Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 октября 2013 11:07      371

Вокзалы в ожидании

До конца года РЖД обещает объявить открытый конкурс и затем сдать в аренду все 335 крупных железнодорожных вокзалов, включая петербургские. Коммерческие площади петербургских вокзалов будут увеличивать за счет строительства подземных этажей и надстроек.


Транспортно-развлекательный, культурно-пересадочный


АО «РЖД» решило извлекать больше прибыли из вокзалов. Для этого крупные железнодорожные узлы планируется превратить одновременно в торгово-развлекательные и транспортно-пересадочные комплексы. Летом прошлого года РЖД утвердило «Концепцию эффективного использования вокзалов до 2030 года». Этот документ теперь как библия для железнодорожников. В нем много страниц, и реализовываться он будет по частям. Если коротко, то сначала вокзалы отремонтируют и модернизируют, а потом превратят в сеть однотипных многофункциональных комплексов.

Как объясняют в Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ), цель этих перемен – превратить каждый вокзал в «город в городе». Чтобы там можно было не только купить билет, сходить в туалет и сесть на поезд, но также заняться полноценным шопингом, посетить кинотеатр, снять номер в гостинице. И это не все. В утвержденном железнодорожниками документе обозначены и более глобальные цели. Например, они собираются бороться за повышение эмоционального фона(?). Вот что говорится в документе:

«Помимо включения в вокзальный комплекс культурно-развлекательных зон обслуживания пассажиров и населения города, непосредственно на территории вокзала могут проводиться городские праздники, вокзалы могут стать местом проведения выставок музейных экспонатов и современных объектов искусства, площадкой для проведения концертов и т. п. Все это улучшает эмоциональный фон у городского населения и уровень его культуры».

На первом этапе – до 2015 года – РЖД планирует модернизировать и обеспечить «восстановление технико-эксплуатационного состояния вокзалов» Москвы, Петербурга, а также всех городов с населением более 200 тысяч человек.

В это же время должен быть составлен поэтапный план создания на основе вокзалов сети многофункциональных ТПУ (транспортно-пересадочных узлов).

Должны быть утверждены инвестиционные проекты и разработана градостроительная документация в соответствии с этими проектами.

По расчетам РЖД, на реконструкцию и модернизацию вокзалов до 2015 года потребуется около 30 млрд рублей, при этом общий экономический эффект от реализации программы (в национальном масштабе на ВВП страны) за период с 2009 по 2015 годы составит около 85 млрд рублей.

Второй этап Концепции предусматривает непосредственно реализацию инвестиционно-строительных проектов комплексного развития территорий – зон влияния железнодорожных вокзалов и создания многофункциональных пассажирских ТПУ. При этом вокзалы – как прописано в документе – превратятся в центры различной направленности, в зависимости от их дополнительных услуг. То есть, вероятно, появятся общественно-деловые вокзалы, культурно-развлекательные вокзалы, торгово-финансовые вокзалы. Или «сочетающие в том или ином соотношении все указанные элементы», – говорится в документе.

Пилотным проектом стал Курский вокзал Москвы. Его превращение уже началось. После реконструкции его площадь увеличится с 31 тысячи до 120 тысяч квадратных метров (первоначально в РЖД хотели вырастить его до 790 тысяч квадратов). Инвестиции в проект составят от 15 до 30 миллиардов рублей. Вокзал совместит три вида транспорта – автомобильный, железнодорожный и воздушный, потому что на крыше построят вертолетную площадку. В планах Дирекции железнодорожных вокзалов, как говорится на официальном сайте, реализовать аналогичные проекты в Санкт-Петербурге, Ростове и Нижнем Новгороде.

 

Раскопают и надстроят


Как рассказали «Городу 812» в филиале РЖД – Октябрьской железной дороге (ОЖД) – до 2015 года в Петербурге будут реконструированы Московский, Финляндский, Балтийский, Витебский и Ладожский вокзалы. До 2030-го года – вокзалы Новгорода, Пскова, Волховстроя и Великих Лук. До конца 2013-го должны завершиться работы по капитальному и текущему ремонту на всех вокзалах Северной столицы.

– Согласно утвержденной инвестиционной программе, в 2012 году выполнены проектно-изыскательские работы по Московскому, Финляндскому, Балтийскому, Ладожскому вокзалам. На сегодняшний день концепции проходят согласования с администрацией региона, также разрабатываются финансово-экономические модели проектов, – сообщили «Городу 812» в ОЖД.

По словам железнодорожников, внешний облик петербургских вокзалов должен остаться прежним. Но изнутри они станут больше.

– Коммерческие площади увеличат за счет подземных помещений и надстроек. Но никаких утвержденных проектов пока нет. По каждому вокзалу все очень индивидуально, – объясняют в ОЖД.

Как именно это увеличение реализуют, не ясно, учитывая, что практически все городские вокзалы охраняются как памятники. На новых – подземных и надстроенных – этажах должны разместиться парковки, гостиницы, площади для арендаторов.

