Жилье для переживших войну: получил ключи - не ворчи
Накануне Дня Победы Смольный вновь вручает ключи от квартир ветеранам. В этот день новое жилье получат 9 участников войны и 24 бывших несовершеннолетних узника фашистских концлагерей. «Фонтанка» решила узнать, как живут те, кто отпраздновал новоселье несколько лет назад, когда программа только стартовала.
Программа обеспечения нуждающихся ветеранов ВОВ жильем началась по всей России в 2007 году. С того времени в Петербурге жилищные условия улучшили 10 416 ветеранов, почти 400 человек получили квартиры в прошлом году. Сам факт того, что участникам войны, которых и так осталось немного, а вскоре практически не останется, стали возвращать долги по жилью в срочном порядке, не мог не порадовать ветеранов, всю жизнь проживших в коммуналках и десятки лет стоящих в очередях на жилплощадь от государства. Обидно было тем, кто встал на очередь позже 2005 года (их стали включать в программу позже), у кого жилье выдерживало требования социальной нормы, но не на много, а на полметра-метр (эту проблему тоже стали решать). Еще обиднее было тем, кто вступил в кооператив и 20 лет отработал для выкупа квартиры — им, так уж вышло, за заслуги перед Отечеством такого подарка не полагалось. Неприятно было и тем, у кого единственным препятствием к подаче документов являлся так называемый «ценз оседлости» в 10 лет.
Ценз даже стал предметом судебного разбирательства, однако отменен не был. Не увенчались успехом и старания депутатов ЗакСа, которые в феврале этого года послали запрос губернатору с просьбой отменить эти норму для ветеранов. В частности, приводился пример одного из ветеранов, Виталия Головна, являющегося инвалидом ВОВ, которому было отказано в получении квартиры, - он проживает в Петербурге с 2004 года. Смольный пообещал подумать и объяснил: в городе есть семьи, которые больше 20 лет стоят на учете на улучшение жилищных условий, мощностей строительства на всех не хватает. Ветеранов, конечно, обеспечивают в первую очередь, но отмена «ценза оседлости» приведет к возникновению у города обязательств еще перед 20 - 25 тысячами ветеранов. На это потребуется дополнительно 40 миллиардов рублей. Правительство города будет стараться изыскать такие возможности.
Жилищники исходят из количества граждан, вставших на учет по улучшению жилищных условий, подчиняясь в этом строгим правилам метража и дохода. И поэтому апеллируют к сухим цифрам, согласно которым в этом году на учет встали 115 ветеранов, 79 из них уже определились либо с квартирами, либо с субсидиями, а 36 осматривают жилье в новых домах. По данным комитета по социальной политике, на ветеранов ВОВ в 2012 году выделено 200 квартир, еще 530 ордеров выделено бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, принятым на жилищный учет до 1 января 2011 года.
«Фонтанка», между тем, навестила новоселов прошлых лет и поинтересовалась, всем ли они довольны.
Туристская улица: в ожидании магазинов
До Туристской улицы корреспонденты «Фонтанки» добирались на маршрутке. 10 минут от станции метро «Старая деревня», еще 10 минут пешком – через канаву и железнодорожные пути – и мы у цели. Впрочем, местные жители убеждают, что с транспортом у них все в порядке. «Ходит и 154-й автобус, и 172-й. Причем часто. Жаловаться не на что», – рассказала первая же встретившаяся старушка.
Туристская – типичная улица новостроек, где синие строительные заборы соседствуют с детскими площадками. Вокруг высятся огромные кучи песка с прорастающими на них одуванчиками, валяется арматура, стучит молоток, раздаются звуки болгарки. Во дворах – ветренно и пустынно. Некоторое оживление можно заметить только около офиса семейного врача, расположенного в доме 13/1.
«Ветераны? Да их тут много, несколько сотен, – рассказывает медсестра Дамия Шарипова, готовя капельницу для пожилой пациентки. – Правда, в основном блокадники – участников войны не найдете. Приходят к нам так часто, как будто здесь прописаны. Мы им и инъекции, и ЭКГ, и забор крови делаем, и давление измеряем».
Ветераны подтверждают: медобслуживанием довольны. Однако сетуют: есть в жизни на новом месте и затруднительные моменты. К примеру, непосредственно в микрорайоне бюджетного супермаркета «пешеходной доступности» пока нет — ближайший находится примерно в полутора километрах. Путь до него у некоторых пожилых людей занимает около часа. «Неподалеку от моего дома есть ларек, но хлеб там стоит 32 рубля. Я продавщице говорю: "Вы что, с ума сошли?" А она мне: “Не нравится – не берите”», – жалуется блокадница Вера Ширшикова. Нет в микрорайоне и аптеки. «Перед выборами нас собирал один из кандидатов в депутаты. Обещал, что откроют к 2013 году. Очень хочется в это верить», – добавляет 84-летний ветеран войны Валентин Смирнов.
Улица Маршала Казакова: почти рай
«Социальный квартал» на улице Маршала Казакова по сравнению с Туристской выглядит почти райским уголком. «Года два назад сюда съехались больше тысячи ветеранов, а еще бюджетники, льготники, жители расселенных коммуналок», – рассказывает корреспонденту «Фонтанки» попутчица по автобусу, представившаяся Раисой.
