Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 22 мая 2002 12:58      341

ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЬЦА. НЕВСКОГО.

В Петербурге состоялся первый этап Чемпионата России по автомобильным гонкам. Вообще-то автомобильные кольцевые гонки - вид спорта летний. Однако, уже третий год подряд питерская погода преподносит пренеприятнейшие сюрпризы. Для начала - ливни на тестовых заездах, что, впрочем, дало возможность спортсменам попробовать разные типы шин; а в день соревнований и вовсе во время одного из заездов над стадионом пронесся снежный буран. Но обо всем по порядку.

По традиции российский кольцевой чемпионат стартует в середине мая на легендарной трассе "Невское кольцо", проложенной вокруг стадиона имени Кирова, там, где красавица Нева вливается в Финский залив (или как называют именно это место залива - Маркизову лужу). И также, второй год подряд, на этот старт собираются сильнейшие гонщики страны в пяти основных зачетных группах: "младшая сестра" F-1 - "Формула 3", "Формула-1600", "Туринг", "Супертуризм" и ставший национальной серией (для проведения которой создана специальная дирекция) - "Кубок "Лады" (или просто "зачетная группа "ЛАДА").

19 мая в Петербурге с утра было не то что прохладно - откровенно холодно: столбик термометра упорно не желал переваливать отметку +3, а с северо-востока с могучим свистом в проводах задувал могучий ветрюга. То ли ветер, то ли мокрая с утра трасса, то ли излишние нервы привели к первому происшествию уже на утренней разминке: Дмитрий Щеглов , чемпион России 2001 года в зачетной группе "Формула-1600", который в этом году решил попробовать свои силы в "Супертуризме", влетел в отбойник, "убив" автомобиль настолько, что ни о каком старте далее речи быть и не могло, и задев одного из судей. К счастью, ни сам Щеглов, ни судья серьезно не пострадали. Однако, из-за этого происшествия организаторы решили не проводить торжественную церемонию открытия - понятно, что когда сезон начинается с происшествий и травм, особо не до торжеств.

Тем не менее, соревнования начались строго по расписанию, и в 13.10 семеро участников "Формулы-3" отправились нарезать круги. В этом году состав гонщиков "третьей" несколько изменился: компанию чемпиону прошлого года Маурицио Медиани ("Арт Лайн Инжиниринг") составил его земляк Андреа Беликки ("Лукойл рейсинг Формула 3"); за ту же "лукойловкую" команду продолжил выступать (уже третий сезон) Алексей Павловский и начал перешедший в более взрослый класс из "Формулы-1600" юный Михаил Алешин - на момент гонки ему было всего лишь 14 лет (день рождения спортсмена - 22 мая). Также из "тысяча шестосотой" в "третью" перебрался Карп Хашафов (спортивный клуб "Рейсинг", за который он выступает вместе с Сергеем Злобиным).. К слову, в минувшем году Хашафов в общем зачете чемпионата в "1600" был четвертым, а Алешин, соответственно, пятым (это из 18-ти (!) спортсменов, игравших в "младшую формулу" в минувшем году!). И еще один гонщик, выступающий в связке с чемионом-2001 за Арт Лайн Инжиниринг, Виктор Козанков, занял на старте третью линию решетки. Что касается знаменитого Альберто Педемонте, то он прекратил свою спортивную карьеру, по крайней мере, в России (кстати, он не нашел себе места и в какой-нибудь европейской команде, а посему в наступившем сезоне будет просто "отдыхать"), и это стало главным событием межсезонья в "Ф-3".

То, что после старта лидерство захватил Андреа Беликки, неожиданностью, в общем-то не стало, поскольку на квалификации ему удалось "откусить" поул-позишн и Медиани; правда, он был быстрее чемпиона всего на полсекунды. Виктор Козанков обосновался в трех секундах позади от своего товарища по команде, идущего на второй позиции Маурицио Медиани. А вот на стартовавшего с четвертой линии решетки Алексея Павловского повели довольно агрессивную атаку сразу трое гонщиков - Сергей Злобин (6-я линия), юный Михаил Алешин (5-я линия) и стартовавший с последней, 7-й линии Карп Хашафов. Вскоре после старта в первой шикане происходит инцидент с участием Виктора Козанкова и Алексея Павловского; в результате "Ф-3" Алексея садится на брюхо поперек трассы, а ближе к концу гонки это столкновение "выходит боком" и Виктору Козанкову, чей болид теряет способность пожирать пространство с нужной агрессивностью.

