Открытие нового терминала Пулково, которое намечено на 4 декабря, оказалось омрачено художественным скандалом. ООО «Воздушные ворота Северной столицы» украсило интерьер зоны вылета четырьмя скульптурами ангелов с крыльями самолетов: их купили у галереи «Эрарта» за 160 тысяч евро. Блогеры обеспокоены - раньше, когда эти произведения демонстрировались на выставках, на крыльях были номера самолетов, которые когда-то потерпели катастрофу. Автор уверяет — общественность перепутала два разных проекта с двумя разными концепциями.
Открытие нового терминала Пулково намечено на 4 декабря. В зоне регистрации на первых пассажиров будут взирать четыре скульптуры из пластика, установленные на козырьках вспомогательных помещений. Скульптуры представляют собой ангелов, у которых вместо привычных крыльев из перьев – крылья самолетов различных модификаций, с детальной имитацией внешнего вида двигателей. Согласно данным сайта госзаказа, эти произведения обошлись ООО «Воздушные ворота Северной столицы», в управлении которого находится Пулково, в 160 тысяч евро.
Автор скульптур – известный, с некоторых пор петербургский, художник Дмитрий Шорин. В ноябре 2012 года они были представлены на выставке в известной галерее «Эрарта», у которой аэропорт впоследствии и приобрел произведения. Как сообщает пресс-служба «Эрарты», всего в этом проекте, под названием I believe in angels, 12 скульптур: помимо Петербурга они уже демонстрировались в Венеции, Нью-Йорке, Лондоне и Цюрихе. «Скульптуры можно назвать своеобразным воплощением мечты о летающем человеке, которой болели Леонардо да Винчи и русские футуристы и за которой, уже в наше время, последовал Феликс Баумгартнер», – говорится в сообщении галереи.
Однако в Интернете несложно найти слова самого автора несколько о другой концепции. В интервью порталу Hecho A Mano Дмитрий Шорин рассказывал об идее крылатых ангелов: «Изначально это был социальный проект. Хотелось показать человеческий фактор, разгильдяйство, которое у нас есть во всем. Техника же очень часто ни при чем, она подводит крайне редко. Мне хотелось показать это на примере авиационных трагедий. Крылья на скульптурах соответствуют полностью борту и модификации самолета. Размер крыльев по отношению к размерам тел девушек пропорционально равен размеру оригинальных крыльев по отношению к длине фюзеляжа. Девушки сидят в жанровых позах: кто-то за чашкой кофе, кто-то читает, кто-то в позе йоги. Это такие легкомысленные ангелы, которые должны были сберечь самолет с людьми, но они не сберегли, потому что были заняты тем, что не чуждо любому человеку. И из-за такого человеческого фактора этот самолет потерпел крушение».
Но и это еще не все. На выставках – например, в Цюрихе – на крыльях ряда скульптур были номера, утверждают в блогах. Несложный поиск в Интернете действительно показывает, что речь идет о номерах самолетов, которые когда-то потерпели крушение. При этом крылья ангела полностью соответствуют модификации воздушного судна.
Однако на скульптурах, которые закуплены Пулково, номеров нет. Например, они отсутствуют у ангела с надписью «СССР» на красном крыле, хотя в том же Цюрихе на аналогичной скульптуре был номер 67290. Когда-то его носил самолет Л-410М, который в 1982 году врезался в гору под Геленджиком. Погибли 18 человек.
Нет номера и у ангела, который, подняв руки, как будто делает шаг вперед. А на крылья аналогичного были нанесены цифры 651АА. Речь идет о «Боинге-757» American Airlines, который разбился при заходе на посадку в 1992 году в Колумбии (погибли 169 человек). Наконец, украсит Пулково и скульптура, похожая на которую была посвящена жертвам происшествия с аэробусом «А321» компании Airblue: в 2010 году он врезался в предгорья Гималаев в Исламабаде, число жертв – 152 человека.
Директор по развитию ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Дмитрий Руденко заявил «Фонтанке», что, приобретая эти скульптуры, аэропорт ничего не знал о том, чему они были посвящены изначально. «Никаких номеров на них не было. В процессе отбора мы проводили опросы, очень многим эти скульптуры нравились. Мы показывали их ведущим специалистам по современному искусству. "Эрарта" подавала нам эти работы так же, как сейчас описывает их в пресс-релизе», – говорит он. Напомним, что галерея называет их «воплощением мечты о летающем человеке».
В самой «Эрарте» нашему изданию сообщили, что эта концепция была указана во всех кураторских текстах и официальных пресс-релизах, другой идеологии у выставки не было. На вопрос, были ли номера раньше и куда они исчезли, в галерее ответили: «На скульптурах в Пулково номеров нет».
«На этих скульптурах нет и не должно быть никаких номеров! Все путают два разных проекта! Беда просто», - заявил «Фонтанке» сам художник.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»