Строительные работы в районе почти завершены, газоны радуют зеленью, на детских площадках носится малышня. Константин Тарарин, мужчина лет сорока, выгуливает пятилетнюю дочку: «Моя мама – блокадница. Получила здесь квартиру, но переезжать наотрез отказалась. Решила остаться в коммуналке на Васильевском острове – там у нее и друзья, и совет ветеранов». По словам мужчины, многие старики поступили так же – отдали жилье детям, чтобы не оказаться отрезанными от жизни: «Тем более что в нашем квартале есть и неприятные моменты: счета за коммунальные услуги порой колеблются от 2 до 5 тысяч рублей, а в домах часто ломаются лифты».
Сосед по подъезду, 87-летний ветеран Игорь Прохоров, на такие мелочи внимания не обращает. Он ушел на войну в 1943 году: стоял в обороне на Западном фронте, сражался на 1-м Украинском, где был ранен осколком мины. После войны жил с женой в Баку, в 1995-м пришлось перебраться вслед за детьми в город на Неве. «Больше десяти лет мы провели в коммуналке, где не было даже собственной ванны – раз в неделю ходили в баню, – продолжает рассказ мужа 72-летняя Валентина Георгиевна. – Наша комната была похожа по размерам, скорее, на шкаф, а однажды меня чуть не убило куском обвалившейся штукатурки». Неудивительно, что всему, что происходит на новом месте, старики только радуются. Они сами поменяли сантехнику, остеклили балкон, купили новую – дешевенькую, правда, – мебель. Не хватало магазинов – терпеливо ждали два года, пока они появятся. Не работал лифт – шли на седьмой этаж пешком. «Теперь бы еще почту и отделение Сбербанка к нам поближе открыли, и был бы совсем рай», – мечтают Прохоровы, сидя на кухне и прихлебывая чай.
Красное Село: далеко ли до поликлиники
Гатчинское шоссе в Красносельском районе находится в получасе езды от конечной станции метро «Проспект Ветеранов». Маршрутка несется мимо частных домиков, шиномонтажных мастерских, строительных магазинов, выходит за КАД... От центра города это, мягко говоря, далеко. Но стариков, получивших здесь социальное жилье, это не смущает. «У нас почти не возникает потребности куда-то выезжать, – говорит блокадник, ветеран войны Владимир Чиканов, – а если нужно в город, то едем с женой-инвалидом на социальном такси. Выходит не намного дороже, чем на маршрутке».
Претензий к полученным квадратным метрам Чикановы почти не имеют. Хотя понятно, что деликатно высказанные замечания от этих людей исходят только оттого, что другого им не предлагали, а «дареному коню...»: «Жалко, что стены тонкие и не изолируют от шума. Не нравится и крошечный умывальник, который установили нам в ванной, – перечисляет мужчина. – Но это все мелочи».
По-настоящему беспокоит ветеранов поликлиника, до которой тяжело добираться. Она находится на улице Освобождения, 15, – в нескольких автобусных остановках от социальных новостроек. «Казалось бы, недалеко, но попробуй постой в автобусе, если плохо себя чувствуешь», – рассказали опрошенные «Фонтанкой» пожилые люди. В филиале же поликлиники, открытом на Гатчинском шоссе, работает только один врач, да и тот часто болеет.
Но и это могут пережить петербургские старики. Жизнь научила их быть неприхотливыми. «У меня язвы на ногах: до больницы не дойти, – рассуждает маленькая старушка Диана Павловна, сидя на лавочке и греясь под весенним солнышком. – Но ничего. Вот вылечу язвы – тогда и схожу». Диана Павловна водит тросточкой по асфальту. Ее глаза светятся от счастья: «Вы же и не представляете, как это хорошо – получить квартиру. Жалко только, что так поздно. Отдельное жилье ведь очень сберегает жизнь».
Впрочем, по сравнению с тем, в каком состоянии квартиры выдавали ветеранам в 2010 году, это, правда, мелочи. Напомним, тогда, как писала «Фонтанка», ветераны столкнулись с серьезными трудностями. Некоторым из них настоятельно советовали подписать акт о приемке квартир, хотя в них была масса недоделок. К уже привычным для современного строительства «рядовым» недоделкам - щелям и отсутствию ручек на дверях и стеклопакетах — добавились и новые. Например, радиаторы парового отопления, перегораживающие проход на балкон. В одной квартире на остекленном балконе имелась дыра, в которую пролезал кулак. В другой квартире успели сменить радиатор отопления. Как выяснилось, тот, что поставили первоначально, не соответствовал проекту. Новый отопительный прибор оказался намного больше прежнего, а установили его на крепления от старого, и край батареи «вылез» в балконный проем примерно на 10 сантиметров. Не стали рабочие возиться и с подгонкой трубы, оказавшейся длиннее, чем нужно, а просто загнули ее внутрь комнаты. На такие мелочи, как дырки в потолке, в которые входит отопительный стояк, покраска труб в местах соединения и замена опаленных во время сварочных работ обоев, тратить время и силы тем более никто не стал. Другим было легче оставаться в старых коммуналках, чем переезжать в новые районы, где еще не было ни социальной инфраструктуры, ни нормального транспорта.