным оценкам.
К важнейшим успехам 2004 года следует отнести и соглашение с администрацией Тюменской области и Тюменской нефтяной компанией о создании Фонда развития Санкт-Петербурга. В него уже поступило 505 млн. рублей, которые будут направлены на реставрацию Адмиралтейства, Смольного собора, Александро-Невской лавры и других шедевров нашего культурного наследия. Мы рассчитываем, что до конца года в этот Фонд поступит по меньшей мере еще столько же средств.
Приход в наш город компаний, по своему калибру сопоставимых с крупнейшими международными корпорациями, не только становится важнейшим прецедентом для лидеров российского бизнеса, но и ставит Петербург на новую ступень в реестре инвестиционных площадок Европы.
Наступательная политика по увеличению доходов города позволила в 2004 году продвинуться по пути сокращения масштабов бедности, что было названо важнейшей задачей в прошлогоднем Послании.
Я сказала тогда, что в 2005 году в городе не будет ни одного бюджетника, получающего зарплату ниже прожиточного минимума, и подтверждаю, что эту задачу мы с вами решили к 1 декабря 2004 года. Зарплата 273 тысяч человек (учителей, работников здравоохранения и культуры) за год повысилась в среднем на 38%. По данным Госкомстата средняя зарплата в бюджетной сфере в январе этого года уже более 8 тысяч рублей, что на 66% больше по сравнению с январем 2003 года и сопоставимо со средней зарплатой по городу.
Среднедушевые денежные доходы населения в среднем за месяц в номинальном выражении выросли на 26,5% (8665), начисленная заработная плата на 22,5% (8152). Это хорошие результаты за год.
В 2004 году среднегодовой размер пенсии увеличился по сравнению с 2003 годом на 15,1 %.
Доплаты пенсионерам старше 65 лет, получающим пенсии ниже прожиточного минимума, позволили вывести из-за черты бедности почти 130 тысяч семей и одиноких граждан.
В 2004 году мы впервые добились ввода в строй 2 млн. квадратных метров жилой площади, что стало рекордом даже в сравнении с советским периодом. Введено 500 тысяч кв.м торговых площадей, более 200 тысяч кв. м офисных помещений.
Мы начали преодолевать отставание в строительстве метро, которое было и будет самым массовым общественным транспортом нашего города. В 2004 году открыто долгожданное движение на Кировско-Выборгской линии метрополитена в зоне размыва. Впервые после многолетнего перерыва через 2 дня сдается новая станция метро «Комендантский проспект».
Построен и введен в эксплуатацию первый вантовый неразводной мост через Неву. Большой Обуховский мост смело можно отнести к уникальным инженерным сооружениям и мегапроектам в области строительства. Открытие вантового моста почтил своим присутствием Президент России. Я должна отметить, что Владимир Владимирович Путин не забывает родной город и оказывает неоценимую личную поддержку всех главных для города проектов. За что хочу от имени всех петербуржцев высказать ему слова огромной благодарности.
Федеральное Правительство также внимательно относится к проблемам Петербурга. В 2005 году в общей сумме из федерального бюджета городу выделено почти 28 млрд. рублей, что почти на 20% больше, чем в 2004 году.
Введены в действие три транспортных путепровода. Отремонтировано, в том числе капитально, 4 млн. квадратных метров дорог. Осуществляется капитальный ремонт одной из важнейших, самой протяженной и при этом самой запущенной магистрали города – проспекта Энгельса.
2004 год стал годом прорыва еще на одном направлении, от которого в решающей степени зависит качество жизни петербуржцев. Можно констатировать, что в нашем городе произведен запуск реальной, а не декоративной реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В сфере эксплуатации жилищного фонда уже действуют 62 акционерных общества, находящихся в городской собственности, и более 60 частных эксплуатационных организаций. До конца июня завершатся конкурсные процедуры по первым 57 лотам на право обслуживания жилищного фонда. Таким образом, созданы реальные условия для ликвидации госмонополизма в жилищной сфере. В Санкт-Петербурге сейчас около 2700 объединений собственников жилья – ЖСК и ТСЖ. При этом количество товариществ собственников жилья увеличилось в два с лишним раза.
В 2004 году город впервые увеличил масштабы расселения аварийного и ветхого жилья. Удалось переселить в нормальные условия более тысячи семей, в том числе началось расселение печально известного квартала Шкапина – Розенштейна.
В 2004 году выдано 1400 ипотечных кредитов, что в три-четыре раза превышает показатели прошлых лет. А в 2005 году будет выделено уже более 3 тысяч ипотечных кредитов.
Более 2 млрд. руб. были направлены на капитальный ремонт жилищного фонда, выполнен ремонт фасадов 195 домов, кровель – почти тысячи домов. Стартовала программа «Дворы Санкт-Петербурга» с общим объемом финансирования 6,5 млрд. рублей.
В 2004 году парк городского транспорта обновлялся в таких масштабах, которых город не знал многие годы. За счет средств городского бюджета приобретено 35 трамваев, 49 троллейбусов и 254 автобуса. Это восьмикратное увеличение закупок по сравнению с 2003 годом.
Подводя итоги главного из того, что сделано в 2004 году, еще раз подчеркну: мы добились прорыва на ключевых направлениях. Это стало возможным благодаря решительному отказу от игнорирования тех вызовов, перед которыми стоял город. Благодаря политической стабильности, солидарной работе всех ветвей власти, жесткой бюджетной политике, наступательным действиям в области привлечения инвестиций, оздоровлению предпринимательского климата, продвижению Петербурга в стране и мире, четкому определению ключевых магистральных проблем, которые требуют концентрации ресурсов.
Теперь позвольте остановиться на главных направлениях наших усилий в 2005 году.
Прежде всего, мы не имеем права потерять темпа ни на одном из направлений. Из всех новых возможностей, созданных в 2004 году, нам предстоит извлечь результат. Заверяю вас: головокружение от успехов Правительству Санкт-Петербурга не грозит. Мы воспринимаем достижения 2004 года исключительно как базу для дальнейшего роста. 2004 год подтвердил, что только инновационный стиль управления городом позволяет перешагивать сразу несколько ступеней на пути модернизации. Вот почему наша тактика – это прорыв, а не убаюкивающая неторопливость по принципу step by step.
