Градостроительный совет на удивление доброжелательно обсудил проект застройки 8 га на Васильевском острове, ранее дважды подвергавшийся обструкции, - территории трамвайного парка Леонова. Его одобрили единогласно и сочли «одним из лучших за 50 лет», даже не вспомнив, что еще 8 месяцев назад объект считался «замороженным». В унисон архитекторам звучали и обещания инвестора превратить Петербург в культурную столицу мирового уровня. Для начала, например, трудоустроить на телефабрике (часть проекта, которая должна появиться только в 2012 году) уволенных с Пятого канала специалистов. Почему в сказку о благих намерениях девелопера верится с трудом?
Меняйте законы, концепция идет
Концепцию застройки согласовывали почти два года — причем отнюдь не по вине архитекторов и инвестора. «Когда представители будущего застройщика пришли к нам в первый раз, они были попросту шокированы, - рассказывают сотрудники Трамвайного музея, который расположен в бывшем трампарке. - Они понятия не имели о том, что тут есть какие-то вагоны и какие-либо учреждения. Им передали эту территорию как пустырь, на котором можно строить все, что угодно». Проект застройки два раза «заворачивали» на заседаниях Совета по сохранению культурного наследия — почти все здания на территории парка относились к вновь выявленным памятникам, и по поводу их статуса разгорались жаркие споры. Наконец, в сентябре 2009 года было решено перевести три «полусарая» (ангары для трамвайных вагонов) в объекты культурного наследия регионального значения. Однако вопрос с двумя зданиями, выходящими на Средний проспект, до сих пор не решен.
К чести архитекторов, они учли высказанные им претензии — работа, представленная на Градсовет, приятно поразила всех. «Надо же! - раздался голос из задних рядов. - Я был на Совете по культурному наследию, тогда проект так раздраконили, что я подумал - ничего не сделают. А они вытянули!». Остальные члены Совета были настроены еще более восторженно.
Работу Михаила Мамошина назвали «истинно петербургской», «духовной» и «душевной».
«Она перекликается с лучшими образцами архитектуры за последние 50 лет, - заявил Анатолий Столярчук. - Наконец-то проект, представленный нам, не наводит на грустные размышления о моральном кризисе».
Соблазна сравнить концертный зал на Васильевском со зданием «Мариинки-2» не избежал почти никто. «Вот там - ужас какой-то, - возмущались архитекторы. - Заполнен весь объем, к зданию ни подойти, ни подъехать, ни посмотреть на него. Сразу ясно — у авторов одни деньги на уме. А тут — свет, воздух, жизнь!». Расчувствовавшийся главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев предложил предоставить авторам проекта больше возможностей. «Вот сейчас из-за необходимости сохранять здания по Среднему проспекту вы вынуждены отодвигаться внутрь квартала. Надо бы изменить закон, по которому снесенные исторические постройки в охранной зоне надо восстанавливать в тех случаях, когда они образуют уличный фронт», - обратился он к зампредседателя КГИОП Алексею Комлеву. Тот, в свою очередь, заявил, что вопрос о снятии с бывших общежитий охранного статуса решен, а предложение архитекторов он только поддерживает. То, что общежития до сих пор заселены, по словам Митюрева, вопрос решаемый — с вице-губернатором Петербурга Романом Филимоновым уже договорились о переселении.
«Слушайте, - выступил с еще одним революционным предложением архитектор Михаил Кондиайн. - Вот сейчас форма купола концертного зала слегка принижена — из-за необходимости соблюдать высотный регламент. А если бы купол был повыше, то и форма была бы более острой и динамичной. Может, нам регламент приподнять?». Но эту идею не поддержали — видимо, как преждевременную.
Затраты поровну? Или по-братски?
В 2007 году администрация Петербурга расщедрилась и выделила венгерским партнерам участок в «золотом месте» - территорию бывшего трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. 8 га предоставлены целевым назначением, в качестве обременения - или подарка городу - тогда говорили, что концерн TriGranit должен построить филармонический концертный зал и современную телевизионную студию (на 3,5 га). Правда, теперь выясняется, что город эти объекты у них выкупит. Ну, а оставшуюся от культурных учреждений часть может использовать под коммерческую недвижимость и получать доход.
Стоимость проекта пока, по словам Краснова, определить нельзя — ориентировочно можно сказать, что она будет составлять чуть больше $1000 за квадратный метр построенных площадей. Сейчас на предпроектные проработки уже потрачено около $100 миллионов. Ориентировочные затраты на строительство телефабрики и концертного зала — около $750 миллионов, и именно эту сумму городу и предстоит возвращать. Интересно, что в марте 2009 года, по данным АРИН, строительство телефабрики было заморожено, но теперь обстоятельства, судя по всему, изменились.
Как пояснил представляющий заказчика Семен Краснов, исполнительный директор компании «Телеград», сейчас прорабатывается схема частно-государственного партнерства. «Начерно» будущее взаимодействие видится сторонам так: TriGranit до 2012 года за свой счет застраивает центральную часть квартала (ту, где и будут находиться концертный зал и телестудия), затем город выкупает у инвестора эти учреждения за 25 лет. То есть, обременение по едва ли не самой дорогой в городе земле получается временным — все затраты город инвестору компенсирует.
