Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 сентября 2003 11:15      360

ГОНГАДЗЕ УБИЛИ ИЗ-ЗА СПОНСОРОВ?

Письма умершего 1 августа после многократных жалоб на пытки отставного подполковника киевского УБОП Игоря Гончарова наделали в Украине много шума. В основном – из-за содержащейся в них достаточно скудной информации об исполнителях и организаторах убийства Георгия Гонгадзе. Узнав об этом, сотрудники Агентства журналистских расследований выехали в Киев, чтобы попытаться самим разобраться в ситуации. Результат оказался совершенно неожиданным: выяснилось, что Игорь Гончаров и Георгий Гонгадзе были знакомы, причем их связывали косвенные финансовые отношения, что в какой-то степени стало причиной гибели журналиста.

Новый этап в развитии уникального политического скандала, связанного с похищением и убийством киевского журналиста Георгия Гонгадзе, начался 4 августа, когда руководители украинского Института массовой информации сообщили о попавших к ним письмах умершего в больнице скорой медицинской помощи города Киева отставного подполковника милиции Игоря Гончарова. Собственно похищению Гонгадзе в этих письмах уделено не очень много места – информация об этом, если можно так выразиться, проанонсирована. В Украине материалы Гончарова про убийство журналиста ожидают примерно через год – ближе к президентским выборам. Попробуем сопоставить содержимое писем покойного подполковника с результатами собственного расследования обстоятельств исчезновения Георгия Гонгадзе, которое АЖУР начал еще в начале октября 2000 года.

Из писем Гончарова: «...После того, как в июне 2002 года я сообщил начальнику отдела УБОП Киева Хомуле о том, кто совершил похищение и убийство журналиста Гонгадзе, и о том, что ряд других преступлений планировали и совершали работники УБОП, совместно с лицами, входящими в группировку Свердлова-Нестерова, я был жестоко избит, будучи предварительно подвергнут пыткам упомянутым выше Хомулой и его подчиненным ... Игорем в помещении отдела УБОП на Московской площади. Хомула требовал, чтобы я не давал показания в отношении тех работников УБОП, которые вместе с Нестеровым и другим преступником, входящим, как и Нестеров, в группировку Киселя, похитил в сентябре 2000 года журналиста Гонгадзе на бульваре Лэси Украинки... (фамилии этих лиц, как и фамилии работников службы криминальной разведки, отследивших перед этим местонахождение Гонгадзе, я сообщил работнику СБУ... и частично журналисту Ельцову)... Эти преступления совершались по прямому указанию министра МВД Кравченко... К этим похищениям и убийствам причастны знавшие о них высшие должностные лица нашего государства и наш президент...»

Вспоминается один странный телефонный звонок, случившийся 18 сентября 2000 года, через два дня после исчезновения Георгия Гонгадзе, когда большинство еще не видело в этом событии криминального подтекста. Непредставившийся мужчина позвонил тогда в украинское посольство Грузии и в редакцию газеты «Свобода» и сообщил, что Гонгадзе находится в Московском районе Киева и что к его исчезновению причастны депутат Верховной Рады Александр Волков, преступный авторитет Кисель и министр МВД Украины Юрий Кравченко. Поправку вносит одно обстоятельство – киевский УБОП располагается в Московском районе Киева – и приходим к выводу: аноним другими словами сказал то же самое, что написал Игорь Гончаров в своих письмах.

Непонятно, правда, при чем тут депутат Волков. Наверное, его упоминание в таком контексте – дань традиции. Александр Волков и тот, кого в Украине называют Киселем, - друзья детства, они выросли в одном дворе, в связи с чем их фамилии часто оказываются рядом в газетных публикациях. Кстати, с прессой и лично с Георгием Гонгадзе Игоря Гончарова кое-что связывает, журналисты Агентства знали об этом еще с тех пор. Но только сейчас, когда Гончаров столь трагическим образом заявил о себе, они попытались по-новому осмыслить одну, лежавшую, как им до сих пор казалось, мертвым грузом, конфиденциальную информацию.

До мая 2000 года «Украинская правда» финансировалась группой граждан, неформальным лидером которой был бывший председатель Службы безопасности Украины Евгений Марчук. Думается, эта группа граждан изначально была предвыборным штабом Марчука на неудачно для него закончившихся в 1999 году президентских выборах. Возглавляемая киевским журналистом Олегом Ельцовым интернет-газета «Украина криминальная» (Гончаров и Ельцов давно знакомы, они поддерживали постоянный информационный контакт, не случайно Гончаров упоминает Ельцова в своих письмах) «привязала» умершего подполковника к штабу Марчука. В биографии Гончарова «Украина криминальная» сообщает, что после увольнения из органов Игорь стал работать в штабе Евгения Марчука. АЖУР видит эту ситуацию с другой стороны.

Еще осенью 2000 года, когда сотрудники АЖУР приехали в Киев в первый раз, они пытались наводить справки о подробностях финансовых отношений людей Леонида Марчука и Георгия Гонгадзе. Отношения носили не слишком возвышенный характер: ежемесячно курьер из бывшего предвыборного штаба доставлял в «Украинскую правду» конверт. Одного из курьеров звали Игорь, теперь мы узнали фамилию этого человека – Гончаров.

