Еще недавно считалось, что покупатели проектов деревянных домов принадлежат к наиболее консервативной группе частных застройщиков. Дескать, на дерево делают ставку лишь те, кто хочет строить дом из того же материала, которым пользовались его деды и прадеды испокон веков. Однако практика загородного домостроения свидетельствует, что современные деревянные дома стали полноценными флагманами рынка не только в области прогрессивных строительных технологий, но и в плане архитектурно-планировочных решений.
Сегодня многие руководители архитектурных и строительных компаний понимают, что среди интересных им потребителей стоит выделить две категории: тех, кто задает тон использованию новых тенденций загородного домостроения, и тех, кто, собственно, идет за ними следом. Первые на маркетинговом жаргоне часто называются трендсеттерами (то есть устанавливающими тенденцию), вторые — последователями или массовым потребителем.
Впереди планеты всей
У термина «трендсеттеры» весьма почтенная история. Социологи начала XX века, изучая феномен распространения инноваций в обществе, выявили, что некоторые усваивают их быстрее других. Понятие «трендсеттер» ввел еще в 1903 году французский социолог Габриэль Тард. В 40-е годы практичные американцы поставили эту концепцию на научную основу. Социологи Брюс Райан и Нейл Гросс изучали распространение сельскохозяйственных инноваций среди фермеров. В результате исследования была создана классическая схема, согласно которой общество оказалось поделено на пять групп: это новаторы (2% общего числа членов группы), early adopters (13–14%), majority (около 30%), late majority (тоже около 30%) и отстающие, или laggards (порядка 15%). Новаторы изобретают новые вещи, но обычно не пользуются в обществе популярностью, так как чересчур опережают его развитие. Примеры — Бруно, Коперник и Галилей. Абсолютные новаторы малоинтересны в силу малочисленности (1–2%) и непредсказуемости: не каждый новатор действительно может положить начало повальному тренду. Отстающие также могут оказаться за бортом интереса в силу консервативности, неповоротливости, даже глухоты к новым предложениям рынка.
А в категорию трендсеттеров попадают early adopters, служащие своеобразным передаточным звеном между новаторами и остальным социумом — между творцами и потребителями. Это очень успешные, активные и авторитетные люди с большим кругом общения.
Классический трендсеттер владеет сокровенным — знанием (или, если угодно, интуицией) того, какая «фишка» вскоре станет общим местом. Через образ жизни и систему ценностей трендсеттеров маркетологи пытаются заглянуть в будущее. Поймав трендсеттера в поле зрения, маркетолог может увидеть завтрашние тенденции массового рынка. То, чем живет трендсеттер сегодня, станет рядовым элементом жизненного уклада обычного человека в скором будущем. Знать и понимать трендсеттеров важно для развития практически любого рынка, и рынок загородного жилья здесь не является исключением.
Система ценностей сейчас очень быстро меняется, и загородная архитектурная стилистика — один из самых чутких индикаторов. Нестандартный, но очень привлекательный дом, появившийся на одном загородном участке, сразу обращает на себя внимание соседей-застройщиков, а через год-другой стилистические особенности этого дома мы уже видим на участках не только в этом, но и в других загородных районах.
Сразу оговоримся: такое заимствование нельзя назвать плагиатом. Скорее это похоже на моду. По улицам начинают расхаживать барышни в джинсах с заниженной талией. На них оглядываются, шушукаются, одни возмущаются, а другие тут же бегут в магазины в поисках похожей обновки. И не проходит и нескольких месяцев, как подобные модели становятся нормой.
То же самое происходит и на загородном рынке. Заметив интересный дом на соседнем участке, застройщики бегут к архитектору (как вариант — за каталогами готовых проектов) в поисках не менее интересных решений. Так, собственно, и происходит эволюция загородной архитектуры, и новейшая история загородного домостроения тому наилучшее подтверждение.
Проекты, которым подражают
В деревянном коттедже площадью 260 кв. м (проект H-1250-0) есть все, чтобы привлечь внимание самых прогрессивных застройщиков. В этом большом бревенчатом особняке удалось реализовать мечту о просторном светлом доме. Свободная планировка, большие оконные витражи наполняют внутреннее пространство воздухом и светом. По уровню комфорта дом соответствует современному жилью бизнес-класса. На первом этаже размещены все помещения, характерные для загородного жилья. Гостевая зона представлена гостиной, кухней и холлом. Связанные с прихожей открытыми проемами, они образуют единое пространство. Кухня и часть гостиной имеют два света. Холл связан с зоной релаксации, где можно отдохнуть, выйдя из сауны. Большая терраса — приятное место отдыха на открытом воздухе. Две спальни расположены рядом с гостиной. В мансарде четыре жилые комнаты и просторный холл второго света, с которого открывается великолепный вид на гостиную. В пристроенный гараж на две машины можно попасть через кладовую.
