Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 08 ноября 2007 14:33      268

Жемчужина архитектуры

Первое здание нового квартала «Балтийская жемчужина» – многофункциональный офисный центр общей площадью 10 тыс. кв. м – уже сдано «под ключ», и случилось это в июне, когда в Петербурге отмечали Дни Шанхая.

Некое футуристическое сооружение с элементами сферического безрамного остекления напоминает не то инопланетный космический корабль, невесть каким образом приземлившийся неподалеку от бывшей загородной резиденции российских императоров, не то... Впрочем, не станем цитировать те хлесткие эпитеты, которыми успели наградить китайского «первенца» петербуржцы-острословы. Рядом уже разворачиваются работы по закладке первой очереди жилых зданий на 200 тыс. кв. м, которые обещают сдать в июне 2008 года; параллельно Петергофскому шоссе идет прокладка новой дороги длиной полтора километра и шириной 40 м: инвесторы из Поднебесной взялись за дело основательно. Строительство идет, а споры вокруг него не утихают…

 

 

Цветок лотоса возле шоссе

 

Слухи о том, что Шанхайская инвестиционная компания – один из крупнейших игроков на строительном рынке КНР – планирует построить в Красносельском районе Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива некий грандиозный комплекс, начались с 2004 года, после дружеских визитов руководства северной столицы и Шанхая. Земли бросовые, неосвоенные – пустырь. Потенциальные инвесторы пообещали вложить в развитие территории свыше миллиарда долларов и превратить ее в современный, динамично развивающийся квартал, благо опыт подобного рода строительства имеется. После подписания протокола о намерениях инвестор объявил международный конкурс проектов, в котором приняли участие крупнейшие архитектурные бюро с мировым именем. Осенью 2005 года эскизные варианты пяти проектов были представлены на обозрение высоких персон в отеле «Прибалтийская», среди них был и проект сборной команды питерских архитекторов, представляющих «Архитектурное бюро Земцов, Кондайн и партнеры» и «Studio-44». Итоги конкурса для архитектурного сообщества Петербурга оказались неожиданными. Китайская сторона поблагодарила участников за интересные работы, выплатила каждому конкурсанту причитающиеся за эскиз 120 тыс. долларов, после чего… вместо объявления победителя инвестор заявил, что не увидел ни одного оригинального проекта. Поэтому на основе предложенных разработок в Шанхайском университете будет подготовлен единый проект, который и рассмотрит градостроительный совет Санкт-Петербурга. Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов признался, что в его практике такое случилось впервые…

Как и ожидалось, этот «единый проект» мало чем напоминал эскизные варианты европейских и американских архитектурных бюро, представленных на конкурсе. По сути, это была собственная разработка группы китайских авторов во главе с У Чжицзянем. В кулуарах говорили, что международный конкурс был нужен лишь для того, чтобы соблюсти формальности, – «рисовать» квартал инвестор все равно собирался сам. Как бы там ни было на самом деле, окончательный вариант был подготовлен и получил жесткую критику во время презентации на градостроительном совете.

 

Общая площадь квартала «Балтийская жемчужина» – 205 га, объем инвестиций – свыше 1,3 млрд долларов, площадь застройки как высотной, так и малоэтажной – 1,73 млн кв. м (из них 1,5 млн «квадратов» – жилье), срок реализации проекта – 6–8 лет. В жилых домах, по предварительным оценкам, смогут поселиться 35 тыс. человек.

 

Что предложили шанхайские архитекторы? На центральной площади «Балтийской жемчужины» – Южной, которая будет находиться как раз возле Петергофского шоссе, должен распуститься гигантский цветок лотоса: многофункциональные комплексы стилизованы под лепестки, в центре башня. Цветок, по мысли авторов, должен стать одной из изюминок квартала, символизирующей грядущие десять тысяч лет нерушимой дружбы между Россией и КНР.

Далее, по направлению к заливу, построят жилые дома со всей инфраструктурой в виде школ, поликлиник, детских садов, магазинов и т. д. Ближе к заливу – рекреационная зона, включающая такую экзотичную для Северо-Запада конструкцию, как крытый пляж, загорать и купаться на котором можно круглый год (это некое подобие «Сафари-парка», о котором мы рассказывали в предыдущем номере «ЗО»).

Наконец, возле залива вознесется в небо отель высотой 200 м и общей площадью свыше 400 тыс. «квадратов» – он станет высотной доминантой. На берегу – причалы и пирсы, к которым будут причаливать прогулочные суда и яхты. Квартал потребует дополнительных электрических мощностей, которыми обеспечит строящаяся юго-западная ТЭЦ. А поток пассажиров, который возрастет после сдачи «Жемчужины» в эксплуатацию, станет развозить экспресс по надземной линии.

Проект хорош для любой азиатской страны, но он совершенно не вписывается в стилистику российской, тем более петербургской архитектуры, поэтому «Балтийская жемчужина» станет «инородным телом», затесавшимся между новостройками Красносельского района и старинной архитектурой Стрельни и Петергофа, – такова была общая реакция членов градостроительного совета. Смутил и двухсотметровый небоскреб на берегу. То, что его возведут на болотистой почве, сомнений не было, но вот не будет ли он мешать самолетам при подлете к Пулкову?

 

Эскиз первого здания «Балтийской жемчужины» – многофункционального офисного центра – сделали американцы, проектную разработку – питерская «Архитектурная мастерская Цыцина», строительство вела петербургская компания. Объект возвели в рекордно короткие сроки – за три месяца.