Проходя дистанцию на очень высоких скоростях (в большой дуге "Ф-3" способна развивать до 250 км/ч), гонщики довольно быстро высушили асфальт, и тут Медиани показал, кто на самом деле чемпион. После половины дистанции он "повисает" на заднем спойлере Беликки и, улучив момент на малой дуге обходит его по внешнему радиусу буквально перед поворотом "Бумеранг". Впрочем, то, что Медиани любит больше сухой асфальт, чем мокрый, известно давно. Карп Хашафов, после схода Павловского и Козанкова перемещается на пятое, но оно же и последнее место. Перед ним едут Сергей Злобин и Михаил Алешин, который, несмотря на возраст, весьма грамотно пилотирует мощный болид. Однако недостаток опыта и возраст, все-таки, в итоге сказались на результате: Злобина достать не удается, а более опытный Карп Хашафов наращивает тем, и с каждым кругом "привозит" Алешину по одной - две секунды. Чуть позже "устает" нарезать круги и болид Сергея Злобина, и Карп Хашафов в последней трети гонки прорывается на третью позицию. Злобин Четвертый, Алешин - пятый (из семи стартовавших!). Для первого старта - просто отлично.

"Туринг" (двухлитровый кузовной класс) начался с вылета стартовавшего пятым Олега Кессельмана: еще на практике он прицеливался к отбойникам, растущим сразу после старта, и в зачете ему удалось, наконец, разгромить металлический бруствер так, что после заезда бригада сварщиков "колдовала" над ним больше сорока минут.

А вот лидеры "Туринга" - стартовавший с поул-позишн чемпион России 2000 года, его товарищ по новой команде "МТС АС Рэйсинг" Григорий Комаров и действующий чемпион России Александр Львов (команда "Спорт Гараж"), - из-за пронесшегося над стадионом снежного бурана решили применить "формульную" тактику пит-стопа: они стартовали на резине "сухой слик", и, после того, как асфальт стал предательски мокрым и скользким, были вынуждены заехать в боксы на замену колес. И вот тут-то уже механикам пришлось показывать свое мастерство. Стоит отметить, что с командой "Спорт Гараж" Александр Львов познакомился буквально за неделю до гонки, а свой новый "Фольксваген Гольф IV" он увидел только перед началом практики... Впрочем, после гонки он никак не посетовал на то, что его механики меняли колеса почти на минуту (!) дольше, чем механики лидировавшего к тому моменту Михаила Ухова. К слову, до заезда на пит-стоп Львов проигрывал Ухову всего две секунды. После смены колес Ухову удалось довольно быстро объехать круговых и вернуть себе лидерство, а вот Львову так и не удалось подобраться к лидеру ближе, чем на 51 секунду. К несомненным заслугам Львова можно отнести то, что буквально на последних кругах он достал и обогнал сперва прошедшего гонку на третьей позиции Сергея Нуждина, а затем также менявшего резину Григория Комарова; последнему, в свою очередь, также удалось атаковать довольно быстрого Нуждина и в итоге довольствоваться третьим, очень почетным в этой гонке местом. К слову, во время церемонии награждения Александру Львову было вручено удостоверение мастера спорта Российской Федерации. Ну, наконец-то! Поздравляем!

После изрядно затянувшегося перерыва ("заезд" бригады сварщиков, о чем говорилось выше), стали прогревать моторы гонщики "младшей формулы" - "Ф-1600". Вопреки мрачным прогнозам, предрекавшим скорую кончину этой зачетной группы, она оказалась жива, и также, как и в "Ф-3" здесь на старте оказались семеро спортсменов, причем большинство из них - новички.

Поул-позишн занял самый известный из "тысяча шестисотников" Николай Ветров (СК "Формула Z). Со второй позиции стартовал "сенсация Кубка Поло" минувшего года Александр Тюрюмин. С третьей позиции попытался стартовать еще один новичок "Ф-1600" Юрий Орлов ("АБ Рэйсинг"), но... заглох на старте! Забегая вперед, скажу, что машину завести удалось, но от лидера гонки, захватившего с первого круга лидерство Тюрюмина он отстал почти на круг. С четвертой линии стартовой решетки в гонку отправился товарищ Ветрова по команде, также новичок Виктор Шайтар. С пятой линии стартовал Виктор Антонов, которому довольно быстро удалось подняться на вторую позицию. Шестым и седьмым отправились на дистанцию Виктор Паршин и Эмиль Сиольдос - также новые имена для "Ф-1600".

