Сегодня люди на Невском проспекте могли наблюдать редкое зрелище – по главной улице Петербурга проследовал троллейбус ЯТБ-1 1936 года выпуска. Небольшая по сравнению с современными троллейбусами машина с табличкой «Красная площадь – Площадь Труда» отправилась в 11.15 от угла Невского проспекта и проспекта Бакунина.
Этот троллейбус – единственный сохранившийся экземпляр модели ЯТБ-1 (Ярославского троллейбусного завода). Он был найденна одном из дачных участков в 1996 году Алексеем Гонтарёвым, инженером троллейбусного депо ГУП «Горэлектротранс». Хозяева участка использовали корпус троллейбуса в качестве сарая. В 2000 году троллейбус сумели отбуксировать в город, где началась его реставрация. Восстанавливать пришлось буквально по крупицам – старым фотографиям, воспоминаниям ветеранов-транспортников и немногочисленным сохранившимся остаткам салона. Заново – но по старой технологии – были сделаны мягкие сиденья, реечный пол. Чудом сохранилась одна из дверей, уцелели также части перегородки между кабиной и салоном, вентиляционные жалюзи. Но главной трудностью стало восстановление электрооборудования – на это ушло больше года. Но теперь, вопреки мнениям скептиков, старый троллейбус выехал на Невский.
Салон троллейбуса рассчитан, как гласит надпись на перегородке, на 33 сидящих и 17 стоящих пассажиров. По нынешним временам – совсем немного, но в 30-е годы и пассажиропотоки были намного меньше. Сиденья в ЯТБ-1 очень мягкие и удобные. Низкий (185 сантиметров) потолок украшен светильниками – плафоны, конечно же, не сохранились, и реставраторам пришлось подобрать современные, максимально похожие на оригинал. Двери, перегородки и сам кузов троллейбуса – из дерева. Броская окраска троллейбуса – не выдумка. Именно так и выглядели троллейбусы Ярославского завода.
Троллейбус, приняв на борт журналистов, бодро отправился по Невскому проспекту в сторону площади Восстания. Первая неприятность, хоть и мелкая, случилась на перекрёстке с Суворовским проспектом: пересекая стрелку, троллейбус застрял – токоприёмники оказались точно на изоляторе в месте пересечения проводов. Пришлось немного сдать назад, троллейбус набрал ход и проскочил этот участок. Без происшествий ЯТБ-1 удалось добраться только до Малой Морской улицы, где снова случилась неприятность – когда троллейбус объезжал зону небольшого ДТП, токоприёмники, не рассчитанные на сильное отклонение от проводов, просто с них слетели. Пришлось переключить их на провода встречного троллейбуса – перед самым носом машины 22-го маршрута, набрать ход, а затем перевести токоприёмники на «свои» провода.
Первые троллейбусы вышли на улицы Ленинграда 21 октября 1936 года, и ходили они именно по этому маршруту – от площади Труда до Красной площади, как тогда называлась площадь Александра Невского. Троллейбусное движение интенсивно развивалось – к началу войны в городе было уже 133 машины, а длина маршрутов достигла 36 километров. Но много машин было уничтожено во время войны, и когда 24 мая 1944 года их движение возобновилось, работающих машин осталось меньше половины.
Троллейбусы ЯТБ-1 эксплуатировались до середины 50-х годов. Кроме Ленинграда, они поставлялись во многие города СССР, а также в Венгрию и Польшу. Всего было выпущено около 900 машин, а теперь осталась только одна – но полностью работоспособная. Планируется, что этот троллейбус будет выезжать в город по праздникам и возить экскурсии. Скорее всего, недостатка желающих прокатиться в салоне этого раритета не будет.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора.