Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 марта 2009 08:38      383

Выставка об архитекторе Воронихине открылась в Петропавловке

Выставка «Архитектор Андрей Никифорович Воронихин», приуроченная к 250-летию со дня рождения зодчего, открылась накануне в Иоанновском равелине Петропавловской крепости.

Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на пресс-службу Государственного музея истории (ГМИ) Санкт-Петербурга, на выставке представлено более 50 листов авторской архитектурной графики из фондов ГМИ.

На выставке можно увидеть проекты ранних построек Воронихина – знаменитой дачи А.С. Строганова (1790-е) и колоннад у Большого канала в Петергофе (1800). Воронихин занимался восстановлением дворца после пожара 1803 года. При этом многие залы получили новое архитектурно-декоративное оформление. В их числе, кабинет вдовствующей императрицы Марии Федоровны – «Фонарик» (1807), проект которого демонстрируется на выставке. Рядом с ним – проекты Каменного моста через Славянку (1808) и Розового павильона (1811), созданные зодчим для Павловского парка.

Среди экспонатов — листы, являющиеся частью проекта Казанского собора. Генеральный план участка (1801-1804) позволяет оценить градостроительный замысел Воронихина: сооруженный им Казанский собор стал не только одной из главных архитектурных доминант  Петербурга, но и важным образующим центром ансамбля Невского проспекта в районе Екатерининского канала. О комплексном подходе зодчего к разработке проекта свидетельствуют листы с видами иконостаса для Казанского собора (1809) и ограды (1810).

Кроме того, на выставке представлены работы в области малых архитектурных форм: проекты фонтана «Грот» в Пулково (1806), колонны для круглого двора Академии художеств, мавзолея и надгробных памятников в Мартышкино (все – начало ХIX); и проекты неосуществленных построек Воронихина: Исаакиевского собора в Петербурге (1810-е), Храма-памятника Отечественной войне 1812 года в Москве (1813) и др.

Справка. Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) – выдающийся русский зодчий, один из лучших мастеров архитектуры русского классицизма конца XVIII-начала XIX века. Родился в семье крепостных графа Строганова. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Г. Юшкова. В 1777 году Воронихин по приказу Строганова был отправлен в Москву, где в течение двух лет обучался архитектурному мастерству у Баженова и Казакова. Затем переехал в Петербург, где жил во дворце графа Строганова на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки в качестве репетитора сына  Строганова.

В 1881-1990 годах Воронихин вместе со своим воспитанником совершил несколько путешествий по России и Украине, побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Во время зарубежных поездок брал уроки математики, физики, изучал европейскую архитектуру. В  1786 году будущий архитектор получил вольную. По возвращении в Петербург Воронихин приступил к профессиональной деятельности. Первыми самостоятельными работами архитектора стали отделка интерьеров Строгановского дворца: Картинной галереи, Минерального кабинета, Столовой и вестибюля; и проекты дач для Строгановвых на берегу Большой Невки в Петербурге.

 Несмотря на это, Воронихин в 1794 году был принят в петербургскую Академию художеств как живописец и в 1797 году получил звание «академика перспективной живописи». Звание архитектора было присвоено Воронихину только в 1800 году за проект колоннад у Большого каскада в Петергофе. В 1802 году он стал профессором архитектуры Академии художеств. В эти годы Воронихин начал работу над проектом самого знаменитого своего творения – Казанского собора (1801-1811) на Невском проспекте.

Одновременно он проектировал здание Горного института (1806-1811), работал в загородных императорских резиденциях в Павловске, Петергофе, Гатчине, Стрельне: занимался оформлением дворцовых интерьеров, разработкой проектов парковых павильонов, мостов, служебных построек. Выполнил проект сооружения нескольких  фонтанов по дороге от Петербурга до Царского села (реализован только один проект фонтана на склоне Пулковской горы). С именем Воронихина также связаны работы по перестройке бывшего дворца А. М. Черкасского для Департамента уделов на Дворцовой набережной, ему принадлежит архитектурное решение ряда надгробных памятников на кладбище в Мартышкино. Наиболее значительными из неосуществленных замыслов были проекты перестройки Исаакиевского собора в Петербурге  и Храма-памятника войны 1812 г. в Москве.

После смерти архитектора все чертежи унаследовал его племянник, ставший впоследствии губернским архитектором в Рязани. От него чертежи перешли к его родственникам, у которых в начале XX века значительную часть коллекции приобрел известный меценат князь В. Н. Аргутинский-Долгорукий. Около 100 чертежей он пожертвовал Музею Старого Петербурга, приемником которого является Государственный музей истории Санкт- Петербурга.