Частная архитектура всего мира в чем-то очень схожа, ведь проекты создаются теми, кто одинаково трепетно относится к великому наследию прошлого века — принципам построения пространства Ле Корбюзье, Миса ванн дер Рое, Фрэнка Ллойда Райта, Алвара Аалто и других известнейших мастеров. Вместе с тем в каждой стране в нее привносится так много национального, что строения становятся на редкость самобытными. Один из самых ярких примеров подобного синтеза — Японская архитектура.
Японская культура прочна, как самый крепкий алмаз на свете, и никакие глобальные процессы не способны изменить ее радикально, до неузнаваемости. Препятствует этому философская составляющая культуры: стремление к простым, сбалансированным, чистым формам, желание приблизиться к природе в повседневной жизни, умение создавать пространство, способствующее не только отдыху, но и сосредоточенности, созерцательности и рефлексии. Если дом лишен всего этого — он уже не японский, сколько бы архитекторы ни старались сделать его таким.
Steel Sheet Farmhouse — весьма характерное для современной Японии строение (архитектор Hiroaki Kimura, Ks Architects). Это тот случай, когда хозяева не сносят старые дома, а реконструируют их. К деревянному дому, внутри которого произвели радикальное обновление интерьера, пристроили еще цельнометаллическую часть. Конструкция была сварена на заводе из девятимиллиметровой стали. Она должна была служить местом для чайных церемоний. Эта новая и более чем современная часть дома необыкновенно проста по конструкции и в изготовлении. Жесткая стальная несущая оболочка сделала внутренние опоры ненужными. В интерьере пристройки остались сварные швы и прочие следы обработки. Снаружи конструкцию покрасили автомобильной эмалью. Стальную чайную комнату подняли краном и просто приставили к домику, зафиксировав место стыковки, и она сразу приобрела жилой вид, поскольку ее окна смотрели в сад, создававшийся многие годы. В интерьере Steel Sheet Farmhouse прослеживается подход к решению пространства, характерный для Алвара Аалто: простота, лаконичность, игра с естественным светом. Использование дизайнерами старых газет за 1925 год для декора стен внесло игровой элемент в суровое и «очень японское» убранство дома.
House at Nukata (архитектор Yoshiji Takehara, Moo Architect Workshop) расположен в Nagoya Citi, префектура Aichi. Земля здесь буквально сочится влагой, и потоки воды бодро бегут среди холмов. Родители заказчика давно живут в этой местности, и он заказал в архитектурном бюро новый дом по соседству с родительским с учетом потребностей его семьи, в которой подрастают двое детей. Проект выполнен с учетом сложного рельефа местности. Дом состоит из двух разноуровневых частей, соединенных двориком с садом. Перепад не пытались замаскировать, напротив, он подчеркнут двумя уровнями пола из разных материалов (в одном случае каштан, в другом — тополь). Планировка позволяет вносить любые изменения — дома могут меняться по желанию хозяев. Полностью концепцию дома можно охарактеризовать как простую и легко реализуемую.
House at Onjuku (архитектор Yoshiji Takehara, Moo Architect Workshop) относится к префектуре Chiba. Это район загородных вилл, то есть дачный поселок, до которого от Токио полтора часа езды на экспрессе. Одно из достоинств дома — вид на океан, что для влюбленных в природу японцев очень важно. Сдвоенный участок с перепадом высот семь метров. Чтобы обыграть разноуровневость, архитекторы придали дому форму бабочки, присевшей отдохнуть. Причем ими было предпринято немало усилий, для того чтобы ощущение легкости создавала именно форма дома, а не материалы или конструкции. Замысел удался — строение и впрямь напоминает бабочку и, что самое главное, кажется таким же хрупким, как это весьма почитаемое в Японии насекомое. Хрупкость, разумеется, обманчива: дом не только прочен, но и сейсмоустойчив. Панорамное остекление, которое можно считать характерной чертой японской архитектуры, усиливает ощущение близости океана. Внутреннее пространство решено в присущем Стране восходящего солнца духе минимализма, и даже чужеродный камин не режет глаз.
Second plate (архитекторы Hiroyuki Arima и Urban Fourth) — здание, которое легко представить себе в любом богатом пригороде крупного мегаполиса, будь то Европа, Америка или Австралия. Это впечатляющая бетонная конструкция, состоящая из двух корпусов, украшением одного из которых служит бассейн, другого — огромная терраса на открытом воздухе. Дом разрушает стереотипные представления о жилище; его угловатость очаровательна и при этом функциональна. Лестницы — детали, порой незаметные в японских архитектурных проектах, — здесь формируют пространство, задают его ритм.