Результаты 2004 года станут импульсом дальнейшего роста при условии точного определения основных приоритетов бюджетной политики на 2006 год.
Беспрецедентный рост доходной части бюджета 2005 года уже позволил нам параллельно решать две равновекторные задачи, которые прежде городу не удавалось совместить. Существенно увеличены расходы и на капитальное строительство, инженерную подготовку новых территорий и на социальные нужды. Вот почему бюджет 2005 года был назван одновременно и бюджетом развития, и социально ориентированным бюджетом.
Убеждена: новые бюджетные возможности позволяют, а жизнь настоятельно требует акцентировать, усилить составляющую развития, капитальных вложений. Разумеется, без малейшего ущерба для социальной политики города. Пришло время подлинного развития Санкт-Петербурга. Но развитие невозможно, если бесконечно «проедать» бюджет, латать дыры, закрывать лишь текущие нужды, если за деревьями не видеть леса. Пришло время строить – новые школы, больницы, театры, оздоровительные и спортивные центры. И не просто строить, но и оснащать их по канонам 21 века, обеспечивая петербуржцам стандарты услуг европейского качества. Мы обязаны думать о том, какой город передадим следующему поколению.
Основные приоритеты бюджетной политики на 2006 год:
- увеличение бюджета развития с направлением средств на развитие общественной инфраструктуры;
- эффективная социальная политика, адресное предоставление социальной помощи: с 2006 года мы предлагаем ввести доплаты к пенсиям до прожиточного минимума неработающим пенсионерам старше 60 лет;
- рост расходов на улучшение социально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, работников бюджетной сферы.
- поддержка детства в целом и детей инвалидов.
Рост доходов городской казны должен и впредь достигаться без дополнительной финансовой нагрузки на экономику, за счет наращивания инвестиционной составляющей, расширения налогооблагаемой базы, эффективного управления городской собственностью и имуществом, повышения собираемости налогов, вывода из «тени» нерегистрируемого сектора экономики.
Только грамотная, четкая, ответственная бюджетная политика, позволит добиться ощутимых результатов на пути сокращения масштабов бедности.
Вывод из-за черты бедности неработающих пенсионеров старше 65 лет, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, а также всех, без исключения, работников бюджетной сферы города я отнесла к важнейшим результатам 2004 года. Теперь мы должны раз и навсегда решить эту задачу во внебюджетном, негосударственном секторе экономики.
Мы будем настойчиво и жестко добиваться увеличения официально начисляемой заработной платы работникам всех городских предприятий и организаций. Подписано Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы между Правительством, профсоюзами и работодателями, в котором зафиксировано, что в 2005 году соотношение между минимальным уровнем оплаты труда и величиной прожиточного минимума составит 100 %, в 2006 – 110 %, а в 2007 – 120 %. Бизнес несет солидарную ответственность с властью за социально-экономическую жизнь города. Никому из работодателей, вне зависимости от формы собственности, не позволено воспроизводить бедность, а вместе с ней – угрозу политической и социальной стабильности, пессимизм и философию «опущенных рук».
Правительство по-прежнему будет оказывать поддержку тем, кто учит и лечит нас и наших детей, – всем городским бюджетникам. Но формы поддержки не исчерпываются только ростом зарплаты. По моему поручению в Правительстве разрабатывается специальная программа по содействию в улучшении жилищных условий работникам бюджетной сферы. Идеология ее должна быть ориентировочно следующей: 30 процентов стоимости жилья вносят сами бюджетники, на остальную сумму город представит долгосрочный кредит.
В сотрудничестве с бизнесом мы опробовали новые модели помощи социально незащищенным категориям граждан. Так, в 2004 году город впервые заключил соглашения с торговыми сетями о продаже продуктов питания первой необходимости со скидками для малоимущих. Уже 33 тысячи горожан получили дисконтные карты. Мы намерены добиваться как минимум удвоения этой цифры.
Адресность и еще раз адресность – вот главный принцип социальной поддержки. Никаких средств не хватит, если размазывать их, как кашу по тарелке. Помощь должны получать те, кто в ней действительно нуждается.
Для осуществления по-настоящему эффективной политики в сфере социальной защиты предстоит разработать стандарты и нормативы социального обслуживания в Санкт-Петербурге, четко сформулировать объем обязательств города перед горожанами. В 2005-2006 годах будет разработан, а затем введен в действие Социальный кодекс.
В условиях крупномасштабных социальных реформ, проводимых на федеральном уровне, особенно важно тесное взаимодействие городской власти с федеральными структурами. Чрезвычайную актуальность этой проблемы нам всем пришлось почувствовать, когда вступал в действие 122-й федеральный закон о монетизации льгот.
Повторю то, о чем уже говорила не раз. Не были просчитаны социальные последствия, не были созданы механизмы безболезненной реализации 122-го закона. А когда льготников захлестнула волна реформы, нашлось немало желающих переложить ответственность на региональные власти.
Вместе с Законодательным Собранием Правительству города пришлось выступить по существу в роли кризисного управляющего. Особенно много трудностей нам принесло принятое этим законом разделение льготополучателей на федеральных и городских. Но для нас нет и не может быть льготников разного сорта. Для нас все они - петербуржцы.
Мы не стоим в позе без вины виноватых, действительно было много проблем. Чего-то не учли, чего-то не доработали. Но реализовать такую серьезную социальную реформу в столь сжатые сроки в 5-ти миллионном городе без шероховатостей было просто невозможно.
Солидарными усилиями нам удалось буквально спасти ситуацию. Решения, принятые в Петербурге, например, введение льготных проездных билетов, стали примером для многих других регионов. При этом мы добились от Федерального центра частичной компенсации.
Безотлагательного решения на сегодня требуют два вопроса, которые остаются очень болезненными. Во-первых, это правильное начисление и своевременная выдача пенсий. Хотя в целом ситуация стабилизировалась, тем не менее, есть еще сбои, которые справедливо возмущают пенсионеров. Во-вторых, необходимо решить проблемы со льготным обеспечением лекарствами. Десятки тысяч петербуржцев – федеральных льготников поставлены на "лист ожидания ". Это абсолютно недопустимо. При этом нет проблем с обеспечением лекарствами региональных льготников.
