Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 июля 2013 11:21      442

Горожан и туристов выставляют из скверов

Парки и скверы бывших особняков и дворцов, а ныне — учебных заведений, различных ведомств и музеев, которые были доступны еще несколько лет назад, теперь оказались за решетками. «Фонтанка» насчитала 18 значительных зеленых территорий в историческом центре, доступ к которым для горожан ограничен. Во многом в этом виноваты сами горожане, считают эксперты. Культура поведения петербуржцев в городских скверах зачастую оставляет желать лучшего. 

Петербургские урбанисты и экологи периодически поднимают вопрос о необходимости создания «зеленого каркаса» для застраиваемых территорий. В центре Петербурга такой каркас уже есть, исторически. Однако в последние два десятка лет он значительно сжался. Сначала за решетками дворов оказались и так малочисленные внутридворовые скверы, а с недавнего времени подобную стратегию приняли и университеты и городские ведомства.

Подробную инвентаризацию общедоступных зеленых территорий в центре города недавно провел петербургский блоггер na6ludatelb http://na6ludatelb.livejournal.com/. «Репортаж вызревал пару лет. Я очень много гуляю по Петербургу и постоянно замечаю различные нехорошие моменты, которые мешают жителям. Вот так же и с садами - постоянно ходил и замечал, то там, то там закрытые садики, и в голове добавлялись и добавлялись все новые объекты в копилку», - рассказывает na6ludatelb. Велосипедный объезд всех объектов занял у блоггера два дня. Он справился в одиночку. «Эксцессов в этот раз не было», говорит na6ludatelb. Использовав материалы блоггера, а также опросив экспертов, «Фонтанка» сформировала список из 18 объектов — садов и скверов, недоступных горожанам.

Сады наук

Первые строчки в «рейтинге» закрытых городских парков заняли скверы петербургских университетов. Они расположены в той части центра, где альтернатива виде других парков практически отсутствует.

Сквер у здания Ассигнационного банка на Садовой, 21 закрылся для посетителей около 30 лет назад, когда вход в ФИНЭК, занимающий здание банка, был перенесен на набережную канала Грибоедова. С тех пор в сквер не выходят даже студенты. «Это фасадный сквер университета, и выход в него не предусмотрен», - пояснили в университете. И добавили: «Возможно, когда-нибудь он будет открыт. Но когда, пока неизвестно». Между тем, на пыльной Садовой, где вплоть от Невского до Сенной площади не найти мета, чтобы присесть, этот сквер мог бы быть приятным местом отдыха для горожан и туристов. И если закрытие территории Суворовского училища, в целом, понятно — там занимаются ученики, то аргументы ФИНЭКа вызывают только недоумение.

Еще один университет, закрывший для посетителей свою внутреннюю территорию, — РГПУ им. А.И. Герцена. Устанавливать турникеты и запирать калитки начали всего четыре года назад — в 2009 году, прикидывают бывшие студенты. Огромные парки в окружении исторических зданий теперь могут видеть только будущие и настоящие преподаватели. В университете просто ввели новую систему охраны — пропускной режим для сотрудников, объяснили в пресс-службе. «На территории учреждения находится подстанция, а сами здания — памятники ЮНЕСКО», - подчеркнули в университете.

Аналогичным «режимным» объектом стал в последнее время парк дворца Бобринского - территория факультета свободных искусств СПбГУ на набережной Адмиралтейского канала, 31. «Потрясающий парк, который только что серьезно привели в порядок. Но доступ в него имеют почему-то только студенты», - пишет na6ludatelb. А вот с решением Военного Университета Связи отгородить от прохожих сквер Николаевской академии генерального штаба на Суворовском проспекте, 32 еще можно внутренне согласиться. Военные всегда держатся особняком от «гражданских». Закрыла внутренние скверы и Военно-медицинская академия у своих корпусов на Загородном проспекте, 47 и Суворовском, 63. Хотя у Финляндского вокзала, где расположены основные корпуса академии, территория открыта в том числе и для сквозного прохода.

Смольный парк

Не меньшее количество парков и скверов скрыто от горожан и за воротами ведомственных учреждений. Зеленые массивы вокруг бывшего Смольного института, где ныне заседает администрация Петербурга, не доступны для горожан. Парк со стороны Синопской набережной огорожен вплоть до Смольного собора.

При желании горожанам не удастся пройти и в парк бывшей богадельни цесаревича Николая Александровича на улице Смольного, 2. Кто занимает здание сейчас, неизвестно. «Здесь военные сидят, кто такие - не говорят. Я стал снимать - они выскочили, начали суетиться», - описывает na6ludatelb. Конечно, поблизости находятся и Смольный сад-партер и зеленая зона у Смольнинского собора, но сам факт превращения некогда общественного пространства в частное не может не вызывать возмущение.

Обнесло забором зеленую зону на Загородном проспекте и главное управление по Петербургу Центробанка РФ, переехавшее в здание Офицерских казарм Семеновского и Егерского полков на Загородном проспекте, 54. Еще год назад ни забора, ни парковки перед входом в здание не было — на улице гуляли горожане, стояли лавочки. Достаточно загрузить панорамы Google, чтобы в этом убедиться. На сервисе загружены фотографии августа 2012 года. Как пояснили в комитете по благоустройству, этот участок находится в ведении Центробанка. И на эту организацию возложен уход за территорией.