В отличии от первой гонки прошлого года, которая была весьма скучна, на этот раз страсти раскалились моментально. Основная интрига: удастся ли Юрию Орлову прорваться впереди отыграть утраченную третью позицию? К числу сильнейших Юрий Орлов до сих пор не относился: в 2001-м году он был 18-м из 18-ти "игроков" в "Ф-1600" с нулем очков. Но на этот раз он проявил недюжинные бойцовские качества; несколько раз он последовательно показывал лучшее для этой зачетной группы время круга - 1:12:372, что сопоставимо с очень хорошими временами в "Ф-3"! А после того, как болид Виктора Антонова (8-е место в Чемпионате-2001) начал на последних кругах чахнуть, Орлову удалось пробраться даже на вторую позицию! К тому времени гонку уже покинул Николай Ветров, и Александр Тюрюмин вполне комфортно чувствовал себя в лидерах: ни Орлов, ни финишировавший в итоге третьим Антонов догнать его не могли.

Зато на этот раз довольно скучно со стороны выглядел "Супертуризм", хотя изначально предполагалась острейшая борьба: ведь по результатам квалификации первых пятерых гонщиков отделяли друг от друга доли секунды! Однако, интересной борьбы так и не получилось. Действующий чемпион Альберто Шила ("Лукойл Рейсинг Туринг") буквально "улетел" со старта, на "хвост" ему присел, проигрывая стабильно три секунды в ходе всей гонки Виталий Дудин (ныне выступающий за московский "ЛогоВАЗ - Беляево"), который, в отличие от прошлого года, вел гонку безупречно корректно. А на третьей позиции обосновался молодой талантливый гонщик, товарищ Альберто Шила по команде Алексей Дудукало (серебряный призер Чемпионата-2001). Пару раз ему пытался давать бой Николай Мезенцев ("Лада Автоспорт Рейсинг"), но в итоге Алексею удалось созранить за собой третью позицию, рывком увеличив отрыв от Николая до безопасных почти десяти секунд. Из новичков стоит отметить появление в "Супертуризме" бывшего "Ф-1600" Дмитрия Рыжичкина, и двух гонщиков, фактически тестирующих раскручиваемый в последнее время автомобиль "ИЖ" Виктора Шаповалова и Евгения Молчанова. Впрочем, Молчанов так и не стартовал, а Шаповалов удовольствовался последним местом.

С особым нетерпением болельщики ждали заезда в зачетной группе "Лада": те, кто видел это в прошлом году, помнят фантастическую борьбу "выборгской стрелы", семнадцатилетнего Виталия Петрова, с целой "грядкой" именитых мастеров с берегов Волги. А также и сенсацию, которую Петров устроил на следующем этапе непосредственно в Тольятти, где он стартовал с последней позиции, а поднялся на первую ступень пьедестала.

На этот раз "Лада" побила все рекорды: на старт вышли 35 гонщиков! Как потом рассказал на пресс-конференции руководитель гонки Левон Аладжалов, это - почти предел паспортной мощности "Невского кольца": трасса может выдержать максимум 39 автомобилей. По результатам квалификации Виталий Петров занял вторую позицию, уступив "поул" тольяттинцу Дмитрию Бернгардту, тестировавшему вне зачета новое произведение ВАЗа - специально подготовленный для кольцевых гонок ВАЗ-2112 - 37. С третьей позиции стартовал еще один тестовик - внезачетник из Тольятти Алексей Груздев. Стоит отметить, что далее позиции занимали, в основном, молодые спортсмены, которые очень активно борются на трассе, подавая пример ветеранам: Василий Мезенцев, Артем Козявин, Олег Лапшин, Игорь Филиппов, Сергей Долин, Александр Белов, Евгений Каретников... Погода сюрпризов более не преподносила, трасса была хорошо просохшая, и самые большие проблемы лидерам доставляли выброшенный из поворотов гравий и упрямые "круговые", которые не хотели пропускать вперед тех, кто был несомненно быстрее.