Город в экстренном порядке оказывает все необходимое содействие петербургскому отделению Пенсионного фонда России. Мы не считаемся с тем, что оттянули силы из городских социальных учреждений и буквально бросили их на помощь федеральной структуре. Но при этом каждый должен нести свой чемодан. И мы вправе рассчитывать на то, что Пенсионный фонд в форс-мажорном темпе завершит «работу над ошибками».
Кризис в обеспечении льготных категорий бесплатными лекарствами должен быть разрешен в ближайшее время. На федеральном уровне, наконец, регламентирован механизм оплаты уполномоченным фармацевтическим организациям за поставленные лекарства. Погашение товарных кредитов позволит фармацевтическим компаниям нарастить объемы и сократить сроки поставки льготных лекарств. Хочу высказать слова благодарности Полномочному Представителю Президента И.И.Клебанову за его поддержку и принципиальную позицию в решении этих проблем.
Реформа льгот требует ускорить компьютеризацию аптек и лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих льготников. Только так можно обеспечить персонифицированный автоматизированный учет выписки и отпуска льготных медикаментов. 110 аптек уже компьютеризировано.Начато создание автоматизированных рабочих мест врача в городских поликлиниках. И медлить тут нельзя.
В 2004 году утверждена Концепция модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга. Нынешняя система, будем откровенны, сама напоминает больного, у которого нет сил подняться с койки. Концепция четко определила приоритеты: первичная медико-санитарная помощь, профилактика социально-значимых заболеваний, охрана материнства и детства. На одно только финансирование борьбы с вич-инфекцией удалось дополнительно выделить в бюджете 2005 года более 100 млн. рублей. За год открыто 37 новых кабинетов общеврачебной практики.
Модернизация здравоохранения потребовала наотрез отказаться от экстенсивного пути развития отрасли, провести детальный анализ всей материально-технической базы медицинских учреждений. Мы зафиксировали удручающую картину: пустующие площади в одних больницах и дефицит койко-мест в других, устаревшее на 80 – 90 процентов оборудование в большинстве учреждений и простаивающая дорогая техника в ряде крупных клиник, до предела ослабленное поликлиническое звено и дефицит кадров.
Укрупнение учреждений здравоохранения позволит сконцентрировать ресурсы, эффективно использовать дорогостоящее оборудование и услуги лучших специалистов. Крупная больница станет опорным центром для организации медицинской помощи в своем районе или группе районов, координируя деятельность поликлиник и скорой помощи.
В 2005 году город приступает к созданию сети современно оборудованных межрайонных и районных клинико-диагностических центров. В нынешнем году они будут введены в Кировском и Московском районах.
В этом году мы ввели новых современный хоспис, закончим строительство нового хирургического комплекса Покровской больницы.
Начаты проектные работы по строительству новой Боткинской больницы, которая будет выведена из центра Санкт-Петербурга и размещена на двух площадках. Город привлекает коммерческие инвестиции в медицинские учреждения - уже начата реализация нескольких проектов.
В 2005 году нам предстоит начать строительство и в 2006 году ввести в действие крупнейший в России Центр реабилитации и профессиональной подготовки инвалидов с 14 лет и старше с нормой обслуживания 500 человек в месяц и с правом проживания до полугода. Таким образом, в городе будут созданы цивилизованные условия для постоянной, системной поддержки - как медицинской, так и социальной – инвалидов взрослого возраста. На 1 января 2005 года в Санкт-Петербурге функционировало более 20 тысяч рабочих мест для инвалидов, из них около 3 тысяч рабочих мест создано или выделено всего за два последних квартала 2004 года. В общегородском банке вакансий насчитывается около 2,5 тысяч свободных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Не будем забывать: отношение к инвалидам – тест на социальное здоровье любого государства и общества.
Вынуждена повторить один из тезисов прошлогоднего Послания и назвать по-прежнему демографический кризис одной из острейших проблем Петербурга. Численность постоянного населения города на начало 2005 года составила 4 млн. 601 тыс. человек и уменьшилась за год на 23 тысячи.
Вместе с тем, в прошлом году произошли некоторые положительные сдвиги в показателях смертности и рождаемости. Рождаемость увеличилась с 8,7 на тысячу жителей в 2003 году до 8,9 в 2004 году, а смертность сократилась с 16,7 до 16,2. На 12% снизилась младенческая смертность. Но об устойчивой позитивной тенденции говорить, увы, рано.
Преодоление демографического кризиса ставит нас перед жестким императивом: необходимо переломить отношение общества к институту семьи и семейным ценностям. Довольно повторять штампы о семье как ячейке общества, пора перейти в этой сфере к системной государственной политике.
Мы должны себе сказать: все, что связано с детьми - должно стать важнейшим приоритетом города. Это и качество родовспоможения, и здоровье детей, и учеба, и отдых, и полноценное питание, и возможности творческого развития, и спорт.
В 2004 году различные государственные пособия получили более 383 тысяч петербургских семей, имеющих детей. За счет средств городского бюджета производились ежемесячные компенсационные выплаты на питание более 220 тыс. школьников.
На основании закона Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей», который был принят в 2004 году и признан одним из самых прогрессивных в России, увеличен размер пособий по рождению ребенка, на детей дошкольного возраста, размер компенсационной выплаты на детей из многодетных семей. Размер детских пособий и компенсационных выплат будет ежегодно индексироваться.
В 2005 году мы намерены сконцентрировать усилия на укреплении института приемной и патронатной семьи. Нет иного способа сократить число сирот и покончить с таким наследием советского прошлого, как детские дома. Ответственность всех уровней власти, и в первую очередь местного самоуправления поддержку приемной и патронатной семьи будет регламентировать закон Санкт-Петербурга «О защите прав несовершеннолетних», который совместно разрабатывается Правительством и Законодательным Собранием.
Как бы ни менялись в соответствии с требованиями дня наши планы и наши приоритеты, в центре внимания всегда должны оставаться те, кто олицетворяет наше будущее и наше героическое прошлое – дети и ветераны.
