Наши необозримые лесные угодья вызывают искреннюю зависть за рубежом. Шутка ли – почти четверть мировых запасов леса. Однако отечественный рынок малоэтажного деревянного домостроения все еще в стадии формирования.
Казалось бы, кому, как не России с ее многовековой историей деревянного домостроения и огромными запасами сырья, быть лидером на этом хорошо развитом мировом рынке. Ан нет! Сегодня Россия использует дерево в строительстве жилья в 20 раз меньше, чем некоторые европейские страны. Почему?
Ответ на этот вопрос уже не первый год ищут специалисты лесной отрасли и строители. А в последнее время о таком парадоксальном явлении задумались и чиновники высокого ранга. Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев уже неоднократно высказывался в пользу скорейшего развития индустрии деревянного домостроения и призывал федеральные и региональные власти совместно с бизнесом предпринять усилия для увеличения объемов малоэтажного строительства. Но бума мы пока не наблюдаем.
Сапожник без сапог
Однако эксперты отмечают, что в последние годы доля малоэтажных жилых домов постоянно увеличивается. Причем как в сельской местности, так и в городах. По данным Росстата, в 2006 году население построило на собственные и заемные средства почти 140 тысяч домов общей площадью около 20 млн кв. м. Это на 12% больше, чем в 2005 году. Объемы индивидуального строительства составили 40% нового жилого фонда. Что, безусловно, радует. Как и то, что в нынешнем году тенденция роста объемов малоэтажного строительства сохраняется даже в таких мегаполисах, как Москва и Петербург.
И все-таки соотечественники почему-то отдают предпочтение отнюдь не деревянным строительным материалам, и две трети вновь возводимых индивидуальных домов – кирпичные, блочные или монолитные. Как полагают специалисты, это происходит потому, что дома из деревянных строительных материалов, даже тех, которые позиционируются как доступные для малоимущих граждан, отнюдь недешевы. На стоимость деревянного дома, как, впрочем, и любого другого малоэтажного строения, существенное влияние оказывают не столько стоимость самой конструкции, сколько стоимость земли, коммуникаций и отделки.
В стране с огромными земельными ресурсами (и здесь мы тоже впереди планеты всей) создан дефицит земли, поэтому сегодня найти и получить свободные участки для массового деревянного строительства чрезвычайно сложно. Не лучше обстоят дела с прокладкой коммуникаций и созданием коммунально-бытовой базы – решение этих непростых вопросов, так или иначе, ложится на строителей. Свою весомую лепту в цену дома вносят отделочные материалы. За неимением качественных отечественных материалов строители вынуждены пользоваться импортными, а значит, довольно дорогими. В России некоторые виды плитных материалов, необходимых для строительства комфортных и экологичных домов, вообще не производятся. В таких условиях даже каркасные дома, себестоимость которых, как утверждают строители, невысока, многим становятся не по карману.
Неоправданно высокие цены – это существенная, но все же не главная причина неразвитости рынка деревянных домов. Есть много других причин. Из всех прочих специалисты выделяют и такую, которая на первый взгляд не кажется столь значительной, чтобы всерьез повлиять на состояние рынка. Как ни странно, но в России, стране бескрайних лесов и глубоких традиций деревянного зодчества, бренд деревянного домостроения не популярен. Этим мы изумляем весь мир, который уже несколько десятилетий активно и с любовью совершенствует индустрию деревянного домостроения, почитая древесину материалом исключительно технологичным.
То, что современный деревянный дом надежен, экономичен и, конечно же, экологичен, за кордоном понимает каждый. Спрос рождает предложение, и бизнес совместно с государством неустанно трудятся на этом поприще. Неудивительно, что деревянное домостроение в ведущих мировых странах вышло на первые позиции в строительстве малоэтажного жилья.
Материал индустриальной эпохи
Как показывают опросы, среднестатистический российский потребитель малоэтажного жилья желает получить прежде всего долговечную и надежную конструкцию, а потому отдает предпочтение кирпичу. Деревянный дом, по его понятиям, к надежным и долговечным не относится. А это не так. Даже каркасный или панельный дом, грамотно построенный, служит не одно десятилетие. Примером может стать малоэтажная Америка, где с середины прошлого столетия превалирует каркасная технология деревянного строительства. А в непрактичности американцев вряд ли можно заподозрить, как, впрочем, и японцев, которые в сейсмически неблагополучных районах, а это почитай вся страна, строят в основном каркасные дома.
С главными недостатками дерева, а к ним потребители традиционно относят подверженность гниению, поражение грибками и слабую огнестойкость, специалисты уже давно и успешно справляются. Существуют множество технологий и безвредные составы для обработки дерева: специальная сушка, прессование, различные пропитки, воздействие токами высокой частоты и прочее, прочее. Поэтому современные деревянные материалы не гниют и при пожаре не горят, а только тлеют. Недаром в Петербурге для восстановления погибшей в огне колокольни Троицкого собора был выбран клееный брус. Этот материал негорюч и позволяет значительно сократить сроки строительства при высокой надежности и прочности.
Скорость строительства – это фактор, которому российский потребитель зачастую не придает большого значения. За рубежом же возможность быстрого строительства жилья оценивается как одно из главных преимуществ, потому что там привыкли считать деньги и лишнего не потратят нигде.
Бревенчатый дом строится быстрее кирпичного, что уж говорить о домах каркасно-панельных, а тем более о модульных – последние собираются буквально за несколько дней. Второе высоко оцененное преимущество – пластичность дерева, его поистине неограниченные конструктивные и архитектурные возможности. К сожалению, наши граждане действительно мало знают о новых технологиях изготовления деревянных строительных материалов. Потому и заблуждаются.
