Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 февраля 2005 12:39      232

Что ищет прокуратура в Усть-Луге?

Десятилетнее строительство порта в Усть-Луге недавно обернулось возбуждением уголовного дела по фактам мошенничества тех людей, которые на заре 90-х собирали для этого деньги. Прежде чем пытаться понять, для кого и насколько серьезными последствиями может обернуться возбужденное уголовное дело, корреспонденты газеты «Ваш Тайный советник» решили съездить в порт Усть-Луга и посмотреть, как там идут дела.

Приняли их очень радушно. Экскурсию по порту согласился провести технический директор «Компании «Усть-Луга» Юрий Погнаев. Большого количества рабочих корреспонденту «ТС», правда, увидеть не удалось, но, возможно, этого не предусматривает технология. Юрий Погнаев заверил, что сейчас строится пирс для паромного комплекса, а также два причала: один для железнодорожного парома, другой - для автомобильного.

С дилетантской точки зрения сегодня порт представляет собой более-менее утрамбованную песочную площадку внушительного размера с хаотично наваленными железными трубами. И тишина...

Однако, возможно, это только видимость. По словам Юрия Погнаева, вся представившаяся нашим взорам территория намыта специально и образована искусственно. Оказывается, на том месте, где мы стояли, совсем недавно было болото. Но уже в 2005 году строительство паромного комплекса должно быть закончено. Учитывая, что, по словам Юрия Погнаева, с начала строительства паромного комплекса государством вложено в образование для него территории 913 миллионов рублей, а только на 2005 год выделено 900 миллионов, это, наверное, вполне выполнимая задача. Тем более что в течение года ожидается выделение дополнительных средств.

Юрий Погнаев указал в даль и пояснил, что там идет образование территории для контейнерного терминала. Сейчас намывается площадка и строится дамба.

Возможно, порт пока не представляет собой грандиозного зрелища только потому, что до 1999 года здесь, по словам Юрия Погнаева, практически строился один угольный терминал. Строительство, например, универсального перегрузочного комплекса началось только в 2003 году. А в отношении лесного терминала подготовлена документация. Построен он будет, как обещал Юрий Погнаев, в конце 2006 года. По остальным же терминалам еще только идет разработка проектов.

Когда все 11 терминалов будут построены, здесь смогут перерабатывать все виды грузов. А пока, как сетуют местные старожилы, в прибрежных водах исчезла рыба, а в лесах не стало грибов. И еще неизвестно, прилетят ли в этом году лебеди, которых всегда здесь очень много.

Пока мы присутствовали на угольном терминале, там работал один экскаватор. Второй замеченный нами вид техники - то ли бульдозер, то ли каток - неподвижно стоял в сторонке. Немногочисленные рабочие грелись в автобусе. Видимо, мы приехали не вовремя и поэтому перегрузку угля не застали.

Зато в стоявшем неподалеку офисе «Ростерминалугля», занимающегося строительством угольного терминала, бурлила жизнь. Нам повезло, и мы застали на месте генерального директора Ивана Фишера. Он рассказал, что предприятие создано в 1996 году и сейчас отношения с «Усть-Лугой» у них чисто договорные. К концу года угольный терминал сможет перегружать до 5 миллионов тонн угля в год.

Предположим, такой оптимизм оправдан, и любая серьезная стройка первоначально выглядит так, как сейчас порт в Усть-Луге. Но еще Илья Баскин, начиная строительство порта, предрекал скорое его процветание. Тогда и было создано АО «Порт-Инвест», призывавшее покупать акции будущего порта и тем самым помогать его строительству. С тех пор прошел десяток лет, а внешний вид порта сильно не изменился. Тем, куда делись собранные АО «Порт-Инвест» средства, заинтересовались правоохранительные органы. Но не придется ли искать доказательства фактов мошенничества в тоннах утрамбованного в порту песка?
За 75 миллиардов...