Всего несколько недель осталось до 60-летия Великой Победы. "Долг" - так мы назвали губернаторскую программу подготовки к юбилею, потому что долг - ключевое слово в понимании нашей исторической ответственности перед поколением победителей. Это общий долг власти, бизнеса, общества перед этим великим поколением - героев войны с фашизмом, защитников блокадного Ленинграда. Перед поколением, спасшим и сохранившим саму цивилизацию.
Вчера на заседании Российского оргкомитета «Победа» Президент России Владимир Владимирович Путин сказал о важности в преддверии юбилея «задать тон, соответствующий той роли, которую сыграла наша страна, наша армия, наш народ в Победе во Второй мировой войне». Это сегодня обязанность всех и каждого. С одобрением воспринято решение Президента, о дополнительных ежемесячных выплатах участникам войны и блокадникам.
В 2005 году город предоставит бесплатные квартиры инвалидам Великой Отечественной войны 1 группы, инвалидам труда и общего заболевания из числа участников войны и граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", а также узников концлагерей, принятым на учет до 1 января 2005 года. По соглашению с Минсвязи все очередники – участники ВОВ, приравненные к ним и блокадники будут обеспечены телефонами. В целом в течение 2-х лет в городе будет ликвидирована очередь на телефоны.
Я благодарна нашему бизнес-сообществу за то, что оно откликнулось на призыв городского правительства направить средства на нужды ветеранов. Около 110 предприятий и компаний участвуют в реализации программы «Долг». Компания «Трансаэро» обязалась в течение 2005 года бесплатно перевозить всех участников войны. Промышленно-строительный банк выделил средства на закупку 24 тысяч единиц бытовой техники для ветеранов и блокадников. Строительные организации города отремонтируют госпиталь для ветеранов войны, банк «Санкт-Петербург», ГУП «Водоканал» – больницу для блокадников. В 2005 году на средства бюджета будут заменены 14700 газовых плит, водонагревателей в квартирах ветеранов, инвалидов войны и блокадников. Тысячу единиц газового оборудования заменит на собственные средства Балтийская газовая компания. К празднику мы завершим ремонт и реставрацию Пискаревского мемориального кладбища и мемориала на Площади Победы.
Но долг - это не только помощь нуждающимся ветеранам войны и праздничные подарки. Сделать Санкт-Петербург гуманным, процветающим, благоустроенным, комфортным для жителей - это тоже наш долг перед победителями.
В 2005 году будут реализованы крупнейшие строительные проекты, без которых современный мегаполис не может быть ни благоустроенным, ни комфортным.
Предстоит завершить строительство Восточного полукольца КАД. В самое ближайшее время должно быть принято Постановление Правительства РФ о сооружении Западного полукольца КАД за счет федерального бюджета со сроком завершения в 2008 году.
Наша задача – за счет городского бюджета и с использованием субсидий бюджета федерального в 2005 году обеспечить транспортные подходы к КАД – путем строительства новых транспортных развязок и расширения существующей уличной дорожной сети.
В 2005 году будет строиться транспортная развязка на пересечении КАД с Софийской улицей. Будет сдана в эксплуатацию развязка на Дунайском проспекте и подходы к ней. Планируется пуск второй очереди подключения к развязке КАД на федеральной дороге М-10 (продолжение Витебского проспекта до Московского шоссе). Завершатся работы по подключению к КАД на пересечении с Колтушским шоссе.
Важнейшим объектом для города является комплекс защитных сооружений от наводнений. За прошлый год выполнены строительные работы, в объеме 650 миллионов рублей. Мы настойчиво добивались от федерального Правительства увеличения финансирования на 2005 год. Дело сдвинулось с мертвой точки, готовятся необходимые решения.
Динамика строительства КАД может и должна стать импульсом к началу сооружения Западного скоростного диаметра. Эти проекты взаимосвязаны функционально и логически. Так, Южный участок ЗСД непосредственно примыкает к трассе КАД и обеспечивает связи морского порта с 13 федеральными и территориальными дорогами.
Ввод Кольцевой автодороги и строительство Западного скоростного диаметра создадут основу единой системы скоростных магистралей, концентрирующих мощные транспортные потоки и обеспечивающих связь между основными транспортными терминалами города.
В 2004 году принято решение о строительстве современного морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова. Его, без сомнения, можно отнести к амбициозным, знаковым для города проектам. Он столь же прагматичен, сколь и важен для имиджа Петербурга как морской столицы России. Ведь одна из главных причин, сдерживающих сегодня развитие высокодоходной туристической отрасли, - это отсутствие возможностей принять современные круизные суда. Да и пора уже сформировать морской фасад Санкт-Петербурга. Определена концепция создания комплекса, разработано технико-экономической обоснование строительства. Федеральным бюджетом на текущий год предусмотрено 600 млн. рублей на дноуглубительные работы. Будет начато строительство второй сцены Мариинского театра. По сути нового современного театра.
В этом году серьезное внимание мы уделим улучшению транспортной ситуации в городе. Должен быть завершен первый этап реконструкции моста Лейтенанта Шмидта, принято принципиальное решение о начале предпроектных работ по строительству автомобильного тоннеля под Невой. В нынешнем году будет начата реконструкция Митрофаньевского шоссе –дублера Московского проспекта.
После сдачи станции «Комендантский проспект» усилия метростроевцев сосредоточатся на строительстве Фрунзенского радиуса метрополитена. Необходимо ускорить подход метрополитена к Купчино, где проживает около полумиллиона жителей.
Мы рассчитываем, что к 2008 году объемы ежегодной сдачи жилья вырастут до 3 миллионов квадратных метров. Увеличение темпов строительства – и жилых домов, и социальных объектов - это насущное требование жизни, требование петербуржцев. Поэтому еще раз остановлюсь на проекте «Балтийская жемчужина», который является для нас важнейшим прецедентом масштабного решения этой задачи.
Впервые за всю историю Петербурга к нам приходит объем зарубежных инвестиций, превышающий миллиард долларов. На заброшенной, заболоченной, неосвоенной территории без инженерных коммуникаций на Юго-Западе всего за пять лет появится суперсовременный город-спутник, по масштабам равный небольшому европейскому городу с жильем для 35 тысяч петербуржцев, с бизнес-центром, зеленой зоной, со школами, детскими садами, поликлиниками, спортивными сооружениями. Впервые у нас появится район, где количество и качество социальных объектов будет полностью соответствовать европейским стандартам.
