Поручение губернатора провести серьезную экологическую экспертизу проектов, влияющих на состояние Юнтоловского заказника - в частности, ЗСД, - оказалось услышанным. Выяснились два обстоятельства — во-первых, никакой экологической проверки этого строительства не проводилось, а во-вторых - на пути будущей трассы обнаружилось краснокнижное растение восковник болотный. И ущерб, который придется выплатить в случае его уничтожения, - около 7 миллионов рублей.
Никакой экологической проверки проекта строительства ЗСД не проводилось. Даже того участка, который проходит в непосредственной близости от буферной зоны Юнтоловского заказника. Об этом «Фонтанке» официально сообщили в «Росприроднадзоре».
Руководство ОАО «Западный скоростной диаметр» ограничилось лишь оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС). И сейчас, выполняя распоряжение губернатора, проводится комплексная проверка всех проектов, способных повлиять на экологическую обстановку в Юнтолово.
Официально «Росприроднадзор» о проведении комплексной проверки не сообщал, но активисты экологических движений подтверждают, что это ведомство запрашивало у них материалы альтернативной оценки проекта. Из источников, близких к ситуации, «Фонтанке» стало известно, что проектировщики ЗСД не учли одного неприятного обстоятельства — магистраль должна пройти по зарослям редкого растения, внесенного в Красную книгу под названием "восковник болотный". За ущерб, нанесенный этому кустарнику, придется выплатить штраф.
Стоит отметить, что с 3 октября 2011 года за повреждение 1 га деревьев и кустарников придется заплатить штраф 750 тысяч рублей. Если же нарушение имело место на особо охраняемой природной территории, такса увеличивается втрое. В случае, если при этом использовалась техника или химические вещества, — в 1,5 раза.
Если предположить, как пугают экологи, что восковник в результате воздействия от появления ЗСД погибнет весь (площадь Юнтоловского заказника — около 10 га, а он распространен примерно на 1/5), то ОАО ЗСД придется выложить не меньше 6 миллионов 750 тысяч рублей.
Избежать уничтожения восковника теоретически можно — специалисты Ботанического института РАН взяли на себя ответственность пересадить растения на другое - безопасное - место. Однако эта работа тоже стоит денег — не меньших, чем штраф за ущерб. И кто должен выплачивать эти суммы, пока неизвестно. Прокомментировать ситуацию в Ботаническом институте не смогли — специалист, который отвечает за эту работу, находится в командировке.
Ситуации, в которой срочно понадобилось искать деньги на пересадку редкого кустарника, можно было избежать еще пять лет назад. О том, что проект ЗСД недостаточно проработан с точки зрения экологии, «зеленые» говорили с самого начала строительства. Активисты экологических движений еще в 2006 году провели свою общественную экологическую экспертизу. Как рассказывает Александр Карпов, директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ, она выявила целую серию серьезных нарушений и недоработок.
«Нам предоставили для оценки примерно одну десятую часть всех необходимых материалов. Но даже изучение этого малого количества документов показывает, что ОВОС нуждался в серьезной доработке», - отмечает эксперт.
Так, по ряду параметров был нарушен сам принцип выполнения оценки - представленные материалы не в полной мере соответствовали требованиям законодательства к составу документации и основным принципам проведения ОВОС. Кроме того, в проектных материалах не было данных о расположенных на трассе строительства и в буферной зоне ценных природных объектах – переходном и верховом болотах, торфяной залежи, сосновых древостоях, редких видах растений. Есть только информация о растительности и поверхностная информация о сосудистых растениях и млекопитающих, комментируют экологи.
Не включал ОВОС также границы мест обитания популяций животных, нереста рыб и гнездования птиц, а также маршрутов миграций местных видов фауны относительно автотранспортного коридора.