С момента образования «Порт-Инвеста» до возбуждения уголовного дела прошло около 10 лет. В течение долгого времени акционеры просто не понимали, что происходило с «Порт-Инвестом». Сегодня они уже объединились в ассоциацию. Есть у них и свой директор - Юрий Заулов, который рассказал нам, через что прошли он и его единомышленники в поисках правды.

Когда по стране был пущен клич, призывавший собирать деньги на строительство в Усть-Луге нового порта, это многих заинтересовало. Шутка ли, приобретя несколько акций «Порт-Инвеста», человек, как ему обещали, в дальнейшем становился акционером порта в Усть-Луге. Многих соблазнили и дивиденды, которые обещали выплачивать по акциям. Кроме того, тот, чьим именем подписывались акции, был всем хорошо известен. Ну кто тогда не знал Илью Баскина, строившего порт в Усть-Луге!

Выпустив три эмиссии акций, «Порт-Инвест» собрал, по словам Юрия Заулова, около 75 миллиардов неденоминированных рублей. Неожиданно собрания акционеров прекратились. А руководство «Порт-Инвеста» исчезло. Но вплоть до 2000 года в Петербурге оставались представители этого акционерного общества, которые по телефону браво рапортовали, что все, мол, хорошо, порт в Усть-Луге строится и оснований для беспокойства нет.

Очнулись акционеры «Порт-Инвеста» к осени 2000 года. Именно тогда исчезли и представители акционерного общества, весь последний год обещавшие провести собрание.

Куда только после этого не обращались акционеры «Порт-Инвеста»! И к губернатору Ленинградской области, и к представителю президента в Северо-Западном федеральном округе, и в Регистрационную палату.

Потом, как рассказал Юрий Заулов, и без того сбитые с толку люди услышали, что акции угольного терминала порта в Усть-Луге, приемка которого состоялась в декабре 2001 года, поделили государство и компания «Соколовская», с которой связывают имя губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Выходило, что акционеры остались не у дел.

Бумаги начали ходить по инстанциям. 16 декабря 2004 года из Генеральной прокуратуры пришло уведомление о возбуждении уголовного дела по фактам мошеннических действий со стороны руководства и учредителей АО «Порт-Инвест».

«ТС» спросил у строителей порта в Усть-Луге, на что же все-таки пошли деньги, собранные «Порт-Инвестом». Однако оказалось, что люди, которые работали в «Компании «Усть-Луга» вместе с Ильей Баскиным, давно покинули компанию. Представители компаний, работающих сейчас в порту, также не знают ничего о судьбе денег.

Посещая усть-лужский порт, корреспонденты «ТС» сошлись накоротке с одним из строителей. Не пожелав называть своего имени, он сказал нам, что работает в порту уже много лет и слышал, что вроде бы деньги, собранные «Порт-Инвестом», закопаны там, где сейчас строится паромный комплекс. Каким образом это произошло - тайна, покрытая тоннами песка.

Последней возможностью хоть что-то выяснить была беседа с Ильей Баскиным. Разговор был долгим и интересным, жаль, что мы не можем опубликовать его целиком. Наш собеседник не разрешил нам печатать это интервью, пока он лично его не завизирует. А визировать он, к сожалению, отказался до тех пор, пока не увидит текст целиком. Целиком тексты мы показываем только в напечатанном виде, поэтому мы очень рассчитываем на то, что, прочитав данную публикацию, Илья Михайлович позволит-таки нам опубликовать свою точку зрения.

Пока же в качестве анонса будущего интервью позволим себе опубликовать лишь одну цитату из него. «Петр Первый основал порт Санкт-Петербург, а Илья Баскин основал порт Усть-Луга», - сказал нам таинственный собеседник.
Согласитесь, человек с такой позицией должен иметь возможность высказаться на страницах газеты.

Диана Васильева,
Полностью статью об Усть-Лужском порту можно прочитать в выпуске газеты «Ваш Тайный советник» от 31 января. Надеемся, что интервью с Ильей Баскиным также появится в газете в ближайшее время.