Между тем, по поводу «Балтийской жемчужины» распространяются самые нелепые слухи, рассчитанные на то, чтобы посеять панику среди горожан. Особенно среди тех, кто еще не успел убедиться, что иностранные инвестиции – это отнюдь не иностранное нашествие. С этой трибуны я еще раз заявляю о наличии у Правительства достаточной политической воли, чтобы реализовать самый масштабный строительный проект в интересах всех петербуржцев, которым противостоят интересы узкой группы заинтересованных лиц.
У меня нет сомнений, что именно такие проекты обеспечат окончательные похороны пресловутой уплотнительной застройки. У меня нет сомнений, что успех такого проекта повлечет приток крупных иностранных и российских инвестиций в наш город. Еще раз повторю: «Балтийская жемчужина» должна стать тем паровозом, за которым двинется эшелон вагонов.
Чтобы в короткий срок смягчить остроту жилищной проблемы, нужно облегчить привлечение в жилищное строительство и средств самих жителей. Правительство города и впредь будет поддерживать ипотечное кредитование.
Нами подписаны соглашения о взаимодействии с целым рядом коммерческих банков, которые взяли на себя конкретные обязательства по предоставлению ипотечных кредитов городским очередникам. Город в свою очередь обязался предоставить очередникам безвозмездные субсидии на погашение части стоимости приобретаемого жилья. Отрадно, что в первые же месяцы 2005 года число выдаваемых субсидий быстро растет. Программа становится реально работающим механизмом.
В нынешнем году, по нашим расчетам, число ипотечных кредитов удвоится.
По мере того, как растут объемы строительства, еще более актуальным становится преодоление хаотичности нашей градостроительной практики. В 2005 году основой градостроительного регулирования станет новый Генеральный план, который проходит широкие общественные слушания.
Впервые в стране нами разработан проект Стратегии сохранения культурного наследия. Петербургская стратегия регламентирует все вопросы охраны, реставрации и использования памятников и городской среды, а также реконструкции и строительства в историческом центре города. Формула стратегии, которая также вынесена на общественное обсуждение, - «сохранение через развитие, развитие через сохранение».
Думаю, что сегодня уже нет сомневающихся в том, что развитие города абсолютно невозможно без радикального реформирования жилищно-коммунальной сферы.
Старая советская система полностью себя изжила, скажу больше – дискредитировала. Жилищное хозяйство доведено до разрухи. За долгие десятилетия – почти за век! – сложился порочный круг безответственности: обслуживающие структуры стараются не замечать своих обязанностей, а жители стараются не замечать, что творится за дверями их квартир.
Нет другого способа изменить сознание – только сделать человека хозяином, собственником своего дома и придомовой территории. Но задача этой реформы двуедина - сделать петербуржцев ответственными собственниками и одновременно обеспечить реальную рыночную конкуренцию обслуживающих фирм. Одно без другого также бесполезно, как дворник без метлы, а метла без дворника.
Наивно думать, что этот процесс зависит лишь от политической воли! Все гораздо сложнее. При запуске реформы требовалась хирургическая точность в расчете социальных рисков, преодоление косности, а иногда сопротивления и даже саботажа. Ведь водружая такую махину, как ЖКХ, на рыночные рельсы, мы одновременно обязаны были обеспечить ее бесперебойное функционирование. И мы сделали то, что обещали год назад: начали радикальную реформу жилищно-коммунальной системы и при этом не допустили ни сбоев в обслуживании, ни кадровых потерь в отрасли. Поверьте, это не просто легко лишь политиканам, ни за что не отвечающим провозглашать лозунги сделать все сразу, немедленно.
После принятия закона по тарифам жилищно-коммунальных услуг возникли условия для притока частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу.
Введены и механизмы социальной защиты для малообеспеченных горожан.
Другая сторона реформы, как я уже говорила, это возможность выбора, выход на рынок самих граждан. И здесь самым эффективным вариантом является товарищество собственников жилья.
Чтобы стимулировать образование ТСЖ, в Петербурге приняты нормативные акты, регулирующие порядок передачи земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев. Значительно сократились сроки и упрощена процедура создания объединений собственников жилья с передачей им функций управления комплексами недвижимости. За второе полугодие 2004 года зарегистрировано более 120 ТСЖ в старой застройке.
На территории Адмиралтейского района реализуется эксперимент по передаче жилья в управление дочерней структуры немецкой управляющей компании «Питер Дусманн». На 1 марта этого года в зоне эксперимента зарегистрировано более 50 ТСЖ, причем подавляющее их большинство - в домах дореволюционной постройки. По аналогичной схеме начат эксперимент и в Василеостровском районе петербургской компанией ЛенСпецСМУ.
В результате принятых мер за первые два месяца 2005 года сократилось количество жалоб от жителей и претензий к работе ЖКХ по сравнению с аналогичным периодом 2004 года: по эксплуатационным вопросам, в том числе по теплоснабжению – на 55%, по проблемам с сантехническим оборудованием – на 27%, по содержанию дворовых территорий и лестничных клеток – на 15%.
Ломка старо-советских стереотипов в экономике и психологии идет параллельно. На собственном опыте граждане убеждаются, что этот путь – единственно правильный, что он ведет к качественно новым стандартам жизни.
Есть и такие сферы, где рыночная стихия бессильна, и требуются прямые действия властей. Долгое время наш город пребывал в сомнительном статусе столицы ветхого жилья. В 2004 году затраты на капитальный ремонт жилищного фонда составили более 2 млрд. рублей. А в 2005 бюджетные расходы на капремонт предусмотрены уже в объеме 4,7 млрд. рублей.
Нам удалось заметно улучшить санитарное состояние, уборку города и, как следствие, – экологию города. Для реализации Адресных программ по раздельному сбору коммунальных отходов закуплено более тысячи контейнеров. Совместно с институтом РАН разработана Концепция по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая в этом году начнет активно реализовываться.
