Нехватка мест для временного хранения автотранспорта в центре города привела к тому, что практически все улицы и магистрали стали использоваться водителями для парковки своих автомобилей. При этом время на стоянку составляет примерно от 15 минут до 8 часов в день. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать создание современных подземных паркингов, вместимость которых составляет от 200 до 1000 машиномест.
До настоящего времени подземное пространство в городе использовалось лишь для устройства так называемых углубленных паркингов в бизнес-центрах, гостиницах и других коммерческих структурах. Новое строительство также предполагает подобное решение проблемы парковок автотранспорта. Однако в центре города таких мест практически нет.
Два коммерческих проекта строительства первых подземных паркингов, один из которых находится на Конюшенной площади, второй – на Греческой площади возле БКЗ «Октябрьский», реализует ООО «ПаркингИнвестЦентр». По первому объекту компания заканчивает изыскательские работы по определению возможностей для строительства, по второму – ведет проектирование.
Традиционные и
автоматизированные
«подземки»
Строительство парковок под землей имеет два направления. Первое – строительство подземных паркингов так называемого классического типа, при котором автовладелец самостоятельно въезжает в подземное пространство, паркует автомобиль, выходит через организованные пешеходные переходы на поверхность. Точно также владелец забирает свой автомобиль, рассчитывая и оплачивая аренду в соответствии со временем нахождения автомобиля на парковке. Однако подобрать подходящую площадку для размещения такого объекта в центре города очень сложно – речь идет о зоне, находящейся под охраной КГИОП. Кроме того, из-за «неудобной» конфигурации участка себестоимость машиноместа становится значительно дороже.
Второе направление – строительство автоматизированных подземных паркингов. Это парковки, при которых автомобиль уходит на место стоянки без участия водителя. Они занимают немного пространства на поверхности. Под землей автоматическая раздаточная система ставит автомобиль в специальную ячейку, таким же образом машина выдается владельцу. Такой подход к освоению подземного пространства активно распространяется во всем мире, особенно в городах с плотной застройкой. Он позволяет на небольших, сложных для проектирования участках разместить большое количество автомобилей, удешевить себестоимость строительства паркинга. К примеру, стоимость оборудования для автоматизированного паркинга на 200 мест ориентировочно составляет ,5 млн. Себестоимость одного машиноместа с учетом проектирования, строительства, размещения, покупки и монтажа оборудования составит примерно 30 тыс. EURO.
В Санкт-Петербурге первые автоматизированные парковки могут появиться в центральных районах города уже в 2008-2009 гг. В частности, компания «ПаркингИнвестЦентр» планирует освоить подземное пространство по восьми адресам: на пл. Белинского, на углу улиц Кирочной и Таврической, на пересечении ул. Захарьевской и пр. Чернышевского, на пл. Ленина и т.д.
Освоение подземельЯ неизбежно
Какие мероприятия должны быть организованы для того, чтобы подземное строительство не нанесло ущерба для существующих окружающих зданий, окружающей застройки, не вызвало бы осадки грунтов или гидрологических последствий – осушения или обводнения. Остро обсуждается и решается проблема, связанная с сохранением зеленых насаждений в тех местах, где планируется построить подземные паркинги.
Большой сложностью в освоении подземного пространства, помимо разработки новой нормативной документации, является высокая стоимость подземного строительства в центре города. Для освоения 1 кв. метра полезной общестроительной площади под землей на проектирование и строительство необходимо потратить примерно 1,5 тыс. EURO. Таким образом, себестоимость машиноместа на сегодняшний день равна 45 тыс. EURO. Понятно, что по существующей конъюнктуре рентабельным может быть только долгосрочный проект. Поэтому ни о какой окупаемости за 1–4 года подобных паркингов не может быть и речи. Это скорее социальный проект, проект на будущее. Тем более что инвесторы подходят к освоению подземного пространства очень рационально, за счет собственных средств.
Марианна Рахман