Не желают видеть посетителей и в парке вокруг Инженерного замка. Он закрыт постоянно, исключая праздники, когда в него допускают высоких гостей. Например, на День города прошлого года в саду была устроена концертная площадка для выступления звезд оперы. Петербуржцы смогли его послушать из-за реки. По аналогичным правилам работает и сквер вокруг домика Петра I, также филиала Русского музея. Попасть в него горожанам на редкость сложно. Кроме того, сад особняка А. К. Папмеля на Английском, 4-6 заняло стрип-кабаре W Club. На каких основаниях — неизвестно.

Большинство закрытых скверов и парков сосредоточено в центре. В других исторических районах - на Петроградском, Васильевском островах зелени не так много и скверы, за исключением тех, что оказались в закрытых дворах, горожанам открыты. Однако отдельной зоной «сплошных» заборов является Каменный остров. При всем желании горожане не смогут попасть на стрелку Каменного острова, к Каменноостровскому дворцу. Сейчас компания «Интарсия» ведет реставрацию. А после ее завершения восстановленный комплекс должен стать резиденцией петербургского губернатора.

Отдельная категория скверов — те, вход в которые ограничен. Например, тем, что нужно знать, где он - этот вход, находится. Для того, чтобы попасть в сад у Адмиралтейства в летние каникулы или вечером, после закрытия школы N 225 на Адмиралтейской набережной, 4, надо пройти по набережной чуть дальше, свернуть налево в Азовский переулок и вернуться. Путь неблизкий и известен немногим. Такая же ситуация с уютным парком дворца великого князя Александра Михайловича — нынешней территорией НГУ им. Лесгафта. Проникать туда надо со стороны концертного зала Мариинского театра на Декабристов. О том, где найти вход в парк Аничкова дворца, на редкость тихого и спокойного места прямо на Невском проспекте, также не знают многие. Попасть в него можно только через калитку на против Екатерининского сада, а вовсе не через главные ворота.

Через тернии в скверы

Впрочем, как говорят эксперты, такое положение вещей, скорее всего, законно. «Лицо, которому принадлежит земля, вправе использовать ее любым образом, который не противоречит закону. И в отличие от водоемов или лесов, публичного права на доступ к земельным участкам, находящимся в частной собственности, не существует», - объясняет партнер «Дювернуа лигал» Игорь Гущин. Все зависит только от того, на каком праве ведомства, университеты и музеи пользуются землей. Как правило, имущество крупных университетов — в том числе СПбГУ, РГПУ им. Герцена и Военно-медицинской академии, и музеев принадлежит им по праву оперативного управления. И это действительно дает им возможность распоряжаться ей по своему усмотрению, говорит Игорь Гущин.

Оспорить решение вузов можно только в том случае, если документация на закрытие территории оформлена не должным образом, говорит глава «Бюро Адвоката Лепшина» Павел Лепшин. Однако, как правило, недовольные горожане не требуют от администрации показать распоряжения и не идут отстаивать свои права в суд, говорит адвокат.

«Скверы, принадлежащие федеральным учреждениям, закрываются на законных основаниях. И это зачастую имеет смысл, поскольку именно пользователь земли несет бремя ее содержания. Например, Лесотехническая академия часто заявляет о том, что не может поддерживать порядок на своей территории», - говорит директор центра экспертиз «Эком» Александр Карпов.

С другой стороны, существуют скверы, захваченные незаконно. Это внутридворовые зеленые участки, входящие в перечень зеленых насаждений общего пользования. В этом случае жители перекрывают доступ во двор для остальных горожан незаконно, говорит Александр Карпов. Таких скверов в городе более двадцати. В некоторых случаях, предприимчивые горожане их берут у города в аренду. Яркий пример этого — аренда на 48 лет участка площадью 1,3 га в парке «Тихий отдых» на Каменном острове компанией «Пирамида» бывшего председателя КЭРППиТ Сергея Бодрунова. Предприниматель обнес забором арендованную часть парка, превратив ее в придомовую.

Неучи от отдыха

«Зона общедоступного пространства катастрофически сжимается. В первую очередь, это относится к зонам зеленых насаждений. Их захватывают, застраивают, уничтожают. И что поразительно - даже те сады, которые еще живы, красивы и зелены, недоступны петербуржцам», - негодует na6ludatelb.

Однако градозащитники — далеко не так радикальны. «В последние пару лет стало очевидно, что горожане не умеют культурно отдыхать в скверах: купаются в фонтанах, жарят шашлыки, загорают в полуголом виде. Это тоже может провоцировать закрытие парков», - говорит координатор организации «Живой город» Юлия Минутина. В связи с этим настаивать на открытии всех зеленых зон сейчас вряд ли нужно. Горожане должны задуматься над тем, что в своем поведении надо что-то менять, говорит градозащитница.

С другой стороны, закрытие парков также отнюдь не способствует воспитанию культуры поведения в зеленых зонах. Наоборот, так «одичание» горожан только усиливается. И для того, чтобы ухоженные сады и парки были открыты хотя бы в отдаленной перспективе горожан нужно в скверы пускать, но устанавливая строгие ограничения и правила поведения. Соблюдение которых будет необходимо контролировать.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Источник: "Фонтанка.ру"