С выходом нового жилищного кодекса нам вместе предстоит оперативно разработать и принять 10 городских законов, 4 нормативных акта Правительства. Мы должны утвердить экономически обоснованные тарифы, для чего Правительством заказана объективная экспертиза, которая будет представлена для рассмотрения Законодательному Собранию. Мы также должны определиться с этапностью перехода на 100% оплату населением услуг ЖКХ. Несмотря на требование федерального законодательства о таком переходе с 1 января 2006 года мы должны внимательно взвесить все социальные последствия. Было бы правильным, на мой взгляд, в этом году довести до 90% (сейчас население платит 82% от утвержденного стандарта за жилищные услуги), с 1-го января 2006 года – 95% и лишь с 1-го января 2007 года перейти на 100% оплату, при этом сохраняя норму для малообеспеченных слоев - не более 22% от совокупного дохода семьи.
Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на благоустройство в 2005 году, в 6 раз превышают показатели 2004 года. Завершены работы по созданию пешеходной зоны на Большой Московской улице и улице Правды, проведено комплексное благоустройство Невского проспекта с прилегающими территориями. В 2008 году мы должны завершить утвержденную Программу благоустройства дворовых территорий. В 2005 – 2006 годах предстоит закончить реконструкцию уличного освещения Московского проспекта, Исаакиевской площади, проспекта Энгельса.
Мы не отделяем благоустройство дворов и улиц от модернизации всех городской инфраструктуры, хотя еще недавно именно так и делалось – когда красивый тротуарный кирпич укладывался поверх прогнивших сетей.
40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, потери воды в сетях оцениваются почти в 25% суточного потребления. Средний возраст основных фондов «Ленэнерго» составляет 28 лет. По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам.
В 2005 году капитальные расходы бюджета на объекты тепло- энерго- водо- и газоснабжения достигли 4,5 миллиардов рублей. Мы подключаем и ресурсы крупнейших российских энергетических компаний: РАО «ЕЭС» и Газпрома. В рамках стратегического партнерства с Газпромом началась полная модернизация системы теплообеспечения в Петроградском районе. В 2004 году снесено 7 старых изношенных котельных, вместо них построено 5 новых современных, переложено 3,5 км внутриквартальных сетей, благоустроены дворовые территории, за счет города в домах этой зоны заменены внутридомовые коммуникации, что привело не только к качественному улучшению теплоснабжения, но и повлекло за собой расселение тысячи коммунальных квартир.
На этот год запланировано снести уже 22 старых котельных и вместо них построить 15 новых, заменить 54 км внутриквартальных сетей. Газпром выделяет на эти цели только в этом году 560 млн. рублей. Это обеспечит новое качество теплоснабжения 262 жилых домов, 11 детских учреждений.
Важно, что в прошлом году Правительством разработаны и приняты Программы до 2010 года развития электро- водо- тепло обеспечения города, канализования, освещения. Реализация этих Программ позволит нам обеспечить устойчивое развитие города.
Уже давно очевидно: в отсутствие конкуренции и рынка стагнирует не только ЖКХ, но и городской пассажирский транспорт. Транспортная реформа с объединением социальных и коммерческих маршрутов призвана привлечь частные инвестиции в общественный транспорт. Это позволит уже в 2005 году увеличить за счет внебюджетных источников подвижной состав – более, чем на 200 автобусов большой вместимости для социальных перевозок и более, чем на 500 автобусов средней вместимости.
Темпы развития дорожной инфраструктуры не успевают за приростом автомобильного транспорта. В 2005 году планируется выполнить дорожные работы на общей площади более 2,5 миллиона квадратных метров.
Стала актуальной и задача создания в Петербурге так называемой Интеллектуальной транспортной системы, ориентированной как на оперативное управление транспортными процессами, так и на информационное обеспечение участников движения. Мы приступили к реализации этого проекта.
В дальнейшей модернизации нуждаются сферы образования, науки и культуры.
Стратегическая цель, стоящая перед петербургской школой – привести образование в соответствие с современными, в том числе и международными требованиями. Предстоит перевести образовательные учреждения на финансово-хозяйственную самостоятельность. Это – одно из базовых положений принятой недавно Концепции развития образования «Петербургская школа – 2005 – 2008».
Мы намерены возрождать и развивать систему профессионального образования, взаимодействовать с предприятиями всех форм собственности, учитывать потребности рынка труда. Любой работодатель должен понимать, что вложить средства в выращивание собственных кадров работников – в его интересах.
В 53 государственных и 47 негосударственных высших учебных заведениях Петербурга обучается почти полмиллиона студентов. Вузы должны активнее выходить на международный рынок образовательных услуг.
Необходимо включать механизмы привлечения в высшее образование дополнительных источников финансирования. Необходимо создавать инновационно-технологические центры и технопарки на базе научных учреждений и крупнейших вузов, а также центр трансфера технологий в промышленность.
Да, мы стремится стать инвестиционной столицей и столицей инноваций. Но есть нечто такое, что никем не опровергается – мы одна из культурных мировых столиц.
Нам предстоит в 2005 году впервые за многие годы провести детальную инвентаризацию всей материально-технической базы петербургской культуры. На этой основе будут приняты решения об объеме средств, которые потребуются в ближайшие годы на ремонт и модернизацию всей инфраструктуры отрасли. Не терпят отлагательств модернизация библиотечной сети, завершение реорганизации киносети, создание комплексных музейных центров и базы для музея современного искусства.
Наконец, город просто обязан предусмотреть систему грантов для целевой поддержки молодых актеров, режиссеров, писателей, композитов, художников, скульпторов, архитекторов.
Мы намерены более решительно продвинуться в реализации Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы, заложив необходимые средства в бюджет 2006 года. Программа предусматривает ремонт школьных спортивных залов и площадок, приобретение и замену спортивного оборудования и инвентаря, ремонт зданий детско-юношеских спортивных школ, строительство новых и реконструкцию действующих физкультурно-оздоровительных комплексов в районах Санкт-Петербурга.
Принципиально с Газпромом решен вопрос о строительстве нового современного стадиона для нашей любимой команды «Зенит». В середине апреля, досогласовав детали, мы вместе с Миллером А.Б. объявим решение. В этом году в первые за последние 30 лет мы планируем начать строительство нового, отвечающего всем международным стандартам бассейна. Стыдно, что нашим лучшим спортсменам – пловцам, членам Олимпийской сборной дома негде тренироваться и они вынуждены уезжать за рубеж. Проектная документация готова и я надеюсь, депутаты поддержат поправку в Бюджет этого года на этот объект. В этом году мы должны также завершить первую очередь академии фигурного катания.
