Белая башня в "Царском селе" открывается после реставрации
В Государственном музее-заповеднике "Царское Село" сегодня открывается после ремонтно-реставрационных работ павильон "Белая башня". Это первый восстановленный объект Александровского парка, высотная доминанта царскосельских парков.
"Нельзя сказать, что Александровский парк раньше был для нас "пасынком", но все же передача музею Александровского дворца в 2010 году существенно изменила вектор нашего развития. Стало ясно: нужно приводить в порядок окружающую территорию. Поэтапно, по мере возможностей, этот объект, еще кое-где больше похожий на лес, мы снова будем превращать в парк. Первый серьезный шаг в этом направлении – Белая башня", - рассказала "Фонтанке" накануне открытия объекта директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
Высота "Белой башни" - донжона (главной башни средневекового замка) 37,8 метра. Также в архитектурный комплекс входят: ворота-руина (две башни с воротами между ними), ров и бастион, укрепленный со стороны приступа кирпичной подпорной стеной.
История "Белой башни"
Комплекс был сооружен в 1821–1827 годах по проекту архитектора Адама Менеласа (кроме Белой башни, по проектам Менеласа в Александровском парке построены Арсенал, Шапель, Ламский павильон, Пенсионерная конюшня, комплексы оранжерей и Императорской фермы).
Первоначально здесь, на восточном бастионе Зверинца, находился люстгауз — небольшой парковый павильон с куполом, созданный в 1750-1752 годах по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Бастион, ров и часть сохраненных конструкций люстгауза были включены Менеласом в новый комплекс Белой башни.
Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта Василия Жуковского (воспитателя наследника Александра Николаевича), рядом с воротами-руиной возвели предмостное укрепление — земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению известного французского инженера XVII столетия, маршала Франции Себастиана де Вобана).
Башня использовалась детьми императора Николая I — великими князьями Александром, Николаем, Михаилом и Константином, которые занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями, рисованием.
Белая башня – самый высокий павильон в царскосельских парках – использовалась также для обозрения достопримечательностей Царского Села. Высота и местоположение послужили поводом устроить наверху башни один из первых в стране семафорных телеграфов, который соединял летнюю императорскую резиденцию с Санкт-Петербургом, а в конце XIX – начале XX века отсюда снимались панорамные виды Царского Села для почтовых открыток.
В декоре фасадов башни строгость гладких белых стен оттенена богатством пластического убранства. Чугунные скульптуры рыцарей отлиты на Александровском заводе по моделям одного из представителей блестящей плеяды русских скульпторов первой половины XIX века Василия Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва на террасе изготовлены по модели К. Ландини. Облик рыцарей с национальными чертами англичанина, немца, француза, а также древнерусского витязя напоминал о странах-участницах Священного союза, основанного по идее Александра I по окончании наполеоновских войн. На валах бастиона, как и в XVIII веке, размещались артиллерийские орудия, использовавшиеся для салютов в высокоторжественные дни. Для закатывания пушек на вал в углу бастиона сооружена специальная насыпь, "валганг".
В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Джованни-Батист Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер Михаил Знаменский.
Интерьеры башни имели богатую отделку готического характера. Так, Столовая в первом этаже была расписана цветами и фруктами. Стены Гостиной в третьем этаже украшали росписи, изображавшие битвы рыцарей-крестоносцев, а над окнами и зеркалами располагались орнаменты из щитов и крестов. Потолки имитировали веерные своды английской готики с подвешенными декоративными фонарями. Гостиная обогревалась двумя каминами белого мрамора с расположенными над ними зеркалами в резных рамах. Откосы дверей и стрельчатых окон из светлого дуба покрывала резьба в виде фруктов и цветов. На четвертом этаже находились Спальня и так называемый Кабинет рыцаря, стены которого покрывала живопись с изображением рыцарей и военных доспехов. Расположенные друг над другом комнаты соединялись чугунной винтовой лестницей, ведущей на обзорную площадку.
На протяжении своего исторического существования павильон оставался местом игр, воспитания и образования царских детей. Здесь они брали уроки рисования, занимались гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. Установленный на обзорной площадке телескоп служил для практических занятий по астрономии.
В 1830-е годы на семи площадках вокруг башни были размещены характерные для своего времени гимнастические снаряды и спортивные игры: кегельбан, дорожка для бегания в виде лабиринта, гигантские шаги ("столб с вертлюгом для бегания вокруг"), различные виды качелей и каруселей, бревно для эквилибрирования, снаряды для прыжков и подтягивания, мачта с полным корабельным оснащением и веревочными лестницами, окруженная "сеткой для прыгания" (аналог батута). Когда императорская семьи отсутствовала, Белая башня была доступна для публики.
В годы Великой Отечественной войны и оккупации г. Пушкина Белая башня использовалась фашистами в качестве наблюдательного пункта для корректировки обстрела местности, и поэтому сама стала мишенью. В 1941—1944 годах верхний этаж был полностью разбит артиллерией, сильно поврежденные стены постепенно обрушились до террасы.
Ремонтно - реставрационные работы
Решение о восстановлении было принято лишь в 1980-е годы, тогда же институт "Спецпроектреставрация" и архитектор Ирина Павлова подготовили проект воссоздания павильона. Спустя еще десятилетие, в 90-е, было воссоздано историческое объемно-пространственное решение башни; архитектура фасадов, включая балконы и террасы, столярные заполнения, элементы металлического декора и скульптуры рыцарей и львов; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей ярусы, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. Восстановлены ворота-руина и мост через ров. В 2000-ом реставрационные работы были снова приостановлены и окончательно завершены в 2012 году.
Как отмечается в сообщении ГМЗ «Царское Село», в процессе ремонта была восстановлена система водоотведения, в цокольном этаже произведена консервация исторической кирпичной кладки стен, сводов, включая фрагменты, сохранившиеся от люстгауза Зверинца и узкого коридора в толще стены (так называемой потерны); отреставрирована сохранившаяся часть кованой винтовой лестницы, по замыслу Адама Менеласа объединявшей все ярусы башни; отремонтированы подлинные металлические печи.
Воссоздание элементов декора помещений выполнено по фотографиям начала ХХ века. В Гостиной восстановлен лепной плафон, мраморный камин, наборный паркет из березы, дуба и ореха и резной дубовый плинтус. В Кабинете – лепной декор плафона и наборный паркет. В помещениях, изображений которых не сохранилось, восстановлена штукатурная облицовка стен, лепные карнизы, установлен щитовой дубовый паркет.
Также воссоздана историческая планировка участка внутри бастиона. На специально распланированных площадках в будущем году предполагается разместить аналоги спортивных снарядов, использовавшихся великими князьями в XIX веке. На бруствере появяться реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона — в планах восстановление земляной крепости – кронверк "Звезда", очертания которой сохранились за воротами-руиной.