Возбуждение уголовного дела, а затем смерть главного подозреваемого в мошенничестве при ремонте дорог в Кронштадте может оказаться лишь эпизодом в большом «дорожном» деле. “Фонтанка” поинтересовалась подробностями результатов проверки работы других дорожных строителей и называет имена остальных его потенциальных “героев”.
Как сообщала городская прокуратура, 30 августа следственный отдел ОМВД по Кронштадтскому району возбудил уголовное дело в отношении бывшего руководителя ЗАО «Ювенал» Юрия Фролова по статье 159, ч.4, – «мошенничество в особо крупном размере». Поводом для расследования стали результаты проверки качества выполненного этой компанией ремонта дорожного покрытия при подъезде к санаторию «Аврора» в Кронштадтском районе в 2011 году. Так как выяснилось, что Юрий Фролов умер, расследование теперь ведется в отношении “неустановленных лиц”, которые, вероятно, помогали ему совершить преступление.
В Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) корреспонденту “Фонтанки.ру” рассказали, что нарушения были замечены в ходе ежегодной плановой проверки. Каждый год эксперты из отдела комплексных проверок ГАТИ вместе с районными прокурорами инспектируют порядка десяти адресов на предмет соответствия фактически выполненных работ тем, что заявлены в документах. Для этого в поверхности дорожной одежды насквозь выбуриваются пробы - керны. Если толщина слоев в керне или их качество не соответствуют проекту, инспекторы высчитывают разницу между документальным и реальным расходом материалов, и делают оценку причиненного государству ущерба. На основании этих данных прокурор района принимает решение о возбуждении уголовного или административного производства.
Как и следовало ожидать, “Ювенал” оказался далеко не единственной компанией, пойманной за руку. Даже сумма ущерба, нанесенного ею по мнению экспертов, не самая крупная. Из официального доклада ГАТИ о результатах государственного контроля в 2012 и истекший период 2013 годов следует, что в прошлом году на 8 проверенных объектах было выявлено 5 нарушителей. Общая сумма “необоснованного завышения стоимости работ” за год составила чуть менее 11 млн. рублей. Самым проблемным подрядчиком прошлого года называется ООО “Петербург Транс”, по проведенным работам которого проверяющие не досчитались в два с лишним раза больше, чем у “Ювенала” - около 8 млн. рублей. Делее идет ООО “РСК” с 2,4 млн рубпей.
Нынешний год оказался для аудиторов еще более урожайным. Уже проведены проверки на 6 объектах, и все 6 - “в яблочко”. И судя по отчетам, эффективность освоения средств не зависит от уровня заказчика, сложности объекта или суммы контракта, а является производной от таланта исполнителей.
Так, некое ООО “Триострой” по заказу подведомственного городскому комитету по транспорту СПб ГКУ “Организатор перевозок” строило разворотную площадку и немного “сэкономило” на толщине асфальта. Ущерб - 24 тонны асфальтобетонной смеси на сумму 56 тысяч рублей.
На порядок больше “заработала” компания “Орнитекс” на районном контракте по благоустройству дворов по заказу жилищного агентства Кировского района. Этот исполнитель “забыл” положить один из двух слоев асфальта и выправить профиль щебеночного основания. Незаконный бонус строителей, по оценке проверяющих - 342 тысячи рублей.
А вот их коллеги из “Строительной компании ПромСтройСервис” наделали халтуры на сумму, вполне сопоставимую со скандальным “Ювеналом”. (Напомним, последним вменяется “завышение стоимости работ” на сумму 3,4 млн рублей.) Специалисты “СК ПромСтройСервис” трудились на благоустройстве дворовых территорий в четырех районах. И в одном только Приморском их приработок оценен почти в 3 млн рублей. Еще миллион - на Васильевском острове, 120 тыс. в Кронштадте и 255 тыс. - на подряде у муниципального образования “Коломяги”.
Как отмечается в отчете, строители из “ПромСтройСервиса” не укладывали в основание дорог нужное количество инертных материалов (песка, щебня или их смесей), забывали разбирать старое щебеночное основание, а кое-где - вообще клали свежий асфальт прямо поверх старого. Правильное содержание цементно-песчаной смеси (ЦПС) инспекторам удалось обнаружить только в одной пробе из трех. В итоге проверяющие не досчитались почти 2 тыс. кубометров щебня, 300 “кубов” песка, и 76 - ЦПС. Для наглядности: современный самосвал вывозит в среднем за один рейс 10-15 м3 сыпучих грузов в зависимости от модели. Общая сумма ущерба по четырем районам - 4,2 млн рублей.
Выходит, “Ювенал” даже не лидер антирейтинга своего года. А ведь это едва ли не единственная крупная компания, попавшая в программу проверок. Дело в том, что отдел комплексных проверок ГАТИ, на который возложена миссия контролировать работы по благоустройству, состоит из десяти специалистов, и они отвечают за все городские адреса, где велись земляные или дорожные работы: от муниципальных контрактов до крупных городских проектов.
Теоретически, контролировать качество работ на дорогах должна служба строительного контроля (технического надзора). Как правило, это третье лицо - независимая специализированная организация, нанятая по отдельному контракту, и не зависящая от подрядчика. Однако, судя по результатам проверок и тому, что мы видим на улицах, в реальности все иначе. В силу же специфики межведомственного взаимодействия (совместные рейды контролирующих ведомств у нас планируются на календарный год вперед и согласовываются за несколько месяцев до его начала) в поле зрения контролеров из ГАТИ попадают только те проекты, где работы велись два сезона назад. Несложно подсчитать, что крупному подрядчику при содействии “неустановленных лиц” за два года вполне по силам освоить десятки, если не сотни миллионов рублей.