27 июня в БКЗ "Октябрьский" выступит выдающийся британский гитарист и композитор Джон Маклафлин, который является одной из наиболее значимых фигур на мировой музыкальной сцене. Многие критики считают его творчество особой вехой в развитии музыкальной культуры XX века. Музыкант вошел в историю музыки не только как блестящий гитарист, но и как композитор, сумевший найти новый музыкальный язык, который стал основой стиля fusion. В нем синтезированы достижения различных музыкальных традиций и культур: классической, фольклорной, джазовой. Эксперименты Маклафлина с соединением канонов этнических гармоний, джазовой импровизации с современным электрическим звучанием стали настоящим открытием для его многочисленных поклонников во всем мире.
В начале 70-х годов Маклафлин вместе с барабанщиком Билли Кобхэмом и скрипачом Джерри Гудманом coздает знаменитую fusion-группу Mahavishnu Orchestra, которая исполняла поразительные по красоте и целостности произведения. Немалое значение имело и глубокое понимание Джоном индийской философии - несколько лет музыкант провел в Индии, где обрел свое второе имя - Махавишну. Проект собирал полные залы, билеты раскупались моментально, а записи пользовались большим успехом у аудитории. Несмотря на это, группа просуществовала недолго, но время от времени возрождалась в другом составе. В это же время Маклафлин записывает еще два альбома, ставшие классикой - Love Devotion Surrender с гитаристом Карлосом Сантаной и Apocalypse с Лондонским симфоническим оркестром под руководством известного дирижера Майкла Тильсена Томаса. Затем Джон решает создать совместный проект с индийскими музыкантами: скрипачом Рави Шанкаром, перкуссионистом Закиром Хусейном и Раджаваном. Так в 1975 году появляется группа Shakti, которая сразу же отправляется в мировое турне. Их альбомы - Shakti (1975), A Handful of Beauty (1976), Natural Elements (1976) давно причислены к классике.
Вообще на протяжении всей своей карьеры Маклафлин постоянно находится в творческом поиске и неизменно удивляет своих поклонников. Несмотря на колоссальный мировой успех Mahavishnu Orchestra, он неожиданно отказывается от электрического звучания и создает акустическую группу. В конце семидесятых Маклафлин организует гитарное трио с испанцем Пако де Лусией и великолепным импровизатором Элом Ди Меолой. Новый коллектив блистательно играет испанское фламенко, обогащенное джазовой импровизацией (альбомы Passion, Grace and Fire и Friday Night in San Francisco). На этих записях, считающихся верхом мастерства виртуозов гитары, воспитано целое поколение современных гитаристов.
Осенью 1997 года Shakti вновь собираются под именем Remember Shakti, отмечая таким образом пятнадцатилетие независимости Индии. При участии Закира Хусейна, Викку Винаякрама и Харипразада Чауразии в Великобритании записывается новый одноимённый концертный альбом. Для многих поклонников творчества Маклафлина Shakti остаётся живым мифом, пиком расцвета, золотым веком музыки. Из прежнего состава группы остался только Закир Хуссейн на табла, скрипку заменили мандолиной, на которой играет Шринивас. Новый перкуссионист Сельваганеш виртуозно исполняет свои партии, в том числе - на гатам и канджире. Альбом The Believer (2000), записанный во время гастрольного тура по Европе, является визитной карточкой нового стиля группы - чарующего и красочного сплава джаза и традиционной индийской музыки.
"Remember Shakti, в любом случае, похоже на интеллектуальную игру, - говорит Джон Маклафлин, - потому что я не могу оценить эту группу с точки зрения других проектов, так как это было лучшее, что я мог сделать в то время. То же самое касается Remember Shakti. Мы давали телевизионное интервью в Париже, и первый вопрос был: "Какой смысл было восстанавливать Shakti?" Я подумал: "Что за глупости!" и ответил: "Какой смысл было приходить на интервью с нами?".
"Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые, вероятно, являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит - она должна быть истиной. Бог - самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом. Другими словами - истина без красоты - это атомная бомба. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее", - говорит Джон Маклафлин.
Кстати, напомним, что первый концерт Джона Маклафлина состоялся в Петербурге в 1994 году. Тогда великий гитарист привез в Россию свой проект - джазовое трио "Free Spirits", в состав которого входили барабанщик Деннис Чамберс и молодой, но уже достаточно известный и уважаемый органист Джой Де Франческо. Музыка Маклафлина, услышанная "вживую", произвела огромное впечатление на тех, кто воспитывался на творчестве музыканта.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру