Сегодняшнее кредитное безумие можно охарактеризовать емкой фразой из свадебно-юбилейного лексикона – Танцуют все! И правда, большинство из нас в какой-то мере является танцорами на банковской вечеринке, а белый танец под названием «потребительское кредитование» никогда не был так реально, обжигающе соблазнителен.
А вот с ипотечными кредитами дело обстоит не так жизнерадостно. Банки, еще вчера активно приглашавшие на совместные па всех желающих, нынче уже идут на контакт не столь охотно. С чем это связано не знает только ленивый, а посему повторяться мы не будем. Прибыли банков и агентств недвижимости падают, надо что-то делать…
Слава богу, до субпраймов (крайне лояльных кредитов, обрушивших американский ипотечный рынок) у нас дело не дошло. Не успели.
Однако, несмотря на падение интереса банкиров к дешевой ипотеке, отдельные сдвиги все-таки есть. Мы можем сколь угодно долго и нудно рассуждать о предстоящем банковском дефолте, о тотальном кризисе, подобным обвалу 1998 г., но желание человека обогатиться (не особо напрягаясь) неистребимо. Здесь и помогает схема откатов, заложенная еще в 90-х годах прошлого века.
Но если до сих пор это касалось всевозможных операций с бюджетными деньгами и различного рода инвестиционных программ, то сегодня откатная тема стала актуальна и для сделок с недвижимостью. Схема не отличается оригинальностью, и почти под копирку повторяет американский аналог, только вместо негров и латиносов у нас выступают представители кавказского региона, либо лица, имеющие постоянную прописку где-нибудь на отдаленной периферии.
В операции задействованы несколько участников:
1) Банкир (ну не совсем банкир, а лицо, имеющее доступ к денежным средствам банка, в частности к начальнику отдела кредитования);
2) Риэлтор, либо «карманное» агентство недвижимости;
3) Фунт (лицо, с невнятной пропиской, имеющее «нулевую» кредитную историю). Именно он и послужит в роли «покупателя»;
4) Посредник, корректирующий действия остальных сторон, т.к. банкир и агентство недвижимости зачастую между собой никак не связаны и даже не знают друг друга.
Оговорюсь сразу, вся схема построена целиком на доверии, никаких официальных бумаг участники между собой не подписывают…
Для начала находим объект в который возможно «вложить» деньги. Как правило, это загородный дом стоимостью не менее 300 тысяч долларов. Поиск такого «добра» поручают агентству недвижимости. Процесс не быстрый, поскольку объект должен иметь подходящую цену (чуть ниже рынка), либо возможность для солидного торга и обладать полным пакетом документов для проведения сделки купли-продажи. Все бумаги передаются в банк на рассмотрение в качестве предмета сделки.
В этот момент в игру вступает «банкир», «продавливая» положительное решение отдела кредитования, заодно прибавляя к первоначальной стоимости дома сотню-другую тысяч у.е. из которых будет выплачено «вознаграждение» всем участникам сделки.
Щекотливый момент.
Предварительный договор купли-продажи объекта. Для того, чтобы вся «бригада» получила денег, в нем требуется указать увеличенную как раз на сумму отката стоимость «покупаемого» объекта. Здесь кроется одна из главных засад, ведь ничего не подозревающий собственник может просто не «переварить» завышенную сумму, обалдев от нежданного «счастья»… Здесь опять вступает в игру агентство недвижимости, в его задачу входит «обработка» хозяина и подготовка нужного варианта предварительного договора купли-продажи (задатка или аванса). Хотя в реальности хозяин (или его представитель - риэлтор) аванса скорее всего и не увидит, т.к. платить его просто некому. И в худшем случае он просто откажется подписывать авансовый договор.
Вообще, роль агентства недвижимости в данном случае крайне важна, поскольку для решения вышеуказанных проблем нужны действительно грамотные специалисты, ошибка в выборе риэлтора обойдется дорого всем «участникам» операции.
Но если весь предварительный этап благополучно пройден, деньги выделены, остается только чистая формальность – закладка денег в банковскую ячейку («вознаграждение» кладем отдельно) и заключение договора купли-продажи с его последующей государственной регистрацией.
В результате все довольны, хозяин продал свой дом, получил деньги, агентство недвижимости свои комиссионные, а оставшаяся часть «бригады» разделила выручку в необходимых пропорциях.
Вот только дом… А дом уже никому не нужен! Новый собственник спокойно растворяется в пространстве с приятно оттопыренным карманом, а с домом пусть банк дальше разбирается. Коллекторные агентства могут до посинения пытаться найти управу на хозяина (если конечно его найдут), никак не желающего осуществлять платежи по кредиту, ему это глубоко безразлично. А в конечном итоге объект будет выставлен на торги банком, только это уже совсем другая история...