Каким теплым может быть современный деревянный дом, знает каждый, кому довелось в нем жить или хотя бы гостить. Как в нем дышится! И неважно, собственно, за счет чего это удивительное качество достигается. Главное, что за рубежом такая роскошь доступна практически каждому. Там неустанно «сочиняют» новые технологии, совершенствуют, ищут и находят варианты обеспечения всех слоев населения комфортным жильем. Разных школ деревянного домостроения, течений, направлений существует множество. На нашем рынке они тоже есть, но индустрии деревянного домостроения и всенародной любви к деревянным домам мы, однако, не наблюдаем.
Не так страшен черт, как его «малютка»
К сожалению, у нас таких чертовых «малюток» много. И наши специалисты постоянно думают, как от них избавиться. А для этого скрупулезно изучают опыт развитых стран, где деревянное домостроение – серьезная и уважаемая государством отрасль промышленности.
Вопросы брендинга, отводения подготовленных к строительству участков земли и создания социальной инфраструктуры за рубежом уже давно решены.
К сожалению, просто взять и перенести их опыт на российскую почву не получится – слишком велики наши просторы и запутаны отношения бизнеса и власти.
Несколько лет назад бизнес стал активно изучать и осваивать зарубежные технологии малоэтажного деревянного строительства. В результате мы стали едва ли не единственной страной, где современные способы строительства из древесины представлены полностью. Мы уже все умеем, но прорыва нет, потому что нельзя объять необъятное.
Сегодня ставится вопрос о том, чтобы сделать приоритетными одну или несколько строительных технологий. Зачем это нужно? Чтобы утвердить наконец стандарты и нормы строительных материалов и строительных конструкций, как это сделано во всем мире. И если бизнесу и власти удастся договориться, то дело может сдвинуться с мертвой точки.
Спрашивается, кому нужна эта стандартизация? Абсолютно всем: и государству, и бизнесу, и даже желающим строить деревянный дом своими руками. Согласованные и рекомендуемые к употреблению стандарты позволят создать цивилизованный рынок деталей домов для любого потребителя, сократить сроки любого строительства. Ведь принцип ИКЕА, перенесенный в деревянное строительство, дает потрясающие результаты. Принцип этот гениально прост: гарантированное качество материала, высокая степень готовности и унифицированность деталей, из которых можно собирать разнообразные конструкции на любой вкус и кошелек. На этих трех китах стоит индустрия деревянного домостроения за рубежом, в частности в Финляндии.
Большой бизнес маленькой страны
Сегодня в Финляндии насчитывается около 50 заводов, которые поставляют строителям детали для деревянных домов – как каркасных, так и из цельной древесины. Вопросы стандартизации решены здесь давно, и то, что нам еще в диковинку, там является нормой. В отличие от российской, промышленность деревянного домостроения в Финляндии получает полностью подготовленные к использованию пиломатериалы и плиты, так что финские строительные организации – по сути, предприятия сборочные, а любая деревянная конструкция быстро собирается из готовых частей. Сортировать и «подгонять» стройматериалы на площадке там никому и в голову не придет.
Сортировка материалов по качеству, размерам и профилю ведется непосредственно на лесопильных предприятиях либо на специализированных. А распространение этой продукции осуществляется, как правило, через две торговые сети, которые работают в тесной взаимосвязи с предприятиями деревообрабатывающей и строительной промышленности.
Почему строители не работают с каким-то одним поставщиком материалов? Да потому что ни один производитель не может покрыть широкие потребности строительной организации. А вот торговые точки, которые финны называют логистическими центрами, обеспечивают строителей абсолютно всем необходимым для сборки домов. В них строитель может заказать и купить не только пиломатериалы, стеновые конструкции и плитный материал, но и окна, двери и практически все деревянные детали домов – вплоть до мелких столярных изделий.
Такой логистический центр является, с одной стороны, продавцом качественного материала, а с другой – инструментом маркетинга в изучении спроса на рынке деревянного домостроения. Строительные организации обращаются со своими нуждами в торговый центр, центр, который формирует заказ и передает его на предприятия, изготавливающие пиломатериалы и деревянные конструкции. Таким образом, исключается возможность перепроизводства или, напротив, дефицита продукции деревообработки, а финское деревянное домостроение обеспечивает себе устойчивое развитие.
Торговые сети доступны и строителям-индивидуалам, и тем, кто просто благоустраивает собственное жилище или производит мелкий ремонт. Стандартизация и здесь идет на пользу. Не будем забывать о том, что в Финляндии дерево активно используется не только в малоэтажном, но и в общем строительстве: городские пятиэтажки надстраиваются еще несколькими этажами из дерева – и это распространенная практика. Любимое дело – отделка помещений деревом и изготовление малых деревянных форм: беседок, террас, мостиков. Так что торговые сети работают буквально для всех.
Постскриптум
Адепты отечественного деревянного строительства сегодня много говорят о необходимости создания таких же торговых сетей в России. И с ними трудно не согласиться. И еще многое хотелось бы перенять.
В мире, например, широко развито модульное деревянное домостроение. Чем не решение пресловутого жилищного вопроса за счет современного и недорого способа промышленного строительства! В заводских условиях дом изготавливается частями-модулями, с внутренней и внешней отделкой, с готовой электрикой.
В кухне, например, могут быть встроены мебель и посудомоечная машина и даже повешены занавески. Модули перевозят на строительную площадку, собирают и подключают к коммуникациям. И через несколько дней можно заселяться в теплый и добротный дом.
Только вот наши специалисты говорят, что доставить такой модуль на российские строительные площадки не удастся – подходящих дорог в России нет…