Правительство Санкт-Петербурга изыскало возможность серьезно поддержать ряд ведущих спортивных команд города, привлекая средства из внебюджетных источников.
В 2004 году Петербург принял более 3 млн. иностранных туристов. Но давайте спросим себя: неужели это цифра соответствует потенциалу одного из самых уникальных по культурному достоянию мегаполисов мира?
По заказу Минэкономразвития аналитическая компания «Бостон консалтинг групп» при нашем участии разработала Концепцию развития туризма в Санкт-Петербурге. Уже в апреле она будет рассмотрена Правительством города. Концепция содержит механизм роста объема туристического рынка Петербурга за ближайшие 5 лет в два раза.
В 2004 году в строй введены две гостиницы – первого и среднего класса. Еще два четырехзвездных отеля мы введем в ближайшее время. Городу давно пора иметь туристический реестр и мониторинг использования туристических ресурсов. В 2005 году это будет сделано.
В прошлогоднем Послании я констатировала, что в последние годы у горожан росли тревоги, связанные с личной безопасностью. Было принято решение переломить ситуацию, материально и организационно укрепить органы правопорядка, приблизить их к людям.
В 2004 году в Санкт-Петербурге уровень преступности был ниже, чем в среднем по стране, хотя остается по-прежнему высоким. Проведен целый ряд мероприятий по недопущению террористических актов на территории города.
Ежегодно город увеличивает финансовые средства и материально-технические ресурсы для обеспечения деятельности ГУВД. Принято решение о доплатах к должностным окладам ряда категорий сотрудников, финансирование которых осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга.
Для профилактики подростковой преступности принято решение об укреплении кадрового состава Инспекции по делам несовершеннолетних.
Для повышения эффективности работы наружных нарядов патрульно-постовой службы милиции в общественных местах и раскрытия преступлений «по горячим следам» на улицах Санкт-Петербурга установлено 16 видеобзоров и 15 средств связи «гражданин – милиция». Работа по созданию сети наружных средств будет продолжена в нарастающем темпе. Сейчас по моему поручению разрабатывается комплексная программа поддержки правоохранительных органов.
В 2004 году Правительством Санкт-Петербурга создан Городской штаб народной дружины. Я обращаюсь к депутатам местного самоуправления: поддержать народные дружины на местах – это ваша задача. Только вы, находясь в прямом контакте с жителями, досконально знаете, в каком квартале, в каком дворе чаще всего нарушается покой граждан.
В Санкт-Петербурге создана комплексная система противодействия распространению наркотиков. Введен в строй реабилитационный центр в Приморском районе. В этом году завершится строительство подобного центра в Калининском районе.
Возрождается хорошо забытое старое – институт мировых судей. Правительство города выделило им 59 помещений общей площадью около 22 тыс. квадратных метров. На ремонтные работы этих помещений в бюджете предусмотрено около 70 млн. рублей.
Невозможно спорить с тем, что многие из важнейших задач, отмеченных в Послании, попросту не реализовать без укрепления районного звена исполнительной власти и его тесной координации с муниципальными образованиями. Это и благоустройство, и создание ТСЖ, и работа с подростками, и поддержка патронатной семьи, и развитие детского спорта по месту жительства, и помощь правоохранительным органам и народным дружинам. И многое другое. Вот почему финансовые ресурсы, а с ними и ответственность районных администраций и местных самоуправлений, будут расти.
В 2004 году образованы коллегии районных администраций. Обсуждение на коллегиях самых насущных вопросов районной жизни позволяют, как уже показывает практика, объединить ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.
В 2005 году необходимо принять законы Санкт-Петербурга о передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий органов власти. Это в первую очередь полномочия в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, развития территорий муниципальных образований.
Никакие реформы власти не являются самоцелью. Они наполняются смыслом лишь тогда, когда власть, бизнес и гражданские организации конструктивно взаимодействуют в интересах общества.
В Петербурге для бизнеса созданы внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех субъектов рынка. Обеспечен равный доступ к земельным, топливно-энергетическим и иным ресурсам. Для нас неприемлемы ни раздача льгот и преференций «из под стола», ни деление бизнес-сообщества на «своих» и «чужих», ни нормативно-правовой туман, ни бюрократическая волокита в принятии решений.
Упрощаются административные процедуры.
В прошлом году мы приняли важный закон, в соответствии с которым выделение участков под строительство жилья производится только через торги. Это позволило создать не только равные, прозрачные условия для всех застройщиков, не только существенно повысить доходы бюджета, но и получить, наконец, понятие рыночной стоимости земли в городе. Сколько в начале мы получали критики, недовольства, но в итоге мы оказались не только правы, но и своего рода первопроходцами, инициаторами, т.к. принятый недавно градостроительный Кодекс РФ теперь уже обязывает поступать именно так с 1-го октября все субъекты Федерации.
Почти никто не верил и в реальность честных, цивилизованных аукционов по продаже городской недвижимости. Даже сами участники. А мы тем временем создали прецедент, который избавил бизнес от подозрительности и страхов. В итоге от продажы с аукциона городских пакетов акций гостиниц «Москва» и «Октябрьская» казна выручила более 2,5 млрд. рублей! Вы знаете, за сколько в свое время была продана гостиница «Европа» (1 млн. долларов). Это решение было правильным и своевременным. Город как основной акционер практически не получал дивидендов, гостиницы ветшали не говоря уже об угрозе просто их увода. Сейчас город их очень выгодно продал, и появились реальные инвесторы, заинтересованные в модернизации гостиниц.
В городе более 10 тысяч малых предприятий. Но в то же время приходится констатировать: значительная часть малого предпринимательства все еще находится в теневом секторе. Закрывать на это глаза только потому, что это малый, а не крупный бизнес, мы не намерены.
Малый сектор экономики создает почти треть валового регионального продукта и дает работу почти половине трудоспособного населения. Он очень велик, как видите, этот малый сектор. И очень значим. Все развитые страны пришли к гражданскому обществу через средний класс, а к среднему классу – через малый бизнес. Но прозрачный и законопослушный!