Старт! Первым в "Бумеранг" влетает Бернгардт, за ним в трех секундах Петров, и еще в двух секундах от него - Груздев. С таким "эскортом" - впереди Бернгардт, а позади предохраняющий от конкурентов Груздев - Виталий Петров проезжает почти всю гонку. Чуть поотстав, ведут ожесточенную борьбу за второе - третье место Олег Лапшин ("Спектрол Рейсинг" и рязанец Сергей Долин ("Сервистранс"). Их пытается время от времени атаковать Евгений Каретников ("Автоспорт стиль") и, кажется, что вот еще чуть-чуть, и он сможет прорваться вперед; но в середине заезда он из-за проблем с техникой вынужден заехать в бокс, а, вернувшись на трассу, он уже думает только о том, чтобы положить хотя бы пару очков в копилку.

Со второй половины заезда под колесами лидеров начинают активно "путаться" круговые - в одной из таких разборок Алексей Груздев видит приоткрывшуюся траекторию, и обходит Виталия Петрова, у которого в шести секундах сзади все-таки вырвавшийся на вторую позицию Сергей Долин и у которого в половине секунды буквально на заднем бампере "висит" Олег Лапшин. Но... Им тоже мешают круговые, и на обгонах они вынуждены терять темп, увеличивая свое отставание от лидера. То, что впереди едут две "заряженные кольцевые пушки" от ВАЗа, Виталий Петров воспринимает спокойно: он знает, что ни Бернгардт, ни Груздев в зачете не участвуют. А информация, которую передает ему команда, когда он проезжает по малому радиусу в районе старта - финиша, помогает ему ориентироваться в том, что происходит в гонке; Петров знаем, что он лидер, и где находятся его соперники. На последних кругах (видимо, чтобы лучше считывать эту информацию), Виталий буквально прижимается к отбойнику, от которого ему показывают информтабло).

И вот - клетчатый флаг; всего лишь на пять секунд Виталий Петров быстрее Сергея Долина в этой сумасшедшей круговерти из трех десятков машин, Олег Лапшин, финишировавший в восьми секундах позади, поднимается на третью строчку таблицы. То, что называется "хэппи энд". Только вот результаты финишировавших на первых двух позициях (хоть и вне зачета) Дмитрия Бернгардта и Алексея Груздева заставляют серьезно задуматься. Как сообщил на пресс-конференции директор Автономной некоммерческой организация "Автомобильный клуб "ЛАДА-Автоспорт", которую для простоты называют "Дирекция "Кубка Лады" (и которая наделена правами Организатора, полученными по Договору с Российской Автомобильной Федерацией) Олег Викторович Самородин, в будущем году большинство спортсменов, играющих в этот Кубок, собираются пересаживаться на новую "двенадцать - тридцать седьмую", которую столь успешно Бернгардт и Груздев протестировали на "Невском Кольце". Проигрыш Петрова Бернгардту составил 24,155 секунды, Груздеву - 17,966... Впрочем, опять-таки по сообщению Олега Самородина (который, кстати, и сам выступил в этом заезде на Кольце и занял 22-е место) те гонщики, которые обладают спортивной версией кольцевой вазовской "восьмерки" при покупке кольцевой ВАЗ 2112-37 получат солидную скидку. А это значит, что уже в этом сезоне выборгской команде "Фаворит", чьи цвета Виталий Петров столь успешно защищает уже не первый год, настала пора задуматься о смене спортивного снаряда своего лидера.

Пока же Виталий Петров серьезно готов биться за победу на каждом из этапов Кубка с тем, чтобы, наконец, завоевать звание Чемпиона России. И, оценивая его результаты в прошлом году, можно сказать, что потенциала и у него, и у "Фаворита" для этого пока вполне достаточно. Так что

В целом, первый этап Чемпионата-2002 прошел просто здорово, и те десятки тысяч зрителей, которые, несмотря на премерзопакостнейшую ледяную питерскую погоду, все же приехали на стадион имени С. М. Кирова, получили истинное удовольствие.

Следующие гонки на "Невском Кольце" - 26 мая; ожидается первый старт новой "Формулы "Русь"; второй сезон откроет монокласс "Поло", а также вновь появится подзабытый национальный монокласс "Волга".

Что же касается самого массового класса - "Кубок Лады", то следующие этапы состоятся 15 - 16 июня в Тольятти, 29-30 июня и 27-28 июля в Санкт Петербурге, 10-11 августа в Тольятти, 24-25 августа в Москве, и 7-8 сентября снова на Волжских берегах.

Так что будем болеть за наших!

Игорь Апухтин,

Невское Информационное Агентство

для Фонтанки.ру