Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 апреля 2002 11:52      314

В ПЕТЕРБУРГЕ БЫТЬ НИЩИМ - ВЫГОДНО

Большинство попрошаек - здоровые, трудоспособные и вполне обеспеченные люди. Заниматься попрошайничеством можно в любом возрасте - с младых ногтей и до глубокой старости. Главное в этом деле - хорошее актерское мастерство, отсутствие совести и знание азов психологии. Нас уже нельзя удивить здоровыми бабами с болтающимися на животах детишками, больными мужиками и синюшными стариками. Ранним утром выходят они на свою работу, где их работодателями являемся мы с вами.

Большая часть попрошаек - мужчины. Их - 85 процентов. Половина - люди вполне трудоспособного возраста, от 31 года до 60 лет. Пожилых (старше 60) около 10 процентов. 50 процентов женщин-попрошаек молоды - от 18 до 30 лет. И подавляющее большинство из них - более чем одаренные лицедеи, способные вышибить слезу и из камня. И ведь вышибают. Вместе с мелочью и даже купюрами значительного достоинства. Так почему же мы поддаемся их шоу, устраиваемым нам с вами в вагонах метро, на улицах и в скверах? Кому и за что на самом деле мы платим?..

КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ НИЩИХ

Еще в конце XIX столетия В. А. Гиляровский описал в своем сборнике Трущобные люди жизнь нищих. Настоящих и организованных. Современные организованные нищие отличаются от по-настоящему бедных людей тем, что у них есть хозяин. Рабовладелец их вербует. Одних заманивает обманом, обещая выгодную работу, другие соглашаются на новую жизнь добровольно.

Обманом чаще всего заманивают цыгане. Проезжая через деревушки Украины и Молдавии, они распространяют среди населения слухи. Есть, мол, работа в Питере и Москве для молодых женщин с детьми. Работа хорошая - 100 долларов в месяц. Выбирай на свой вкус - быть тебе уборщицей в офисе или помощницей воспитателя. Не интим, да особого ума не надо. Вот и соглашаются наивные провинциалки ехать с цыганами. Ведь известное дело, кто ввиду таких бешеных по деревенским понятиям денег останется коров доить и помет за поросями убирать за 300 рублей? Так и вывозят смуглянок-молдаванок и гарных дивчин вместе с детками в российские столицы. Только не задают они себе вопрос: кому, собственно говоря, они нужны в наших мегаполисах со своим потомством?

А дальше с ними ведут себя примерно так же, как и с нашими дурочками, которых вывозят за границу манекенщицами (в борделях работать). Забирают паспорт и выставляют с малышами в переходах метрополитена и у церквей. А чтобы на всякий случай подстраховаться, могут и детей поменять. И будет просить Катя на операцию для Машиного малыша, а Маша клянчить на хлебушек для Катиного. И никуда не сбежишь без своего ребенка и паспорта. Через месяц-другой девушку уже покидает надежда вернуться на родину. Не зная толком русского языка, битая не раз за принесенные в маленьком количестве деньги, голодная женщина постепенно входит в роль.

В 70-х годах XIX столетия в городе Симбирске жил некий Ульянов (якобы тезка красного вождя всех времен и народов). Он построил дом, в котором давал нищим ночлег и кормил их. Самых же богатых (были и в те времена состоятельные нищие) и строптивых убивал, а тела спускал по специальному желобу в реку. Такие вот страсти развивались в нищенском доме. То, что происходит сейчас в квартирах, снимаемых цыганами для своих актеров, мало чем отличается от событий, происходивших в ульяновском приюте. Людей бьют, держат впроголодь, забирают все заработанные на нас с вами деньги, оставляя только мизер для входа в метро или на пару поездок в троллейбусе-трамвае до рабочего места. Бывают случаи, когда детишек специально уродуют, чтобы лучше давали милостыню. Уже заведены уголовные дела по таким фактам.

