Среди множества рок-групп, образовавшихся в Англии на рубеже 60-х и 70-х годов, «Jethro Tull» выделяется. Причин тому много – и совершенно уникальный стиль музыки, который с натяжкой можно охарактеризовать как смесь тяжёлого блюза, рока, фолка и музыки «фьюжн», и особая «фишка» - полноправное участие в музыкальной ткани произведений такого инструмента, как флейта, и харизматичный лидер коллектива – вокалист и флейтист Ян Андерсон. 24 марта «Jethro Tull» выступили в БКЗ «Октябрьский».
За время своего отсутствия в России – с последнего концерта JT прошло два года – группа успела выпустить новый «рождественский» альбом. Однако композиций из него на концерте было мало, а упор был сделан на старые, классические песни. Некоторые из них существуют аж с 1969 года! Ян Андерсон знаменит не только своей игрой на флейте, которую по экспрессивности сравнивают даже с гитарой Джимми Хендрикса, но и сценическим мастерством. В семидесятые годы концерты JT были похожи на театральные действа, зачастую непонятные никому, кроме самих музыкантов.
Сейчас Ян Андерсон предпочитает быть ближе к публике, но он, разумеется, припас для петербургской аудитории толику своих фирменных ужимок и шуток. После концерта его сравнивали и с Гаммельнским крысоловом, способным увести жителей Петербурга из города, и с легендарным Паном.
Надо заметить, что публика в зале подобралась разная – от людей в строгих костюмах до классических рокеров. И почти у всех после концерта были почти одинаковые сумасшедше-восторженные лица. Даже те, кто с самого начала сидел со скучающим лицом (были и такие), под конец концерта аплодировали и улыбались.
Концерт начался с нескольких старых песен – «Beggar’s Farm», «Nothing is Easy», «With You There to Help Me»... Глаза всех присутствующих в зале были прикованы к высокой фигуре в чёрной шапочке с длинной флейтой. Андерсон, конечно, не играл весь концерт, стоя на одной ноге (лет тридцать назад это было его фирменным знаком), но несколько раз честно изображал аиста. Его флейта, блистающая в лучах прожекторов, издавала необычные звуки и по значению норовила превзойти соло-гитару. Но это отнюдь не означало, что остальные музыканты были оттеснены на задний план. Гитарист Мартин Барр – единственный, кто остался в группе от её первоначального состава (если не считать самого Андерсона, конечно), - клавишник Эндрю Гиддинс, барабанщик Доэн Перри и басист Джонатан Нойс на равных участвовали в концерте...
Затем Ян Андерсон объявил новую композицию – это оказалась инструментальная «Eurology» с сольного альбома Андерсона «Rupi’s Dance». Разница между альбомами «Jethro Tull» и сольными дисками Андерсона почти незаметна, так что никто особо не удивился этому произведению. Эндрю Гиддинс бодро взял в руки аккордеон и вышел на авансцену.
Когда эта композиция отзвучала, Андерсон объявил песню «Up to me» с альбома «Aqualung», которую, по его словам, группа ещё ни разу не играла. Вообще, основу концерта составили именно песни с этого альбома 1971 года. Правда, его бунтарский дух из более нового творчества группы уже почти выветрился – песни «Jethro Tull» последних десяти лет кажутся более спокойными и добрыми.
Сыграв ещё одну композицию из сольного творчества Андерсона, группа сменила инструменты – Мартин Барр взял в руки мандолину, а Ян Андерсон – небольшую акустическую гитару. Так сыграли песню «Weathercock» с фолк-рокового альбома «Heavy Horses», а затем Андерсон представил композицию «Pavane» с «рождественского» альбома: «Она основана на произведении французского композитора Гилберта Форэ. К счастью, он давно мёртв и не будет возражать, что мы сыграем его музыку в другой аранжировке...»
После этой, на редкость красивой, композиции на сцене произошли изменения: барабанщик Доэн Перри вышел на сцену, где уже были установлены для него конги. Клавишник Эндрю Гиддинс снова взял в руки аккордеон, а на сцену вышла девушка-аккордеонистка в классическом концертном платье. Андерсон расцеловал её и сказал: «...Эльвира Петрова! У нас два аккордеона по цене трёх – отличное предложение!» Петербургская аккордеонистка сыграла с группой песню «Mother Goose».
Затем музыканты исполнили попурри из трёх заглавных песен с трёх альбомов – «Songs from the Wood», «Too Old to Rock'n' Roll, Too Young to Die» и «Heavy Horses». Андерсон играл попеременно на флейте и акустической гитаре. Затем – душевная «Farm on the Freeway», «Hymn 43», «We Five Kings» («... эта композиция изначально называлась «We Three Kings», но так как нас пятеро, то мы её переименовали...»), и вот... неужели она?
Мягкое вступление клавишных, печальные звуки флейты. Сомнения рассеялись – это «Budapest»! Знаменитая сверхдлинная баллада, написанная в 1987 году... Интересно, кто была та венгерка, которая вдохновила Андерсона написать эту песню? Прошло почти двадцать лет, но Ян Андерсон исполнил её так же душевно и пронзительно, как на альбоме «Crest of a Knave». Песня длилась около тринадцати минут – Андерсон словно не хотел с ней расставаться, добавлял всё новые проигрыши... Но всему приходит конец: вот и последние звуки, потонувшие в громовых аплодисментах...
Зал огласил известный рифф – вступление к песне «Aqualung». Эта песня, наверное, самая «тяжёлая» в творчестве «Jethro Tull». В середине песни то ли техники наложили какой-то хитрый эффект на микрофон Андерсона, то ли он сам мастерски изменил голос, но получилось очень похоже на потусторонний голос в альбомной записи.
В конце песни Андерсон подошёл к краю сцены, встав к залу спиной, наклонился назад и сфотографировал себя на фоне зала. Но вот закончилась песня о бродяге по прозвищу «Акваланг», которую Андерсон написал когда-то вместе с первой женой, Андерсон представил музыкантов «Jethro Tull», и они ушли со сцены...
Но все знали, что они вернутся, чтобы сыграть на бис песню «Locomotive Breath». Когда на сцене появился Эндрю Гиддинс, публика зааплодировала. Затем на сцену вышли и остальные, но заиграли совсем другую песню – «Wind Up», тоже с альбома «Aqualung». Всё-таки бунтарский и антиклерикальный дух старой «Jethro Tull» ещё жив... А «Locomotive Breath» была следующей и последней.
Всё-таки немного жаль, что группа не сыграла «Thick as a Brick». Конечно, не всю 44-минутную песню, но хотя бы часть... А впрочем, зачем жаловаться? И без «Thick as a Brick» концерт оказался отличным. Разочарованным не ушёл, наверное, никто.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора.