Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 08 ноября 2007 15:00      261

О творческом подходе

В последние двадцать лет отмечается новая волна частной архитектуры, связанная с появлением инновационных технологий в строительстве. Изменилось также отношение к окружающей среде, которую каждый архитектор стремится сохранить в почти нетронутом виде. Создавая проекты частных домов, европейские архитекторы чаще всего придерживаются принципов модернизма, который властвует над их творениями на протяжении уже нескольких десятков лет.

Несмотря на бум загородного строительства в нашей стране, сегодня мало кто на российских просторах при покупке дома в качестве основного критерия выбора выдвигает некую идею, концептуальность самого здания. Чаще всего обращают внимание на удобное местоположение, метраж, этажность, комфортность проживания. В отношении архитектуры, как правило, довольствуются предложенными шаблонами и, даже сооружая дом сугубо «под себя», то есть пользуясь услугами архитектурного бюро, крайне редко идут на эксперименты. Строительство чего-то необыкновенного в российском частном секторе становится событием мирового масштаба. Так, в этом году на выставке инвесторов со всего мира MIPIM-2007, проходившей в Каннах, был представлен проект загородного дома Захи Хадид. Дом, спроектированный для частного лица архитектором такого уровня, пока единственный в России. А жаль! Отсутствие оригинальных решений свидетельствует о невысоком уровне архитектурной грамотности, о нежелании расти в этом направлении. Впрочем, когда мы приблизимся к стандартам жизни европейцев, возможно, и среди россиян появится масса поклонников необычных решений в частной архитектуре. Пока же остается лишь брать уроки мастерства у наиболее продвинутых европейцев.

В частной архитектуре Европы догмы модернизма обогащены различными авторскими взглядами архитекторов на эволюцию этого стиля. Большая часть их полна философских идей, которые крайне удачно сочетаются с банальным комфортом. Равноценной заменой философской идее могут стать необыкновенные архитектурные решения с применением новых технологий – по сути, это тоже философия…

Одним из примеров построек, причисляемых к настоящим произведениям современной архитектуры, может служить Мебиус-хаус (проект Ван Беркел & Бос, Амстердам) – своеобразная архитектурная метафора образа жизни современного человека. Чтобы оценить эту метафоричность, надо вспомнить, что лента Мебиуса – это поверхность, получающаяся при склеивании двух противоположных сторон полосы материала. Если двигаться вдоль этой поверхности, не пересекая ее границ, то можно попасть в исходное место, оказавшись в перевернутом положении по сравнению с первоначальным, – так сказать, «на изнанке». Чтобы вернуться в исходное состояние, необходимо двигаться дальше… В Мебиус-хаусе, построенном по образу одноименной ленты, жизнь обитателей становится длинной линией социальной, деловой, семейной и индивидуальной активности, частично перекрывающихся, что подчеркнуто архитектурой здания; непрерывным циклом сна, работы и деятельности в пределах структурированного пространства. Переход от одного вида активности к другому стал основным принципом создания дизайна этого дома.

Ungers house – блестящий проект немецкого архитектора О.М. Унгерса. Автор в своем творчестве двигался от использования чистых натуральных материалов естественных форм через рационализм и симметричные абстракции зрелых и поздних работ к простоте и аскетизму, при которых ничто не нарушает совершенство пропорций. Таков и этот дом в Кельне – двухэтажный, идеальной платоновской пропорции 3:4:2 (39 фута в ширину, 52 в длину и 26 в высоту), он стоит на ровной каменной плите. Позади дома сад.

Унгер планировал сделать дом примитивный, небогатый в отношении дизайна объект, внедренный в райские кущи. Очень простые взаимоотношения объекта и естественной природы, скупые и прямолинейные, нарушаются лишь как бы случайно расположенными деревьями с плавными изгибами. Чтобы попасть в помещение, надо пройти сквозь аллею, расположенную вдоль южной границы участка. В доме не существует главного входа, все двери равнозначны и абсолютно одинаковы (четыре двери по четырем сторонам света). В доме всего пять комнат. Пластик на стенах и на полу, полы из лаймстоуна, а на втором этаже в качестве отделочного материала использовано дерево. В средней части дома выделены зоны шириной в пять футов, где расположены хозяйственные помещения. Зоны выделяются по принципу римских стен. Под домом устроен бассейн. Отделка стен в бассейне – вермонтский лайстоун – подчеркивает синеву воды. Весь проект словно является свидетельством того, как совершенно пространство, выполненное в белом.

Можно выражать идеи посредством работы с пространством, а можно привлечь на помощь материалы и технологии. Таким проектом стал The deck house – творение лондонского архитектора Джона Янга. Определить его стилистику – задача, посильная даже для непрофессионала. Это хай-тек в чистом виде. Англия вообще является родиной этого стиля и, не переставая, доказывает всему миру, какими блестящими могут быть его образцы. Не останавливаясь на деталях, о каждой из которых можно говорить бесконечно долго, следует сказать лишь, что проект этот очень дорогой. Хотя дом построен в самом Лондоне, это частный проект, жилье для одной семьи. Решать задачу соответствия контексту окружающей застройки в городе ничуть не проще, чем искать пути, благодаря которым можно вписать дом в окружающую природную среду. В данном случае здание возведено в бывших корабельных доках на Темзе, которые активно осваиваются сегодня англичанами. В чем-то оно похоже на корабельную палубу, хотя ни о каком дереве речь не идет – только стекло, бетон, камень и металл. Открывающийся через прозрачные стены вид из окна на реку добавляет ему фешенебельности. Дом производит грандиозное впечатление. Надо помнить также о том, что это одна из первых построек подобного рода – дому уже около 20 лет. Для своего времени он был более чем продвинутым, да и сегодня наполненные металлом интерьеры вызывают очень сильные эмоции.

Оригинальные частные дома не обязательно должны быть дорогими или сложными в отношении строительства. Например, Керн-хауз архитекторов Баумшлягера и Эберле был построен за неделю с использованием полуфабрикатных панелей – в целом все получилось довольно быстро и не так дорого, как это могло показаться на первый взгляд. Дом построен практически полностью из стекла, он весь прозрачный изнутри, в любой точке пространства можно видеть окружающий ландшафт. Поскольку мало кто готов жить в таком «аквариуме», снаружи это стеклянное строение спрятали в «скорлупу» из деревянных жалюзи, которые изготавливали непосредственно на месте сразу же после возведения стен. Полоски жалюзи кажутся мощными снизу и легкими сверху за счет того, что угол наклона горизонтальных пластин постепенно увеличивается по направлению к крыше. Нижняя часть дома с хозяйственными помещениями (гараж, склад, кладовка и т. д.) почти полностью закрыта. Если стоять снаружи, то можно увидеть отчасти лишь то, что чуть выше середины стены, а ночью не видно ничего, кроме света, проникающего сквозь щели жалюзи. Изменяющиеся углы жалюзи создают крещендо, а вертикальные элементы добавляют определенную ритмичность всей конструкции. Внутренний корпус из стекла отстоит на 20 дюймов от деревянной стены, что позволяет мыть и чистить стены. Использование при строительстве стеклопакетов придает дому роскошность и какую-то супергалактическую элегантность, а применение дерева, использовавшегося в строительстве с незапамятных времен, дает ощущение тепла. Внутреннее пространство дома чистое, жесткое и современное, внешнее – за счет дерева кажется мягким, расплывчатым. В целом постройка смотрится вполне традиционно. Контраст между современностью и традицией работает отлично, заменяя собой сверхидею из области философии.

У каждого европейского архитектора есть свой подход и свой творческий почерк. Постройки, хотя и выполнены в стиле модерн, заметно отличаются одна от другой и таким образом демонстрируют разнообразие этого стиля. На одном конце этого спектра чистые, минималистские формы; на другом – блестящие металлом конструкции хай-тека. При этом хорошо заметны как региональные особенности домостроительства, корнями уходящие в традиционную европейскую архитектуру предшествующих эпох, так и общие, объединяющие современные детали во всех конструкциях вне зависимости от географических координат постройки.

Татьяна ЗЕЛЕНОВА