Сотрудники архитектурного бюро Ken Yokogawa Architect Associate построили, по сути, уникальную резиденцию Kobayashi. Этот дом, впитав в себя все лучшее из мирового архитектурного наследия, сохранил, однако, национальный характер. Начать с того, как грамотно, «по-японски», он расположен на участке: в самой глубине роскошного сада. Попасть в дом можно только через сад, что позволило архитекторам разыграть целый спектакль на тему смешения частного (участок при доме) и общественного (подъездная дорога). План дома очень прост и похож на японский иероглиф «рисовое поле» (квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата), что обусловило градацию приватности. Фасад, выходящий в сад, сделан из стекла, что, опять-таки, словно обращает дом наружу. Граница между окружающей средой и домом практически стерта…
Проект той же архитектурной компании — Tea Ceremony House. Дом интересен, прежде всего, тем, что при его конструировании создатели строго следовали канонам чайной церемонии. Здесь есть все, что необходимо для чаепития, соблюдены все нюансы. При этом использованы суперсовременные материалы для строительства и предлагаемые ими возможности. Перед архитекторами стояла задача вписать дом в старый садик таким образом, чтобы ни в коем случае не повредить деревья. Для крон некоторых из них в потолке были сделаны круглые отверстия — так что дерево продолжало расти, будучи внутри дома. Чаша водоема, в котором так красиво отражаются фонарики, была приподнята над землей во избежание нарушения уровня грунтовых вод, а над ней сделана дорожка, по которой хозяева и гости будут следовать на чайную церемонию. Дорожка за пределами навеса мраморная, в самом же здании она выложена из камней, выкопанных на улице, — еще одна, очень ненавязчивая, привязка к ландшафту.
Идею устроить жилье таким образом, чтобы сад плавно переходил в дом, а пространство дома отчасти становилось садом, можно считать наиболее характерной чертой современной частной архитектуры Востока вообще. Ее часто воплощают работающие архитекторы, о ее развитии мечтает талантливая молодежь. Так, на последней выставке в Милане один из самых молодых и безусловно одаренных участников выставки — Hyesung Yoon предложил вниманию публики проект, в котором растущий внутри дома бамбук через специально оставленные отверстия в прозрачной крыше веранды жилого комплекса проникает наружу — своеобразная дорога в небо…
Но вернемся к уже осуществленным проектам. Villa Sano (Ken Yokogawa Architect Associate) — чудесный загородный дом в лесу. Расположение на склоне холма обуславливает архитектурную концепцию здания. Большой перепад высот заставил поднять дом над землей на бетонной плите. Внутри все держится на одной опоре. Полностью стеклянный фасад позволяет безгранично наслаждаться видами природы. Со стороны дороги дом выглядит как одноэтажный, а со склона видно, что в нем два уровня и даже есть двусветный зал, стеклянная наружная стена которого подходит под самую крышу с фронтонами. Нельзя не отметить лаконичность оформления интерьера и тщательный выбор мебели: диваны, столы, стулья удобны, но не выглядят сугубо европейскими — легко угадываются национальные корни.
Если бы японцы забыли о бумажных перегородках, о минимуме вещей в доме и о милой привычке любоваться природой во всех ее проявлениях, они бы перестали быть японцами. А пока архитекторы разрабатывают именно такие проекты, нация, несомненно, сохранит самобытность.
Все материалы по теме на ww.zagorod.spb.ru
Мнение специалиста
Японская культура и стиль всегда завораживали европейцев.
В Японии архитектура и стиль дома традиционно зависели от положения их владельца. Японский дом — это чистота, простор и размеренность во всем. В основании дом имел прямоугольник и был одно- или двухэтажным. Вся конструкция монтировалась на сваях, что предохраняло ее от сырости, а также от небольших землетрясений. Крыша была больше сооружаемых на Западе, она защищала дом от палящих солнечных лучей и осадков. Стены, обращенные к улице, делались неподвижными, а выходящие во внутренний дворик — раздвижными, и в теплое время года снимались.
Современные строения отвечают всем необходимым строительным требованиям, определяемым в первую очередь расположением Страны восходящего солнца в сейсмоопасной зоне. Этим требованиям отвечает Технология каркасного домостроения, которая также соответствует японским строительным нормам и получила в Японии повсеместное распространение. Каркасные конструкции, как правило, облицовываются фасадными плитами как в японском, так и в европейском стиле. Плиты крепятся на кляймеры, что обеспечивает их подвижность при землетрясении и усадке дома.
Дмитрий КЛЕВЦОВ, руководитель департамента ТД «Асахи»