Удивляли и прогнозы — например, расчет концентраций загрязняющих веществ в воздухе на период 2025 года был выполнен исходя из недоказанного предположения, что все автомобили к этому времени будут удовлетворять в части выхлопов и качества используемого топлива стандарту ЕВРО-4. А оценка ущерба экосистемам представлялась экспертам существенно заниженной, поскольку была проведена только для видов и по таксам для охотничьей фауны и не учитывала наносимого ущерба по отношению ко всем охраняемым группам организмов. Кроме того, при подсчете ущерба проектировщики решили не учитывать изъятие земель лесного и водного фондов.
Кроме того, авторы проекта закрыли глаза на то, что рекреационные возможности территории севернее Камышовой улицы будут снижены на 50% и более. А поскольку в Приморском районе и так явный дефицит зеленых насаждений, то сокращение рекреационных площадей приведет к дальнейшему снижению качества жизни жителей жилых массивов «Озеро Долгое», «Каменка» и всего района в целом. И самое главное — в выводах общественной экспертизы значилось, что предложенный вариант трассы практически полностью уничтожит единственное оставшееся в Лахтинской низине верховое болото с популяцией охраняемого вида флоры – восковника болотного. Поэтому сделанный проектировщиками вывод о том, что трасса проектируемой дороги не затрагивает охраняемые виды растений и животных, не соответствует действительности.
Поскольку реализация проекта окажет влияние на объекты животного мира и среду их обитания, то в соответствии с частью первой статьи 20 Закона РФ «О животном мире», он должен быть направлен на государственную экологическую экспертизу, - еще в 2006 году объявили эксперты ЭКОМа. Письма с этим заключением были разосланы, как рассказывает Карпов, во все инстанции — и руководству ОАО ЗСД, и в соответствующие комитеты правительства Санкт-Петербурга, и губернатору города Валентине Матвиенко, и даже в Минприроды. Но ни одна структура на доводы экологов не отреагировала.
Стоит отметить, что восковник — не первое препятствие на пути ЗСД. По словам президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков, кандидата технических наук Андрея Ахматова, сейчас проектировщики в экстренном порядке переделывают проекты шумозащитных экранов.
«При разработке проекта они исходили из ошибочных расчетов шумового загрязнения, которое оказалось больше в 10 раз», - пояснил эксперт.
Причем о том, что данные шумовой нагрузки рассчитаны ошибочно, экологи предупреждали еще в 2006 году. На восковнике сюрпризы для строителей трассы еще не закончатся. Если верить все той же общественной экспертизе (а жизнь неумолимо подтверждает ее правоту), то при разработке проекта были не учтены еще многие и многие факторы.
Например, не предусмотрены мероприятия по защите поверхностных и подземных вод, не разработана схема ливневой канализации, не предусмотрено создание полигонов для размещения строительных отходов.
Так что, штраф, грозящий за уничтожение восковника, можно смело считать только первой ласточкой, правда, платить за все нарушения придется самим жителям города. Как уже писала «Фонтанка», в 2011 году наибольшее финансирование из городского бюджета было выделено на строительство трассы Западного скоростного диаметра — на эти работы было направлено 11,3 млрд рублей. Городские власти планируют за счет казны закончить возведение южного и северного, проходящего через Юнтолово, участков магистрали, центральный, напомним, будет строиться за счет инвестора.
Справка:
Восковник болотный (Myrica gale) - редкий вид кустарника, занесенный в Красную книгу и находящийся под защитой государства. Представляет собой невысокий (до 1,5 м высотой) кустарник, покрытый эфиромасличными железками золотистого цвета, произрастает на заболоченных лугах, возле травяных и черноольховых топей и на болотах. Восковник болотный считается лекарственным растением и ценится за свои пряно-ароматические свойства. В старину в Норвегии он считался одним из самых главных компонентов эля. В народе его часто называют пахучкой. Восковник болотный, произрастающий в Петербурге, обладает еще одним, дополнительным качеством — он портит жизнь строительным компаниям. Например, ради сохранения этого растения уже пришлось корректировать проект нового зоопарка.