МЕСТО У ЦЕРКВИ СТОИТ 1000 ДОЛЛАРОВ

Раскусив, что россияне снова решили вспомнить Бога, бывшие заключенные, потерявшие здоровье за годы отсидок и навыки в криминальных делах, стремятся занять места у церквей. Православный ли праздник, венчание, крестины или отпевание - петербуржцы, как правило, щедро подают так называемые милостыньки. Вообще милостыньками называются небольшой кулечек с угощением или мелкая монета, которые принято давать бедным за то, что они помолятся за родившегося или усопшего. Современные же попрошайки становятся церковными только в случае покупки места у храма. Стоимость такой работы (или арендная плата), по некоторым данным, иногда переваливает за тысячу долларов. Очевидно, арендная плата зависит от места расположения и популярности церкви. И пусть вас не удивляет, что тетка-синеглазка, стоящая с протянутой рукой и отупевшим видом на паперти, имеет в день от 500 рублей. Вполне возможно, именно вы являетесь спонсором ее отпрыска, студента престижного вуза в Оксфорде.

Помимо организованных попрошаек, как вы уже наверняка догадались, есть и неорганизованные. Этот сорт доходяг - наши земляки, петербуржцы. Они работают в одиночку. Их, в отличие от приезжих, организованных, нельзя задержать даже за нарушение паспортного режима. Ведь налицо штамп в паспорте о регистрации, квартира и семья, которую они неплохо содержат (вспомните фильм «Ты у меня одна», где бравый отец-попрошайка закатил сыну день рождения с шариками, шашлыками и водочкой, не отходя от дома). Неорганизованные попрошайки ни с кем не делятся и свои 30 баксов в день получают чистыми. Вид у неорганизованных нищих интеллигентный: потрепанное пальтишко, побитые очечки, но вымытое и одухотворенное лицо, вышибающее слезу и непроизвольный заезд в кошелек за десяточкой. Однако жить и работать им становится все труднее. С особо доходных мест их вытесняют организованные попрошайки, точнее, их хозяева.

КАК СКОПИТЬ НА ПЛЕЙЕР

Еще один вид попрошаек - так называемые бегунки. Детишки, сбежавшие из дому. Некоторые из них бросились во все тяжкие из-за жестокого обращения родителей. Другие из-за того, что мама плейер не купила. Сколько в Петербурге бегунков-беспризорников, не знает никто. В каждом ведомстве своя статистика. В МВД ведут учет лишь тех, кого разыскивают родители, и правонарушителей. В Министерстве социального развития и труда - тех, кто проходит через его приюты и центры. В прошлом году, например, в этих учреждениях по всей России побывали около 114 тысяч детей. Реально же у нас в стране около полутора миллиона безнадзорных детей. Из них большая часть промышляют попрошайничеством. Есть попрошайки, которым нравится сам процесс. Даст ли денег тот дядя с усами?, Сколько положит в шапку вон та толстая тетка в смешной шапке? - загадывают они. Давать или не давать этим несчастным (или, наоборот, избалованным?) детям - дело ваше. Лично я предпочитаю жаловаться в милицию: может, этого ребенка ищет мать. Те же, кто дает ему деньги, задерживают его в нашем щедром и гостеприимном городе и поддерживают убежденность о непыльном и прибыльном доходе.

ЖИТЕЙСКИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ ПО ПОВОДУ

Моего приятеля занесло в курортный город Туапсе, куда он добирался автостопом. В первом же магазине у него украли кошелек. Обратившись в отделение милиции и позвонив домой, он пошел на вокзал в ожидании денежного перевода от родителей. Перевода в тот вечер не дождался, а перспектива спать на вокзале его не устраивала. Будучи образованным студентом, друг мой пошел в какой-то приход. Рассказав, в чем суть, попросил ночлега и кипяченой воды, благо заварку и еду карманники не украли. На что настоятель ему ответил, что все нищие, которых он здесь видит, платят десятину, а твои булочки и колбаса нас не интересуют, так что ступай с Богом, парень.

Еще один знакомый решил провести эксперимент. Узнал он от кого-то, что на Сенном рынке вечерами проходит раздача слонов. Дескать, уборщики прилавков делятся с нищими, алкоголиками и бомжами вполне съедобными овощами и фруктами, слегка потерявшими форму. Вот экспериментатор и решил на вечерок стать одним из халявщиков. Но все оказалось не так просто. Местный вышибала отпихнул романтика к выходу. Оказалось, отходы раздают не за красивые глаза, а за определенную мзду. Видите, не то что за деньги, даже за отходы в среде попрошаек идет борьба.