 

Мнение членов градостроительного совета имеет рекомендательный, но не обязательный характер. Тем не менее китайские партнеры, по образному выражению господина Ли Бо, первого заместителя генерального директора ЗАО «Балтийская жемчужина», приступили к адаптации проекта к местным условиям. Начали консультации с «Пулковом» относительно высотности зданий. Пригласили английское архитектурное бюро, подписали договор с директором питерской архитектурной мастерской заслуженным архитектором России Юрием Митюревым и совместными усилиями попытались «пригладить» проект. Но кардинально он не изменился.

Справедливости ради стоит заметить, что заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре по проектно-планировочным работам Виктор Полищук, например, считает, что после частичной доработки получился замечательный проект района нового поколения. По его мнению, и не следовало «разворачивать» проект в сторону питерских архитектурных стандартов, напротив, а надо двигаться в сторону современных стандартов мировой архитектуры.

Другой вопрос – к чему придем в итоге, если сложившуюся веками петербургскую традицию в городском и загородном домостроении заменит некий усредненный мировой стандарт с азиатскими или североамериканскими мотивами?

 

 

Для кого строят?

 

Архитектура нового квартала – одна сторона проблемы. Петербуржцев крайне интересует: для кого, собственно, строят квартал? Кто те самые 35 тысяч счастливчиков, которые поселятся возле «цветка лотоса»? Масла в огонь подлил славящийся острыми, бескомпромиссными суждениями, директор Союза строительных компаний «Союзпетрострой» академик Лев Каплан, который заявил, что бывал во многих странах мира, видел «чайна-тауны» подобные тому, что возводят в Красносельском районе, и убедился, что эти кварталы строят исключительно для переселенцев из Китая. Еще Лев Моисеевич высказал сомнение насчет того, что питерские строительные компании окажутся в числе подрядчиков и субподрядчиков, предположив, что рабочие места на стройке опять-таки займут иностранцы.

Китайцы скандалить не стали. Председатель совета директоров ЗАО «Балтийская жемчужина» Бао Цзи Мин, с которым довелось общаться автору этих строк, сообщил, что они досконально изучили строительный рынок северной столицы и готовы к сотрудничеству с местными компаниями, благо среди них есть заслуживающие доверия. Но подрядчиков будут выбирать в ходе международного конкурса (проект квартала, помнится, тоже выбирали на конкурсе, и тоже на международном, но это так, в качестве ремарки). А относительно заселения «Балтийской жемчужины» господин Бао Цзи Мин сказал, что строят как для петербуржцев, так и всех желающих купить квартиры. В общем, понимайте как хотите.

 

Стоимость создания линии надземного экспресса, которая свяжет «Балтийскую жемчужину» с «большой землей» – 18 522 млн рублей. На первом этапе, в 2008–2009 годах построят участок от Дворца Конгрессов в Стрельне через «Балтийскую жемчужину» до станции метро «Проспект Ветеранов». На втором этапе, в 2009–2011 годах, будет возведен участок от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Обухово».

 

Жилье какого класса построят? Интересный вопрос! Формулировка инвестора такая: на территории квартала построят квартиры высокого качества разных классов – от эконом- до комфорт- и элитного. Причем квартиры будут сдавать с полной отделкой, оснащенные бытовой техникой и даже мебелью, – въезжайте и живите! Более того, Бао Цзи Мин предложил прогуляться по новому кварталу, заглянуть на крытый пляж, в ресторан, на пирс, а еще – приглядеть квартирку по вкусу. Прогулка, конечно, получилась виртуальной: китайцы для наглядности с помощью компьютерной графики подготовили «живую» презентацию, знакомящую с будущим кварталом. Смотришь на плазменный экран – как будто по улицам ходишь. Квартиры двухуровневые. Есть квартиры-студии. Может, с точки зрения инвестора, это и есть доступное жилье (напомним: полностью оснащенное бытовой техникой и мебелью), но после увиденного с трудом верится, что представители среднего класса россиян даже через несколько лет смогут позволить себе такую квартиру. Примечательно, что петербургские банкиры уже сейчас, когда инвестор еще только выходит на нулевой цикл жилищного строительства и совершенно не понятно, сколько будет стоить квадратный метр в «Балтийской жемчужине», открыто заявляют, что готовы всем желающим предоставить ипотечные кредиты для приобретения жилья в новом квартале.

Бесспорно пока только одно: «Балтийская жемчужина» стала катализатором развития инфраструктуры всех прилегающих территорий. Юго-Западная ТЭЦ обеспечит электричеством не только новый квартал, но и южные пригороды, и о проблеме выделенных мощностей можно будет забыть раз и навсегда. А нитка надземного экспресса длинной 26,5 км, которая протянется от «Балтийской жемчужины» до станций метро «Проспект Ветеранов», «Звездная», строящейся станции «Купчино» и закончится на станции метро «Обухово», свяжет пять районов на юге города.

На презентации офисного центра китайцы, как принято, скромно-уклончиво говорили о том, что это лишь первое здание и судить по нему обо всем квартале – это все равно что выносить вердикт по поводу китайской оперы, прослушав лишь пару тактов. Зато вице-губернатор Александр Вахмистров успел увидеть в строительной пыли, покрывающей стеклянный колпак центра, неписаную красоту «Балтийской жемчужины» и заявил, что все сомнения относительно проекта можно отбросить: будет действительно нечто! Посмотрим, ждать осталось не так уж и долго…

Николай ОВЧИННИКОВ 

Источник: zagorod.spb.ru