Такой малый бизнес и для нас является «священной коровой», потому что он насыщает рынок, развивает свободную конкуренцию, стремится не туда, где легко ловить рыбку в мутной воде, а в производство, в сферу слуг, в жилищно-коммунальную сферу, на транспорт. Такие малые предприятия мы будем всемерно поддерживать. И будем решительно выводить из тени тех, кто не платит налоги в казну, выдает зарплату в конвертах, реализует контрафактный товар и не несет никакой социальной ответственности за наемных работников.
Осенью 2004 года городское Правительство одобрило Концепцию развития и поддержки малого предпринимательства. Реализация Концепции увеличит количество субъектов малого бизнеса, работающих в сфере производства и инновационном секторе. И что особенно важно, сократит теневой оборот, поскольку адресная поддержка будет предоставляться на условиях абсолютной прозрачности бизнеса. В 2005 году создаются условия для дополнительного увеличения до 2,5 млрд. рублей объемов кредитования субъектов малого предпринимательства при вложении бюджетных средств в размере 25 млн. рублей. В следующем году эту сумму надо еще увеличить.
Правительством уже внесены поправки в Закон Санкт-Петербурга «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видом деятельности». Предусматривается введение понижающих налоговых коэффициентов для целых секторов малого бизнеса. Мы осознаем, что принятие этих поправок повлечет за собой сокращение бюджетных поступлений примерно на 70 млн. рублей. Но считаем при этом, что протекционизм в отношении малого бизнеса, который платит налоги и предоставляет людям качественные услуги, не только оправдан, но и необходим.
Равноправное партнерство власти, бизнеса и гражданских организаций – это и есть путь к гражданскому обществу. Мы должны пройти его с максимальной скоростью.
Чем интенсивнее реформы в стране, тем очевиднее: ни одну реформу власть не может провести эффективно и безболезненно без участия самих граждан.
Участие в городских делах – это не просто критика всего, что делается в Смольном или , скажем, в Мариинском дворце. Мы призываем петербуржцев переходить от стороннего наблюдения, от ворчания на кухне к совместным с нами действиям. Это необходимо всюду – от реформы ЖКХ и до охраны памятников. Ведь город – это наша общая среда обитания. Нужны попечительские и наблюдательные советы в школах, вузах, поликлиниках, больницах, которые будут влиять на положение дел, в том числе следить за целевым расходованием средств. На всех направлениях нужно без промедления создавать институты гражданского общества. Я очень рассчитываю, что этот процесс возглавит Общественный совет Санкт-Петербурга.
Существуют проблемы, которые невозможно решить без широкой общественной поддержки. Наш город, который на всю страну, на весь мир известен особой ленинградской-петербургской интеллигентностью и терпимостью, был несколько раз потрясен расправами на этнической почве. Мы не намерены терпеть вылазки экстремистов. Все эти преступления правоохранительными органами раскрыты, преступники понесут суровое наказание. При Правительстве созданы Координационный совет по взаимодействию с национально-культурными объединениями и Совет по делам иностранных студентов. Представители диаспор, руководители отраслевых органов власти, правоохранительных органов при участии ученых и правозащитников приступили к разработке правительственной программы по гармонизации межнациональных и межкультурных отношений, укреплению толерантности в городском сообществе. Заявляю твердо: мы будем противостоять любым проявлением ксенофобии, антисемитизма и дискриминации. Но усилия власти нуждаются в действенной поддержке общественного мнения, гражданских организаций, самих петербуржцев.
Мы поддерживаем и будем поддерживать общественные, неправительственные, некоммерческие организации, которые реализуют социально-значимые программы и проекты на безвозмездной основе. По итогам Конкурса 2004 года 20 общественных объединений получили гранты города.
Общегородское пространство открытого диалога начинается с открытости власти.
С сентября 2004 года на постоянной основе в Доме радио работает телевизионная приемная Губернатора, куда каждый петербуржец может обратиться, чтобы задать власти свой вопрос и получить на него персональный ответ. К этой работе подключены в ежедневном режиме все члены Правительства, руководители отраслевых Комитетов и главы районов. В телевизионную приемную уже обратились свыше 5 тысяч петербуржцев.
В ноябре 2004 года были подведены итоги уникальной для органов государственной власти акции «Народный советник». В ходе акции в адрес Губернатора Санкт-Петербурга поступило 12 тысяч SMS-сообщений от петербуржцев с конкретными конструктивными предложениями по управлению городом, ряд которых уже реализован. Акция обязательно будет продолжена в нынешнем году.
Завершая свое Послание, я хочу обратиться к петербуржцам.
Мы поставили перед собой трудную, не скрою, очень трудную задачу – поднять качество жизни горожан на уровень двадцать первого века, вернуть нашему городу его историческую европейскую роль.
Это не красивая фраза, которую торжественно произносят, а потом забывают после первых же трудностей. Мы реалисты. С самого начала мы видели масштаб проблем и понимали, какой путь нам предстоит пройти.
Весь 2004 год мы, если угодно, прокладывали рельсы по бездорожью. При этом не только не потеряли управляемость городом, а качественно ее улучшили. Мы занимались ревизией упущенных возможностей, отказывались от всего, что тянуло город назад, не позволяло раскрыться его уникальному потенциалу – человеческому, научно-инновационному, промышленному, культурному. И если за оставшиеся три года нам удастся проложить эти рельсы, то заверяю вас: по ним уверенно пойдет поезд.
Сегодня мы делаем трудную, черновую, но очень необходимую для города работу. И мы очень нуждаемся в вашей поддержке. И в вашем понимании того, что мечты о блистательном Петербурге и благополучии его жителей сами не превратятся в явь. Перестраивать нашу жизнь, двигать город к успеху мы должны вместе.
И у нас с вами нет ни малейшего повода для уныния. 2004 год был очень результативным. Сегодня Петербург сильнее, мощнее, чем год назад.
У нас есть все основания для оптимизма, уверенности в собственных силах. У нас нет причин жаловаться на судьбу и испытывать провинциальные комплексы. Мы – граждане европейской столицы России! Нам выпало счастье жить в Петербурге, работать для Петербурга, обновлять Петербург. Никто не сделает это за нас самих.
Спасибо за внимание.