ДАТЬ ИЛИ НЕ ДАТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Как-то раз ехала я в пригородной электричке, утомленная солнцем и коммивояжерами. И тут слышу совершенно иную интонацию. Поднимаю глаза: в вагон вошел не парень - Аполлон в кроссовках и с гитарой.

- Извините, ради всех ангелов! У моей девушки сегодня день рождения, а мне не хватает ей на подарок, о котором она мечтала. Я очень ее люблю и добивался ее целый год, сегодня хочу сделать ей предложение. Надеюсь, что в течение дня соберу сумму, которой не хватает на кольцо. Я вам спою песню, а вы, если не жалко, дайте хоть какой-нибудь мелочи! И он заводит одну из песен Олега Митяева. Я смотрю - даже строгие пенсионеры лезут в карманы за мелочью. И не важно, правду говорил им парень или нет. Зато какая история, какая песня и как все искренне это сделано (или сыграно)! За это лично я платить буду и, как всегда, дам без сожаления рубль студентам, с их вечной байкой про сданный экзамен и нехваткой средств на кабак. Потому, что это честно и весело!

ПОЧЕМУ Ж МЫ ВСЕ-ТАКИ ПОДАЕМ?

На вопрос отвечает психолог Анастасия МАКАРОНОВА:

- Есть три причины, по которым мы это делаем. Во-первых, наша внутренняя и порой неосознанная вера в то, что все зачтется нам на небесах. Во-вторых, видя обезображенное тело или читая жалостливую надпись на картонке, мы переживаем вполне определенный, сознательно формируемый комплекс чувств - нам становится неудобно перед убогими, несчастными, судьбой обиженными. Ведь у нас-то все хорошо. Некоторых людей даже начинает мучить совесть, если в данный момент они просто не в состоянии подать. И наконец, последняя причина - появляющееся после отданной монеты чувство удовлетворения собственной значимостью. Сейчас нищие все меньше давят на жалость. Видимо, поняли, что гораздо выгоднее кормить нас значимостью. Разыгрывая перед прохожими спектакль Ты - здоровый, я - больной, они льстят нам. Читателям я хочу предложить подумать, когда в очередной раз их рука полезет в карман, чтобы подать, что они при этом чувствуют. Если им кажется, что совершают благородный поступок, то лучше сберечь деньги на карамельки. Если же чувствуют, что совершают богоугодное дело, пусть пожертвуют хоть и копейки, но на восстановление храма. Надо думать, за что и кому ты платишь. Мне лично не жаль дать немного денег за песню или сыгранную музыку. Но я никогда не подам алкоголику, наркоману, бездельнику или цинику.

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

Мы должны видеть только руку, протянутую за помощью В соответствии с христианским милосердием, подавая милостыню, мы делаем благое дело, то есть даем взаймы самому Богу, который нам якобы воздаст вдвойне (и оставь нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим). В Евангелии есть заповедь, где говорится: Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут. Апостол Павел писал: Кто сеет скупо, для того и жатва скупа, кто сеет щедро, для того и жатва щедра. А вот вам мнение одного из петербургских семинаристов, Н.: - У церквей порой часто сидят алкоголики, лично я денег им не даю. Я считаю, что лучше подать милостыню в виде еды. Вообще же церковь запрещает копаться в людских недостатках. Мы должны подавать каждому, а как нищий распорядится деньгами - мы не должны задумываться. В конце концов, это на его совести, если на вывешенной на груди картонке он пишет, что у него кто-то умер, а это ложь. Если говорит, что на лечение ребенка, а на самом деле - на бутылку. Это не наше дело, не наш грех. Мы не должны смотреть на лицо просящего, определяя, врет он или нет. Мы должны видеть только руку, протянутую нам за помощью. Чтобы наше боготворение было плодоносным, должно благотворить не по каким-либо житейским расчетам, не по личным нашим расположениям к известному роду бедных. Но единственное - по чувству неизменной любви к самому Христу. Доброхотно дающих любит Бог. Бог же силен обогатить вас великою благостью. Не ослабевайте, братья, в деле благотворения (2 Кор.,9, 7 -8).

Смена