«Этот проект можно построить. Точка», - так оценил главное достоинство проекта канадских архитекторов, победившего в конкурсе на архитектурное решение фасадов второй сцены художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Совместная заявка нынешнего генпроектировщика подземной части Мариинки-2 «КБ ВиПС» и канадской мастерской Diamond & Schmitt Architects, как и предполагалось, выиграла у 4-х допущенных до конкурса соперников за явным преимуществом. Ближайшего преследователя канадцы по оценкам жюри превзошли на 14 балов, получив 94 из 100 возможных.
Для оценки проектов был применен арифметический подход: все члены комиссии, среди которых были и люди весьма далекие от архитектуры (например, Сергей Стадлер, Лариса Вербицкая или Герман Греф) использовали «математический анализ» и выставили свои оценки по каждому из критериев. Какие-то субъективные мнения могли быть лишь в вопросе самого облика будущего театра.
«КБ ВиПС» запросило за свои услуги максимально возможную стоимость — 300 миллионов рублей. Однако, как и предупреждали критики объявленного Министерством культуры конкурса, ни стоимость работ, ни даже само архитектурное решение по его условиям не были самым важным критерием оценки. Большую часть баллов победителю принесли небольшой срок работ по проектированию (они запросили меньше всех - 9,5 месяцев), а также опыт проектирования театров, объем освоения госказа и т.д. И опыт, и небольшой срок объясняются просто — первый приобретен все на той же второй сцене Мариинского театра, а второй удалось сократить, так как «КБ ВиПС» лучше всех знакомы со своей же документацией. Ведь авторам архитектурного решения, по сути, было предложено лишь сделать «драпировку» для уже запроектированной ими коробки здания.
«Мы переходим из состояния неопределенности в режим работы. Коллектив театра ждет. Перро поставил нас в трудное положение, а теперь есть проект, который можно реализовать. Кроме того, его эксплуатация будет стоить разумных денег», - заявил после почти двухчасового заседания конкурсной комиссии Валерий Гергиев. Министр культуры Александр Авдеев заверил журналистов, что срок «к 2011 году», установленный премьер-министром РФ Владимиром Путиным, будет выполнен. А Гергиев дал свое торжественное обещание — получив вторую сцену, театр сделает всё для того, чтобы Петербург сделал еще один шаг к культурной столице мира.
Не вполне понятно только одно — зачем понадобилось проводить конкурс, если документация к нему была составлена таким образом, что практически не давала шансов бороться с фаворитами. Впрочем, министр культуры Александр Авдеев по-прежнему уверен — шансы были у всех.
«Конечно, можно было бы словчить, найти лазейки в 94-м законе и заключить без конкурса контракт с канадской компанией, но это было бы несправедливо по отношению к талантливым мастерским, которые хотели предложить свои варианты», - заявил министр культуры.
«Было 19 проектов, которые показывали мне в Северо—Западной дирекции. Их готовили многие профессионалы, а зачастую и полупрофессионалы. Конечно, мы потеряли несколько месяцев, проводя конкурс. Но это было необходимо», - заявил Гергиев. Тем же, кто сомневается в победителе, Гергиев вновь предложил организовать массовую поездку в Торонто — там Diamond & Schmitt Architects построили оперный театр.
Заметим: в итоге выяснилось, что горожанам не покажут и окончательный проект. Никаких выставок не будет. Зато его все-таки покажут петербургским архитекторам, так как, по мнению главного архитектора Петербурга Юрия Митюрева, победивший проект все-таки довольно сырой и «с ним надо поработать». Работать будут Градсовет и Валерий Гергиев. Но серьезного изменения облика канадского проекта вряд ли стоит ожидать.
Напомним, что в финал вышли пять мастерских: «КБ ВиПС», представляющая канадское бюро Diamond & Schmitt Architects, «Ленгипротранс», 22-ая мастерская ОАО «Моспроект», мастерская «А. Лен», выступающая в сотрудничестве с немцами Braun & Schlockermann-Arcadis, и "Московский проектный научный институт объектов культуры, спорта и отдыха", который возглавляет московский архитектор, глава Союза архитекторов Андрей Боков.
Ранее были отсеяны: распиаренный и считавшийся одним из фаворитов проект московского архитектора Алексея Денисова, австрийский архитектор Ханс Холляйн (еще недавно он сам определял победителя в конкурсе на театр Эйфмана) и авторы «Охта центра» «RMJM Scotland», а также петербургская компания «ЛенПолпроект».
Отказаться от проекта французского архитектора Доминика Перро, выбранного на конкурсе в 2003 году пришлось в 2008-м — чиновниками было заявлено, что проект французского архитектора содержит около 400 ошибок и не может быть выполнен.