После того как домовладелец обнаружил, что его строение подтопило, попортило огнем или случилась другая напасть, приходит мысль о «подстеленной соломке»?— страховом полисе. Беда, постигшая дом, покажет, какой страховщик вам друг и как он относится к своим обещаниям.
Первые действия застрахованного понятны?— ликвидировать, как говорят специалисты, «распространение ущерба». Более того, если страховщик докажет, что хозяин не предпринимал никаких мер, к примеру для тушения огня, может последовать отказ в выплате. Естественно, очаг возгорания должен быть мелким, вроде вылетевшего из камина уголька?— страховщики не такие звери, чтобы бросать человека в огонь. Отказ в выплате может последовать и после того, как домовладелец забыл сообщить о происшествии в страховую фирму. В компаниях считают, что никакой стресс не должен помешать пострадавшему в течение суток набрать номер страховщика.
«Кроме форс-мажора (военные действия, ядерный взрыв и пр.) в договоре указан ряд событий, при которых страховщик вправе отказать в выплате возмещения,?— объясняет Виктор Алексеев, директор центра страхования имущества ОАО СК «Русский мир».?— Например, это возникновение пожара по причине проведения строительно-монтажных работ или проникновение воды через незакрытые окна или двери».
После того как пострадавший экстренно спас все, что осталось, он садится писать заявление на выплату. Бумагу эту можно везти в страховую компанию или отдать эксперту, который приедет для осмотра повреждений. Помимо заявления нужна соответствующая справка,?— как в песне 20-летней давности группы «Наутилус»: «пожарный выдал мне справку, что дом мой сгорел». Ее добывает клиент либо страховщик. «Если случился пожар?— нужно звонить в МЧС, совершены противоправные действия?— в МВД, сбой в системе отопления?— в управляющую компанию,?— объясняет Михаил Кудряшов, руководитель отдела имущественного страхования компании «Регион».?— Сложнее со стихийными бедствиями: здесь не всегда понятно, кому жаловаться. Например, если крышу дома пробил град, такое событие зарегистрировала служба «Гисметео».
В такой дотошности, как правило, нет недоброго умысла или желания страховщика не платить. Если страховая компания произведет выплату без надлежащего документального оформления, то проблемы возникнут с налоговой?— последние могут обвинить страховщика в необоснованности выплаты».
После калькуляции ущерба запаситесь терпением и ждите денег. В любом случае нужно получить свое, даже если вы считаете, что выплата занижена?— в таком случае оставшуюся сумму можно попробовать отсудить. На практике срок выплаты составляет обычно 7–10 дней после предоставления необходимых документов и составления акта о страховом случае. При выплате свыше 1,5 млн руб. часть суммы может быть выплачена позднее,?— как правило, в течение месяца.
«Задержки с выплатой возникают обычно при крупном стихийном бедствии, которое привело к массовым убыткам,?— говорит Александр Остроумов, руководитель северо-западного дивизиона группы «Ренессанс страхование».?— Эксперты физически не успевают сразу обслужить всех желающих. Часто клиентам некогда обратиться, например, за справкой в милицию, и из-за этого выплата затягивается. Также возможны задержки из-за необходимости переоформления неверно составленных документов, которые предоставил клиент».
Кстати, пролонгирование договора страхования после страхового случая происходит индивидуально в каждом конкретном случае. «Общее правило таково: если есть высокая вероятность, что убытки повторятся, клиенту предлагается принять меры по предупреждению страхового случая,?— объясняет Александр Остроумов.?— Допустим, после кражи со взломом наш эксперт осмотрел повреждения и пришел к выводу, что качество крепления решеток на окнах низкое, и это позволило преступникам легко проникнуть в коттедж. Если клиент откажется усилить защиту окон, мы предложим ему на выбор три варианта: исключение риска кражи, повышенный тариф или безусловную франшизу. Если же вероятность повторения случая «нормальная» и не связана с недостаточными мерами безопасности, возможно, никакой надбавки не будет».