Очередной круглый стол в рамках конкурса «Финпросвет-2007» был посвящен самой острой на сегодняшний день проблеме – как выбрать надежный банк.
Сегодня, когда доходы населения растут, а инфляция галопирует, приходится задумываться над тем, как не допустить обесценивания денег. Из всех возможных вариантов – приобретение акций и облигаций, игра на фондовом рынке, вклады в паевые инвестиционные фонды, наиболее практичным все-таки считается вложение на депозитные счета банка. Да, проценты там не ахти какие, но инфляцию покрывают, а риск при этом минимальный.
В дискуссии приняли участие начальник отдела по операциям на открытых рынках Комитета финансов Игорь Оленин и начальник финансового управления Санкт-Петербургского регионального филиала «Связьбанка» Мария Любарская.
По мнению финансиста, при выборе банка следует выделить пять основных аспектов, на которые нужно обратить внимание в первую очередь. Прежде всего, это размер банка. Всегда считалось, что чем больше банк, тем он надежнее. Различие между мелкими и крупными банками в том, что у мелких банков меньше ресурсов, и эти ресурсы распределяются достаточно традиционно и приносят небольшой доход. Крупные банки, имея большее количество ресурсов, действуют по достаточно рискованным схемам. При этом крупные банки могут обеспечивать высокую кредитоспособность.
Второй фактор – уровень рейтинга. Кредитные рейтинги – это мера оценки кредитоспособности банка независимым оценщиком. На сегодняшний день рейтинги являются наиболее репрезентативным аспектом, на который могут опираться вкладчики, так как они позволяют оперативно принять решение о выборе банка. Беда только в том, что, несмотря на общедоступность рейтинговых данных, интерпретировать их сможет не каждый рядовой вкладчик. В России, как и во всем мире, существуют различные системы рейтингов. Одна из них – ренкинг или попытка проанализировать место банка в банковской системе, то есть, в каком виде финансовой деятельности тот или иной банк может быть более эффективным и надежным. Непосредственно сами рейтинги измеряются по рейтинговым шкалам (это система распределения кредитоспособности). Подобная система является достаточно удобной для выбора банка, потому что рейтинги предоставляют информацию наиболее оперативно, эта информация общедоступна и достаточно объективна.
Еще один критерий – информационная открытость. Существуют определенные требования нормативных документов Центробанка по раскрытию информации, и вкладчику следует ориентироваться на те банки, которые рассказывают о себе наиболее оперативно и подробно. Можно учесть также и рекламную компанию, которую ведет банк. Активная рекламная позиция банка означает, что у банка есть деньги и он может считаться активным и устойчивым. Кстати, следует отметить, что корректное рекламное обращение является важнейшим фактором для принятия решения о выборе банка. И последний аспект – участие банка в системе страхования вкладов. Если банк вступил в систему страхования вкладов, то ему можно доверять свои средства. При этом Игорь Оленин посоветовал распределять свои средства по нескольким банкам, на его взгляд, лучше вложить деньги в 4-5 разных банков.
По мнению Марии Любарской, потенциальным вкладчикам стоит учитывать историю взаимоотношений банка с клиентами, широкий спектр дополнительных услуг и разнообразие удобных вкладов. Немаловажную роль играет и участие банка в различных социальных и общественных проектах. Кроме того, надежным можно считать тот банк, которому государство доверяет бюджетные средства.
Безусловно, для обеспечения стабильности банковской системы важно надежное состояние золотовалютного резерва и стабилизационного фонда. Сегодня в России эти два фактора присутствуют. Однако зачастую банк может «упасть» по информационному поводу. Например, появление паники среди вкладчиков, которая возникает внезапно и не всегда обоснованно. Бывают ситуации, когда в одном конкретном банке начинаются проблемы, об этом быстро распространяется информация, и вкладчики начинают забирать свои деньги и из других банков, тем самым нарушая стабильность. Финансисты считают, что в формировании информационной среды многое зависит от СМИ. И если СМИ объективны, а состояние золотовалютного резерва и стабилизационного фонда надежно, то вкладчикам остается только разложить свои сбережения по разным корзинам и на разные вклады. В этом случае есть шанс хотя бы сохранить заработанное.
Лилиана Глазова