Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 15 ноября 2007 17:17      218

Единство формы и содержания

Неотъемлемой составляющей технологии монолитного домостроения выступает использование опалубочных систем.

На сегодняшний день их ассортимент на рынке весьма велик. Наряду с относительно простыми видами все большее распространение у строителей получают и наукоемкие образцы продукции.
Наибольшим разнообразием отличается сегмент съемно-разборной опалубки, которая подлежит демонтажу после затвердения залитого в нее бетона. Затраты времени и средств на разборку использованных опалубочных систем вполне окупаются за счет их многократного дальнейшего использования.
Между проЧностью
и легкостью

В зависимости от конструктивных и функциональных особенностей опалубочных систем при изготовлении их элементов применяются различные материалы. Кроме наиболее распространенных стали и алюминия, также используется древесина и разнообразные пластики. Нередки также и комбинации одного материала с другим. Обеспечение необходимых прочностных характеристик системы, к сожалению, неминуемо оборачивается увеличением собственного веса конструкции. Поиск оптимального баланса между обеспечением жесткости и относительной легкости конструкции остается для разработчиков опалубочных систем одним из самых актуальных проблем. Например, так как элементы из металла имеют достаточно сложную конфигурацию, для снижения их массы применяют тонкостенные детали, изготавливаемые по технологии гнутья или экструзии. Выбор материала предопределяет основные технико-экономические характеристики опалубочной системы. В целом все опалубочные системы должны соответствовать требованиям по допустимым нагрузкам и прогибам. Эти показатели варьируются, исходя из назначения и области применения вида опалубки. Тем не менее в своих пределах она должна обладать достаточной жесткостью. Иначе в период заливки бетонного раствора появляется риск ее деформации, что чревато изменением конфигурации возводимой конструкции из-за смещения и деформации арматурных каркасов и сеток и изменения несущей способности элементов. Строители монолитных объектов заинтересованы не только в повышении эксплуатационных качеств опалубки, но и в снижении трудоемкости работ по ее использованию. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, она весьма высока и приближается к 40 процентам от всех трудозатрат, хотя собственно в себестоимости производства конструкций из монолитного железобетона ее доля относительно невелика – около 15–18 процентов. Одним из рецептов повышения рентабельности монолитного строительства считается более масштабное внедрение новых типов опалубочных систем из пластмассы и алюминия, тканой стальной сетки, стеклопластика, стали и фанеры с различными эффективными покрытиями. По приблизительным оценкам специалистов, это сулит снижение соответствующих трудозатрат в 1,5–2 раза. Правда, серьезным барьером для использования этого резерва до сих пор остается некоторое отставание строительных нормативов от научно-технического прогресса. Например, иные «экономные» опалубочные системы, доказавшие на практике свою эффективность и надежность, не востребованы на рынке российского строительства, так как формально не соответствуют СНиПам.
Выбор есть
В зависимости от специфики предстоящих работ, например, при возведении стен, перекрытий, колонн, шахт лифтов или цокольных заливок, строители могут выбирать наиболее подходящие типы из разнообразных опалубочных систем как отечественного, так и зарубежного производства. Пока лидирующие позиции на петербургском рынке опалубки уверенно продолжает удерживать именно импортная (либо лицензионная) продукция. На долю российских опалубок в городе и Ленобласти сейчас приходится не более 15 процентов объема этого рынка. Чуть ли не единственным их конкурентным преимуществом признается ценовая доступность. Однако такая опалубка, как правило, имеет значительно меньшее по сравнению с импортными аналогами количество циклов оборачиваемости. Да и в качестве конечного результата преимущество оказывается отнюдь не на ее стороне. А между тем особое внимание западные разработчики традиционно уделяют именно повышению долговечности и надежности конструкций опалубок и их составляющих. Выбор оптимальной опалубочной системы строители делают, ориентируясь на эти характеристики. Диалектика в принципе такова: чем сложнее и ответственнее проект, тем целесообразнее инвестировать средства в наукоемкие опалубочные технологии. Хотя объективно, чем проще система, тем она надежнее, зато – чем она сложнее, универсальнее и «комплекснее», тем больше ее спектр возможностей в плане создания конструкций любых типов, высотности и геометрической конфигурации. Действительно, универсальная опалубочная система практически не имеет ограничений при бетонировании самых различных конструкций. Таким образом, специалисты отмечают, что современная комплектация опалубочных систем представляет собой весьма сложный набор сопутствующих монолитному строительству элементов. Среди них можно выделить следующие: стойки для опалубки, треноги, замки, стяжки, захват на опалубку, смазка для опалубки. Особое внимание следует обратить на необходимость наличия специального расчетного программного обеспечения. С его помощью появляется возможность на основании проектной документации осуществить расчет опалубки и определиться со спецификацией, то есть определить количество и ассортимент необходимых элементов для строительства конкретного объекта, спланировать последовательность работ. Также важно рассчитать необходимое количество транспортных единиц, что, в конечном счете, позволит оптимизировать смету затрат. Сейчас на российском рынке используется довольно много съемных опалубочных систем, причем как зарубежного, так и отечественного производства. Чаще других строители упоминают немецкие системы Меvа, Doka, Dalli, французскую опалубку Peri, белорусские «Модостр» и «Каскад», нашу «Опалубку русскую». Специалисты считают перспективными разработки, призванные повысить рентабельность и качество монолитного строительства за счет оптимизации сроков схватывания бетона. Особенно это актуально для работ в условиях отрицательного температурного режима окружающего воздуха. Вообще, известно, что выходом может стать использование опалубки, оборудованной греющей системой. Но для того чтобы подобные методы не только обеспечивали высокое качество поверхности конструкций, но и были экономически целесообразными, необходима опалубка, выполненная из материала с максимальной теплопроводностью. К таковым относится, например, стальная объемно-переставная опалубка. В собранном виде она представляет собой замкнутый объем, конструктивно напоминающий тепляк.

Андрей Мельников (по данным PERI, «Капитал Стройиндустрия», «Бизнес Порт»)

Источник: www.stroypress.spb.ru