Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко накануне первого заседания Совета по сохранению и развития исторического центра в эксклюзивной статье для «Фонтанки» - о том, что Смольный не ведет двойной игры и своей ключевой задаче. Редакция надеется, что аудитория «Фонтанки» и впредь сможет узнавать позицию руководителя города из первых рук.
30 октября на свое первое заседание соберется Совет по сохранению и развитию территорий исторического центра Санкт-Петербурга. Я сам настаивал на его создании, я его возглавляю, потому что по-прежнему считаю сохранение исторического центра своей первой и ключевой задачей. Когда с предыдущей датой проведения Совета случилась накладка, и мне пришлось уехать в командировку в Москву, звучали предложения провести Совет без меня. Я их не поддержал.
Наверное, если бы кто-то хотел слукавить, обманом выманить петербуржцев из их квартир, если бы Совет прикрывал какую-то реальную подготовку к принудительному переселению жителей исторического центра на окраины, события развивались бы иначе. Но мы перенесли Совет на тот день, когда я точно смогу в нем председательствовать - на 30-е октября. Потому что мы не ведем никакой двойной игры. Мы абсолютно искренне хотим сохранить для потомков наше бесценное достояние - исторический центр Санкт-Петербурга, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы понимаем, насколько сложны проблемы, связанные с решением этой задачи. И хотим обсуждать их открыто и честно.
К дискуссии приглашены все заинтересованные стороны, невзирая на их политическое кредо, отношение к власти и брошенные ими ранее слова. Интересы сохранения Санкт-Петербурга должны быть превыше каких-то обид, симпатий и антипатий. Думаю, что мы вправе ждать такого же отношения от всех участников дискуссии. Я умышленно не говорю «оппоненты», потому что у петербургского патриотизма нет альтернативы. Жить в нашем прекрасном городе и не любить его, и не желать ему добра, просто невозможно.
Великий русский философ Владимир Соловьев считал безнравственным любую попытку одного человека использовать другого человека в своих целях. Мне представляется безнравственным, когда в своих целях хотят использовать чистую и светлую по своей сути идею сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Когда жителям центральных районов подбрасывают в почтовые ящики листовки с призывом митинговать против принудительного выселения, которого – я говорил это не раз, но повторю еще – не будет. Когда депутаты, отлично знающие, сколько согласований должен получить черновик закона, только-только вышедший из-под пера разработчика, начинают пугать людей «смольнинским законопроектом», чуть ли не уже отправляемым в Государственную думу федеральным законом.
Совет по сохранению и развитию специально создавался при Правительстве города, как площадка для обсуждения всего комплекса проблем по историческому центру. Только завтра он соберется на свое первое заседание. Только завтра Совет может принять (и я надеюсь, примет) решение о создании рабочей группы, которая займется подготовкой предложений по внесению изменений в городские и федеральные законы. В эту группу обязательно войдут депутаты Законодательного собрания, представители Совета по сохранению культурного наследия, Союза архитекторов, других общественных и научных объединений. И только когда эта рабочая группа завершит свою деятельность, появится настоящий предмет для обсуждения, более-менее нормальный законопроект.
Мы много раз говорили, что план работы будет именно таким. Потому и были открыты общественности черновые наброски, по сути - рабочие материалы Правительства, чтобы дискуссия началась как можно раньше, и предложений для подготовки законопроекта набралось как можно больше.
Конечно же мне хорошо известно, кому не следует показывать полработы согласно русской поговорке. Я не знаю, сознательно или бессознательно предпринимались попытки приписать Смольному намерения, которых у нас не было и в помине. Очень надеюсь, что все участники завтрашнего заседания придут на Совет, оставив лукавство за дверями Лепного зала Смольного. И думать будут исключительно о благе Петербурга и петербуржцев. По-моему, наш город заслуживает именно такого, и только такого отношения к себе.