Эксперт: Власть не видит ценности научных объектов, рассматривая их только как собственность
Ситуация с земельными участками Павловской опытной станции ВНИИ растениеводства им. Вавилова под Санкт-Петербургом не может регулироваться природоохранным законодательством - у станции нет статуса особо охраняемой природной территории. Возможно, Академии наук и ВНИИ растениеводства необходимо подумать о приобретении станцией этого статуса. Об этом 15 июля, в ходе видеомоста Санкт-Петербург - Москва, посвященного ситуации с Павловской станцией, заявил глава Санкт-Петербургского центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
При этом Карпов отмечает, что ситуация в Павловске типична для Санкт-Петербурга - под угрозой отчуждения находятся земельные участки целого ряда федеральных исследовательских и научных центров. "Согласно принятому летом 2008 года ФЗ №161 " О содействии развитию жилищного строительства" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом везде изыскивает участки земли в федеральной собственности, которые, по мнению агентства, используются неэффективно, чтобы передавать их регионам для строительства. В Санкт-Петербурге под угрозой участки и Лесотехнической академии и Российского гидрометеорологического института и Пулковской обсерватории", - рассказал он.
По словам эксперта, государство не видит ценности научных объектов, рассматривая их исключительно как объекты недвижимости. "У нас в Гражданском Кодексе нет определения имущественного комплекса, коим, по сути, является Павловская станция. Поэтому у нас все исторические парки рассматриваются не как комплексы, а как совокупность объектов - дворец, пруд и так далее. Поэтому всегда найдутся хитрые ходы приватизировать по кусочкам. Это намеренное несовершенство федерального закона", - считает Карпов.
Напомним, арбитражным судом Москвы принято решение о правомочности передачи Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (РЖС) земельных участков Павловской опытной станции, входящей в состав ВНИИ растениеводства имени Вавилова под Санкт-Петербургом. На этих участках располагаются коллекции кормовых, плодово-ягодных и декоративных культур мирового значения. Эти участки для коллекции были выбраны еще Вавиловым, а во время Великой Отечественной войны, несмотря на оккупацию, пострадало лишь 30% территории, а сейчас, как считает исполняющий обязанности директора станции Федор Михович, речь идет просто об уничтожении коллекции мирового уровня.
Но, как особо подчеркнул Михович сегодня в ходе видеомоста, "на сегодняшний день в России нет методики, по которой бы на государственном уровне можно было бы оценить бесценность этой коллекции не с точки зрения имущества, а с точки зрения вклада в мировую науку и культуру, вклада в продовольственную безопасность страны". Михович сообщил, что им уже были направлены письма пятнадцати высшим представителям государственной власти России с просьбой вмешаться и защитить коллекцию, но получены лишь отписки. "Я думаю, что за этой ситуацией стоит кто-то весьма влиятельный, я думаю, что уже есть реальный заказчик этой земли. И то, что там якобы собираются строить социальное жилье - это бред, будут коттеджи для богатых и бизнес-центры", - утверждает специалист.
Руководитель рабочей группы по землепользованию и лесопользованию Экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ Виктор Аксючиц в ходе видеомоста заявил сегодня: "Мотивация состоявшегося суда - "коллекция не имеет стоимости", говорит о том, что в России все, что имеет отношение к национальному достоянию - не имеет рыночной стоимости. И у нас природоохранное законодательство не стыкуется с Гражданским Кодексом". По его мнению, "статус природоохранных структур в России должен быть выше ведомственного и подчиняться напрямую президенту как оборонное или ведомство безопасности. Ведь речь идет о вопросах национального бытия". При этом Аксючиц понимает, что ситуация с Павловской станцией не подпадает под природоохранное законодательство и пока возлагает надежду на СМИ и голос общественности, который должен быть услышан властью.