Незадолго до исчезновения Георгия Гонгадзе отношения между «Украинской правдой» и спонсорами были разорваны по вине Гонгадзе – на его сайте была опубликована статья, направленная против Марчука. Жаль, что лишь предчувствие смерти заставило Игоря Гончарова заговорить, иначе до нас никогда не дошла бы эта информация.

Из писем Гончарова: «...Участвовал Нестеров в похищении журналиста Гонгадзе, о чем я напишу подробнее в отдельном заявлении...У меня имеются об этом материалы, собранные совместно с работником СБУ, а именно... аудиозаписи разговоров, записанное признание Нестерова и другие материалы. Я предложил Хомуле официально... изъять их... Хомула требовал, чтобы я отдал ему эти материалы для уничтожения. Кроме того, Хомула отказался фиксировать мои показания, требовал лжесвидетельствовать... Хомула сказал, чтобы я никому не говорил об убийств(е) в поселке Счастливом жураналиста Гонгадзе... поскольку он(о) каса(ется) высоких должностных лиц, которые тогда расправятся с моей семьей... Если же я буду давать показания, как выгодно Хомуле, то меня, как и Нестерова, «сделают» задним числом агентом УБОП, якобы внедрившимся в банду, и впоследствии освободят...»

На словах люди, общавшиеся с Игорем Гончаровым в последние месяцы, так со ссылкой на него описывают картину похищения Георгия Гонгадзе.

Группа захвата ожидала в автомобиле, припаркованном во дворе с обратной стороны дома, где Гонгадзе находился с Аленой Притулой. У членов группы были милицейские удостоверения и аппаратура, позволявшая слышать разговоры из квартиры Притула – оборудовать квартиру «техникой» заранее позаботились милицейские специалисты по заданию руководства. Потому-то Гонгадзе не тронули, когда он выходил за кормом для кота – преступники знали, что жертва выйдет еще раз. Само похищение Георгия Гонгадзе прошло гладко – его инсценировали как задержание с предъявлением соответствующих документов. Журналисту сказали, что работает киевский УБОП и, что его везут в здание УБОП на Московской площади. Первый конфликт произошел именно там, когда Георгий понял, что везут – не в УБОП. Потом поехали в Киевскую область, потом снова конфликт и в результате – убийство. Со ссылкой на Гончарова говорят, что Гонгадзе не собирались убивать – только запугать – но случился эксцесс исполнителя.

Гончаров, кстати, называет местом убийства журналиста поселок Счастливый, это вполне похоже на правду в том смысле, что еще осенью 2000-го было ясно, что труп привезли в лес Таращанского района не более, чем за день-два до его обнаружения, а до того хранили в полиэтилене о чем свидетельствовал характер разложения. Правда, те же люди почему-то говорят, что перезахоронили труп сотрудники СБУ – чтобы, не «засветившись», продемонстрировать милиции, кто тут на самом деле крутой. Верится во все это с трудом, точнее – вовсе не верится. Во-первых, глупо, а, во-вторых, не понятно, зачем похитители спрятали покойника в полиэтилен – специально, что ли, чтобы работники СБУ не запачкались, при перезахоранивании?

Впрочем, основная интрига даже не в этом.

Из писем Гончарова: «...Ряд доказательных материалов, фото-, видео- и магнитофонные записи... мною зарыты на дачном участке на Русановских садах, находятся в металлической коробке, в дипломате и мешке, место знает... и один из моих друзей из СБУ...»

Представитель Генеральной прокуратуры Украины уже заявил, что никакого тайника в указанном месте обнаружено не было...

А странное знакомство Игоря Гончарова с Георгием Гонгадзе (сам Гонгадзе вряд ли смог бы сказать, кто такой Игорь Гончаров – курьер Игорь не представлялся) имело интересное продолжение. В своей «Украине криминальной» Олег Ельцов пишет, что из писем Гончарова узнал о том, что изначально заказ был не на Георгия Гонгадзе, а на него – Олега Ельцова. Но, якобы об этом заранее узнал Игорь Гончаров и убедил преступников, что похищать Ельцова опасно, потому как он предупрежден о возможной акции, а потому подстраховался. Зато есть Георгий Гонгадзе, похитить которого совсем не сложно...

Игоря Гончарова характеризуют как правдолюбца, упоминают при этом даже легендарного Робин Гуда, но отмечают одну странность. Игорь имел весьма специфические представления о справедливости: он, например, считал нормальным похищать людей, которые, как говорил ему Нестеров, должны ему денег. И тут возникает закономерный вопрос: не боролся ли Игорь Гончаров за справедливость (в своем ее понимании), переориентируя убийц с Олега Ельцова на Георгия Гонгадзе (если, конечно, эта информация в принципе соответствует действительности)? Ведь получается, что бывший подполковник УБОП лучше кого бы то ни было знал, что Гонгадзе – совсем не такой независимый и честный журналист, каким он многим тогда казался.

Из писем Гончарова: «...Я написал эти строки, чтобы люди знали, если я умру, что я не лидер группировки и тем более никакой не убийца, а просто человек, ненавидящий лиц, грабящих наш народ, и пытавшийся помочь восстановить справедливость...»

Константин Шмелев,

специально для Фонтанки.ру