Пожар - хотя бы раз в жизни, - наверное, видел каждый. Это бедствие, картина которого завораживает. Крупный пожар в знаменитом учреждении - это еще и скандал. Немудрено, что обыватель тут же начинает терзаться мыслью - не был ли он совершен намеренно. Что, мало у нас Геростратов? Мало у нас потомков бунтарей-крепостных или даже революционеров?
Одна сотая часть всех пожаров возникает в результате поджога. Не костра, разведенного бомжами в здании исторического памятника, не ракеты, угодившей в другой памятник. Настоящего поджога - с принесенной под покровом темноты канистрой бензина, со взламыванием или отмыканием дверей. Это всего один процент, но пожарные говорят, что и этого много. Мотивы в основном коммерческие или хулиганские.
За десять месяцев этого года в Петербурге было возбуждено 74 уголовных дела по части второй 167-й статьи УК - умышленное уничтожение чужого имущества общеопасным способом. По области - 112. Из них в суд было передано соответственно 20 и 33. Нетрудно подсчитать, сколь низок процент раскрываемости. Поэтому и уголовные дела возбуждаются редко и неохотно - как правило, в резонансных случаях (вроде пожаров в магазинах "Пятерочка" или в Петропавловке) либо когда есть конкретный подозреваемый. По количеству поджогов лидирует Фрунзенский район - 12 возбужденных уголовных дел, затем идут Колпино и Калининский. В области тройка лидеров выглядит так: Гатчинский, Лужский, Всеволожский - соответственно 19, 15 и 13.
Итак, как же идет расследование поджога от начала и до конца? В буквальном смысле от звонка до звонка.
Машину отдела дознания УГПС издали можно принять за маршрутку. А встретить - практически на любом заметном пожаре. Поводов для вызова специалистов три: или пожар как минимум по второму номеру сложности, или солидный ущерб, или гибель людей. Как правило, бригада в составе дежурного дознавателя, инженера и старшего мастера, он же фотограф, прибывает на пожар, когда тушение еще в самом разгаре.
Пока фотограф-оператор ищет место для съемки, дознаватели вместе с участковым, как и положено, обходят квартиры. А потом, едва температура в сгоревшем здании понижается настолько, что туда можно войти без спецснаряжения, начинаются работы и на пепелище. Иногда они растягиваются на несколько суток. Попробуй, например, определи, из какого кабинета пошел огонь в 500-оконном Институте урбанистики. Впрочем, в тот раз дознавателям повезло: один из очевидцев, живший в доме напротив, ухитрился заснять на камеру весь пожар чуть ли не с самого начала. Опираясь на эту пленку, составить картину возгорания было уже просто: сначала отыскался кабинет-"эпицентр", затем анализ проводки показал полное отсутствие следов поджога.
Вот инженер испытательной пожарной лаборатории, старательно орудуя гвоздодером, извлекает из остатков перекрытий почерневшие кривые гвозди. Ресторанный зал выгорел полностью - и горел так ровно, так гладко - как по маслу. Только вместо масла здесь был бензин, который на языке профессионалов именуется ЛВЖ - легковоспламеняющаяся жидкость. Зато по степени обгорелости бывших гвоздей можно без труда определить, где было самое жаркое пламя и откуда, соответственно, начался пожар. Видимо, от окна. Окно обгорело до неузнаваемости - даже рамы обуглились. Зато петли остались целы - и сразу видно, что в момент возгорания обе створки были закрыты. А вот и осколки стекла на середине зала - явно не от температуры стекло треснуло. Значит, бросили что-то снаружи. Поэтому и обращают внимание в первую очередь на двери-окна.
Потом - на куски паркета, которые надо исследовать на "Калионе" (это прибор такой) на предмет наличия бензина. Затем придет участковый и расскажет, что жители соседнего дома видели группу подростков, проходивших мимо в тот самый час. А хозяин сгоревшего бара скажет, что пару дней назад в баре случился скандал: компанию пьяных и не умеющих себя вести ребят выставили отсюда с помощью милиции. Уходя, они обещали поквитаться. А одного из них он даже знает лично...
Иногда - в случае возгорания в офисе - к делу подключается УБЭП, еще чаще - уголовный розыск. Первые выясняют, не было ли имущество фирмы застраховано на сумму, в десятки раз превышающую его истинную стоимость. Вторые - какие конфликты случались в учреждениях в последнее время и не намечалось ли ревизии, совета директоров и т. п.
Именно на этом совсем недавно "погорел" гендиректор лужского кооператива "Сокол", обвиненный в поджоге собственного предприятия. При возгорании в его офисе дотла сгорели несколько пачек документов - архивных, бухгалтерских и др. И все это накануне какого-то важного собрания. Сейчас директор-погорелец ходит под подпиской о невыезде. А в 1998 году разразился скандал в Лесном порту - накануне совета директоров сгорела вся необходимая документация. Все понимали, кому это было выгодно, но обвинить человека на основании одних только подозрений было невозможно.
И на все эти мероприятия отпущено трое суток - по их истечении надо будет или возбуждать уголовное дело, или печатать постановление о его отказе. В первом случае дело передается в прокуратуру, если дело возбуждается по статье "поджог", или в следственное управление - если "хулиганство". А дальше, как правило, ничего. Задержать поджигателя можно только по горячим следам, что сложно. Доказать в суде умысел на поджог почти безнадежно. Поэтому уголовные дела по 167-й статье, как правило, идут в связке - вместе с убийством, кражей и т. п.
Признаться, никаких рекомендаций, способных уберечь будущую жертву от контакта с криминальным огнем, не существует.
Можно, конечно, посоветовать: во-первых, ни с кем никогда не конфликтовать, во-вторых, ни с кем не конкурировать, в-третьих, не заводить романов с семейными мужчинами - женщинами, особенно если известно, что обманутая сторона обладает буйным нравом. Лет пять назад был такой случай в Апраксином переулке: жена, застав своего мужа с другой, подперла снаружи дверь квартиры, а внутрь бросила горящую тряпку. Пострадали 12 человек, были и погибшие, правда, несчастных любовников среди них не оказалось.
Если вы работодатель - не увольняйте с работы психически неуравновешенных граждан: возможно, они захотят вам отомстить. Если вы ездите на машине, пересядьте на велосипед, потому что машины сейчас жгут и на охраняемых стоянках. Недавно неизвестный злоумышленник устроил пожар на стоянке на улице Ленсовета в Московском районе - это при живом стороже! Судя по всему, злодей целился только в одну машину - "гранд-чероки", но от огня занялись и стоявшие рядом "БМВ" и "сузуки". Решетки на окнах квартиры и металлическая дверь, конечно, спасут от воров, но в случае пожара ваша квартира превратится в глухую клетку, выбраться из которой сможет только Копперфилд.
"Смена"