Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 декабря 2007 12:01      303

Реформа идет по плану

Реформа жилищного хозяйства в Петербурге началась с приходом к власти правительства Валентины Матвиенко.
В марте 2004 года была принята Концепция реформирования городского хозяйства на 2004–2010 годы, которая легла первым краеугольным камнем в основание реформ. Далее уже на федеральном уровне был принят Жилищный кодекс и ряд документов в его развитие.
За 4 года кардинально изменилась система управления жилищным фондом. По состоянию на 1 ноября собственники 3100 домов (23,6 млн кв. метров) объединились в товарищества собственников жилья, а жители 9200 домов общей площадью 62 млн кв. метров (61 процент всего фонда) выбрали способ управления своими домами, в том числе 4400 домов (24,3 млн кв. метров) предоставили это право управляющим компаниям. Сегодня услуги по управлению и эксплуатации жилого фонда в Петербурге оказывают 45 жилкомсервисов со 100-процентным государственным капиталом и 70 частных управляющих компаний (УК).

Не все ладно
По цифрам, вроде бы, неплохо. Однако передача домов на обслуживание собственникам или управляющим компаниям высветила ряд проблем, первая из которых – взаимоотношения между собственниками, управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг. Не урегулированы правовые аспекты данного перехода: отсутствуют нормативные документы о статусе УК, о страховании рисков в сфере содержания и ремонта жилого фонда, не решены вопросы финансирования капитального ремонта, в том числе и за счет привлечения инвестиций. Кроме того, районные жилищные агентства не передали частным УК ряд важных функций, среди которых – заключение договоров с энергоснабжающими организациями, вопросы начисления платы за жилье и коммунальные услуги.
С другой стороны, монополисты не только снабжают дома энергией, водой и теплом, но и контролируют работу узлов учета, кроме того, они же должны их и устанавливать. Понятно, что это им невыгодно, а потому экономии потребления ресурсов, которая могла бы позволить УК иметь свободные средства на проведение того же ремонта, не наблюдается. Более того, контракты с УК заключаются только на 1 год, что естественным образом не стимулирует привлечения инвестиций.

Монопольные проблемы
Управляющие компании сталкиваются с трудностями еще и из-за несовершенства законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №307 управляющие компании должны производить перерасчет потребления коммунальных услуг в том случае, если проживающий какое-то время отсутствовал и, соответственно, ими не пользовался. За 9 месяцев такой перерасчет был сделан на 55,5 млн рублей. Однако поставщики услуг взимают с УК плату за поставку по нормативу, не желая производить скидку на отсутствие человека в городе. Получается, что управляющим компаниям, в отсутствии приборов учета, приходится платить за неиспользуемые услуги. Естественно, эксплуатационные компании ставятся в заведомо невыгодные условия.
Вопрос энерго- и ресурсосбережения остается одним из самых труднорешаемых. Потребность в установке внутридомовых узлов учета тепловой энергии составляет 15 657 единиц. По состоянию на 1 января 2007 года установлено 2174 узла. На сегодня электросчетчиками обеспечено только 68 процентов квартир, то есть почти треть горожан вынуждена платить по средним показаниям, что, как правило, приводит к увеличению услуг по поставке электроэнергии.

Развивая конкуренцию
И все же в прошлом году были проведены открытые конкурсы на право управления жилым фондом, в результате которых более 50 млн кв. метров жилья перешло к обслуживающим организациям. Победила 61 организация, в том числе 14 негосударственных. Победители конкурсов обязались за собственный счет отремонтировать жилой фонд на сумму свыше 1 млрд рублей, то есть удалось привлечь средства из внебюджетных источников. Минус в том, что капитальные ремонты, выполняемые данными организациями, не включены в общие адресные программы, и контроль за их исполнением не налажен.
А между тем техническое состояние жилищного фонда напрямую зависит от объемов ремонтных работ, в том числе капитальных. Начиная с 2004 года, расходы бюджета на капремонт значительно выросли с 2,1 до 11,5 млрд рублей, или в 5,5 раза. Благодаря чему ремонт систем центрального отопления увеличился в году нынешнем по отношению к 2005 году в 2,8 раза, ГВС – в 4 раза, ХВС и канализации – 2,5 раза, герметизации стыков стеновых панелей в 2,4 раза, внутридомовых электросетей – в 2,2 раза, фасадов – в 2,6 раз, реконструкция лифтов – 2,3 раза. При этом фактические объемы работ в натуральных показателях не превышают нормативных требований по периодичности и объемам, что не позволяет пока добиться кардинального улучшения технического состояния жилого фонда. Одним словом, средства, выделяемые из бюджета, выросли многократно, но количество ремонтных работ только достигло норматива.

Ценовую политику сбалансировали
Главная цель реформирования ЖКХ – налаживание процессов управления экономикой отрасли через сбалансированную тарифную и ценовую политику. В 2004 году впервые была рассчитана и подтверждена независимой экспертизой экономически обоснованная стоимость жилищных услуг. На ее основе установили плату за жилищные услуги и в целях сокращения дотационности отрасли начали переход к полному возмещению затрат на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов жителями.
Стабилизации финансового состояния отрасли способствовало также повышение платежной дисциплины горожан (средний процент поступлений в 2006 году – 99,2 процента). В результате финансовое обеспечение отрасли в 2006 году увеличилось вдвое по отношению к 2004 году.
В целом реформа ЖКХ в Петербурге, движется гораздо быстрее, чем в других регионах страны. Но для ее завершения предстоит сделать еще немало. К примеру, завершить наконец паспортизацию всех домов до января 2011 года. До июня следующего года предполагается организовать работу по заключению договоров ресурсоснабжения между УК и ТСЖ, с одной стороны, и поставщиками услуг – с другой. Провести открытые конкурсы на управление теми домами, жильцы которых так и не определились со способом управления дома, планируется до мая 2008 года. А до конца нынешнего года обязать все УК перечислить все средства за коммунальные услуги, оплаченные жильцами, ресурсоснабжающим организациям. Такие планы.

Лилиана Глазова

Источник: www.stroypress.spb.ru