Другой деревянный дом из калиброванного бревна (проект F-1382-0) с большой террасой площадью 189 кв. м производит впечатление основательной, капитальной постройки. При этом внутренняя планировка свободная и «легкая». Жилое пространство первого этажа, решенное без перегородок и дверей, со вторым светом, наполнено воздухом и солнцем. Большая, частично крытая терраса, окружающая дом почти по всему периметру, связывает его внутреннее пространство с окружающим ландшафтом. С террасы организован и вход в дом. Небольшой тамбур, затем прихожая — и взору открывается великолепная гостевая зона с двусветной гостиной, столовой и кухней. Расположенная в центре полукруглая лестница придает неповторимый шарм этому пространству. Из гостиной и столовой можно выйти на террасу. Слева от входа к жилой части дома примыкает баня-сауна и помещение для отдыха. На мансарде две спальни и ванная комната выходят в небольшой холл, совмещенный с балконом второго света гостиной. Подвал и чердак проектом не предусмотрены, используется весь объем дома.
Тайны фаворитов
Следующий фаворит трендсеттеров — небольшой дом из бруса с красивым витражом общей площадью 82 кв. м (проект E-1326-0). Такой дом больше всего подойдет для сезонного отдыха семьи, хотя вполне возможно и его круглогодичное использование. К жилой части дома пристроен гараж, крыша которого одновременно является террасой. Подвала в доме нет, небольшой чердак не используется. Запоминающейся деталью в облике дома является витраж мансарды. Его треугольная форма повторяется в рисунке и обрамлении других элементов дома. Небольшое крытое крылечко ведет на первый этаж. Через веранду, которая одновременно играет роль тамбура, можно попасть в гостиную или по лестнице подняться на мансарду. Под крышей расположены две небольшие спальни, летняя комната и ванная. В летней комнате сделано эффективное остекление. Террасу можно использовать как солярий — очень комфортное место отдыха семьи и гостей.
Еще один уютный дом из бруса площадью 196 кв. м, с красивыми фасадами и продуманной планировкой (проект F-0400-0), может стать идеальным выбор для тех, кто ищет синтез традиций и современности. Остекленные эркеры визуально расширяют пространство первого этажа, связывая находящихся внутри с окружающей природой. Угловая лестница ведет из гостиной на галерею второго этажа. Отсюда можно выйти на большую террасу или полюбоваться видом, открывающимся через мансардные окна. Внутреннее пространство дома воспринимается как единое целое. Коттедж имеет все необходимые жилые помещения: три изолированные спальни и ванную в мансардном этаже, большую гостиную с камином, соединенную с кухней, а также изолированную спальню и сауну с бассейном на первом этаже.
И последний пример современного комфортабельного деревянного дома — проект E-1266-0. Этот дом из бруса площадью 217 кв. м необыкновенно хорош снаружи и не менее интересен внутри. Входя в него, вы сразу оказываетесь в зимнем саду. Как особенность планировки можно назвать повышенный уровень комфорта. По площади гардеробные сопоставимы с жилыми комнатами. Это позволит избежать нагромождения мебели в жилых помещениях, обеспечивая максимум свободного пространства. Большие крытые террасы устроены на первом этаже и в мансарде. Терраса мансарды с далеко выступающим козырьком. Отсутствие стоек создает ощущение легкости. Такой большой вынос без дополнительных опор достигается благодаря усиленным балкам кровли. В мансарде расположены три спальни, просторная гардеробная и ванная комната. Основным помещением первого этажа является гостиная со смежной кухней. Из гостиной есть выход на террасу.
Наша короткая ода трендсеттерам и выбираемым ими проектам загородных домов была бы неполной, если бы не давала ответ на вопрос: а где же эти самые трендсеттеры находят столь оригинальные проекты, «соблазняющие» соседей? Однозначно ответить нельзя. Просто нужно свыкнуться с мыслью, что определенная часть (кстати, весьма небольшая) экономически активных участников рынка загородного домостроения имеют редкостный нюх на все новое и перспективное. Трендсеттеры — преобразователи трендовых идей в мейнстрим — есть в любой социальной группе, но больше всего их среди молодых бизнесменов (от 25 до 35 лет).
Маркетологи считают, что молодежь, слишком легко «подсаживаясь» на новинки, легко о них и забывает, а вот люди постарше, со сформировавшимися взглядами, быстро переваривают новое, но их выбор намного скрупулезнее, а вес в потребительском сообществе существенно больше. Поэтому в роли настоящих трендсеттеров они видят вторых.
Это и «белые воротнички», и творческие, интеллектуально-любознательные, самодостаточные люди. Им не нужно опережать моду — у них свои цели. Они открыты новому и активно пробуют его, они расширяют диапазон применения продукта или услуги, они влияют на близких и друзей и умеют отделять зерна от плевел. Одного из литературных героев Курта Воннегута как-то спросили: «Как отличить хорошую картину от плохой?» «Посмотреть миллион картин», — был ответ. То самое можно сказать и по поводу выбора трендсеттерами проектов коттеджей: они делают ставку не просто на новинки, а на лучшие из них.
При подготовке статьи использованы данные банка проектов «Lans Development» и журнала «Частный дом».