Доход TriGranit будет получать с коммерческой недвижимости, которую планирует построить во вторую очередь — к 2014-2015 году. Правда, смущает соотношение площадей — под будущий культурный комплекс отведено 34,8 тысяч квадратных метров, то есть меньше половины бывшего парка. Остальную часть должны занять гостиницы и «здания двойного назначения». Ощутимый «перекос» в сторону коммерции инвесторы объясняют тем, что на строительство «культурной» части приходится более половины всего объема затрат. Особенно дорогой, по их словам, будет телестудия (телефабрика).
Кроме того, по проекту предполагается «восстановить историческое зонирование Васильевского острова» - пробить 20-21-ю и 22-23-ю линии до Малого проспекта. Проезжая часть, как поясняет представитель заказчика, будет находиться в собственности города. Вопрос о том, за чьи средства она будет строиться, пока «на стадии обсуждения».
Прикинули, что у телефабрики и концертного зала обязательно будет доход и даже пообещали направлять его в городскую казну. Правда, кто будет эксплуатировать будущее телевизионное производство — неизвестно. На Градостроительном совете во время обсуждения концепции застройки прозвучало уверение, что объект будет востребован: во-первых, в Петербурге — острый дефицит подходящих для кино- и телесъемок площадей, и даже «Ленфильм» арендует помещения у «Леннаучфильма», а большинство сериалов вообще снимаются на Украине. «А теперь их будут делать у нас», - пояснил автор концепции архитектор Михаил Мамошин. Впрочем, как пояснили в TriGranite, компанию, которая будет эксплуатировать построенную телефабрику, город будет выбирать на тендерной основе. «И мы, разумеется, примем в конкурсе участие», - заверил Краснов.
Трамваям ехать некуда
Вопрос о судьбе трамвайного музея на Градсовете старательно не обсуждался. Упомянул об этом уникальном учреждении только автор проекта Михаил Мамошин: «Музей мы не собираемся сносить. Он остается». И после паузы добавил: «Пока».
Как позже объяснил корреспонденту «Фонтанки» Семен Краснов, возможны два варианта решения этого вопроса.
«Венгерская сторона очень хочет этот музей сохранить, - рассказал он. Венгры были совершенно очарованы этими старыми вагонами. В Будапеште тоже есть подобный, причем там даже сохранили целиком всю первую линию метро в ее историческом виде». По его словам, TriGranit мог бы взять на себя содержание старых трамваев, но для этого надо будет решить довольно много технических проблем. «Трамваи на ходу. Они могут ездить, но ездить им будет некуда — рельсы со Среднего проспекта снимут. Кроме того, чтобы содержать составы в порядке, нужно будет создавать техническое депо. Если мы решим эти вопросы, то музей останется на своем прежнем месте, - поясняет он. - Если не решим, то есть предложение передать экспонаты в Музей блокадного трамвая». В любом случае уничтожать экспонаты девелоперы не собираются.
Напомним, 20 ноября во многих СМИ прошло сообщение о том, что по распоряжению комитета по транспорту оборудование Музея трамвая (в том числе и музейные вагоны) в самое ближайшее время должно быть вывезено с территории трампарка, а сам музей ликвидирован. Представители КТ информацию не комментируют, официальный запрос «Фонтанки» остается без ответа с 20 ноября. Однако, по словам сотрудников музея, им уже дано распоряжение освободить территорию в срок до 5 декабря.
Сложно сказать, с чем связано стремление чиновников освободить участок земли на Васильевском. К строительным работам инвестор намерен приступать не раньше лета 2010 года, так что еще ближайшие полгода трамваи помешать ему не могут. Скорее, ГУП «Электротранс» и комитет по транспорту решили под предлогом реализации значимого для города культурного проекта избавиться от ненужной им собственности.
Справка:
TriGranit Development Corporation - крупнейшая в Венгрии девелоперская компания. На российском рынке недвижимости работает с января 2007 года. Стоимость инвестиционного портфеля проектов - 1,5 млрд евро. Акционерами являются Шандор Демьян (34%), Immoeast Immobilien Anlagen (25%), сопредседатель совета директоров Atticus Capital Натаниэль Ротшильд (12%), председатель совета директоров Barrick Gold Питер Мунк (19%), глава OTP Bank Шандор Чани (10%). Самым крупным проектом фонда TriGranit Development Corporation должно стать освоение территории Бадаевских складов в Московском районе. Здесь, на территории площадью 27 га будет построен общественно-деловой комплекс 950 тыс. м2, включая трехъярусные подземные парковки на 16,7 тыс. машиномест. Доминантой комплекса должна стать башня высотой 140 м, где разместится конгрессно-выставочный центр на 10 тыс. человек и гостиница на 1,5 тыс. номеров. Сейчас этот проект проходит различные стадии согласования. Как поясняют в компании TriGranit, с ним возникло очень много сложностей. Заявляла компания и о намерениях построить МФК в районе Витебского вокзала, но этот проект, по данным экспертов рынка, пока заморожен.
Кира Обухова