Привокзальные территории для расширения коммерции РЖД в Петербурге использовать не может, так как эти земли находятся в ведении городских властей.

– До конца года ОАО «РЖД» будет объявлен открытый конкурс, согласно которому все 353 вокзальных комплекса Дирекции железнодорожных вокзалов будут переданы в аренду на 25 лет с обязательством инвестирования в проект порядка 600 миллиардов рублей. Одно из условий конкурса – владельцем контрольного пакета акций совместного с компанией-победительницей предприятия будет ОАО «РЖД», – сообщили «Городу 812» в ОЖД.

Получить более внятных объяснений не удалось.

– Эта информация публичной огласке не подлежит, – заявляют в пресс-службе ОЖД.

 

Один пассажир даст в два раза больше


Превращать железнодорожные вокзалы в транспортно-развлекательные комплексы в РЖД собираются за счет собственных средств (но не более 30%), частных инвестиций и денег из госбюджета. Доходность вокзалов хотят увеличивать за счет вовлечения в коммерческий оборот дополнительных площадей и привлечения крупных сетевых операторов. В итоге доходы РЖД в пересчете на одного пассажира должны увеличиться более чем в два раза. Также в два раза должны вырасти и доходы от использования одного квадратного метра вокзала.

В компании делают ставку на сетевиков, чтобы создать на всех вокзалах «единые по качеству» услуги. Компании-операторы, помимо внесения текущей арендной платы, оплачивают опционные платежи за право работать на железнодорожной инфраструктуре в размере 100 – 130 млн рублей ежегодно, а также инвестируют средства в развитие инфраструктуры.

Первые аукционы по сдаче в аренду оптом сетевикам площадей на вокзалах страны состоялись в 2010 году. Первый конкурс в сегменте «розничная торговля» выиграла компания «Транскондитер» с ларьками по продаже кондитерских изделий и шоколадок. Первый аукцион на установку платежных терминалов выиграла компания «Оплата Экспресс». Среди аптечной торговли победила «Трансфарма». Автомобильными перевозками занимается РЖД-такси.

К 2014 году Дирекция железнодорожных вокзалов намерена увеличить присутствие сетевых операторов на вокзальной инфраструктуре до 4200 объектов. Сейчас их 3379.

По прогнозам Дирекции железнодорожных вокзалов, в 2014 году рост объектов ожидается в общепите (оператор – ОАО «Питание на вокзалах») – с 80 до 126 объектов; в розничной торговле (операторы – ОАО «ТрансКондитер» и ОАО «ТрансМаркет») – со 164 до 219 объектов. Количество платежных терминалов (оператор – ООО «Оплата Экспресс») вырастет с 658 до 715; вендинговых аппаратов (операторы – ЗАО «ТрансВенд» и ЗАО «ВендСервис») – с 1288 до 1608 штук.

Однако в бизнес-среде отмечают, что сотрудничество с РЖД ладится не у всех сетевых арендаторов, так как не всем удается легко приспособиться к часто меняющимся условиям игры, которые диктует РЖД.

На развитие вокзалов в России до 2030 года уже выделено 300 млрд рублей, еще 200 млрд рублей будет вложено в развитие вокзалов Москвы. Петербургские вокзалы пока ни в каких конкретных планах по развитию не участвуют.

Возможно, это связано с тем, что до сих пор почти всеми коммерческими площадями пяти питерских вокзалов управляет один оператор – многопрофильный холдинг «Форум», совладельцем которого является бизнесмен Дмитрий Михальченко (бизнесмен все последние годы входит в топ-100 влиятельных петербуржцев, которые составляет «Город 812». Кроме управления коммерческими площадями на вокзалах, «Форум» занимается постройкой нового порта в Бронке). В рамках новой концепции, реализуемой РЖД, такая форма вряд ли в дальнейшем окажется приемлемой. И у «Форума» нет шансов остаться в вокзальном бизнесе в прежнем качестве. Но это в теории.

Мария Гордякова


Основные целевые показатели реализации концепции эффективного использования вокзалов

 

 

2009

2013

2015

Доходы на 1 пассажира, руб.

13,77

28,93

31,68

Расходы на 1 пассажира, руб.

12,62

17,15

18,55

Доходы на 1 кв. м вокзальных площадей, руб.

6182

13610

15244

Доходы на одного работника ДЖВ, тыс. руб.

537

1182

1324

 

С кого берет пример РЖД


В Дирекции железнодорожных вокзалов «Городу 812» сообщили, что «постоянно следят за развитием современных мировых тенденций и систем управления» ж.д. комплексами.

Железнодорожникам нравится опыт Италии в части создания отдельной управленческой структуры по управлению средними вокзалами. По части заботы об инвалидах в РЖД готовы ориентироваться на Европу. А в целом готовы использовать опыт Японии по управлению многофункциональными комплексами, на базе которых создаются транспортно-пересадочные узлы.

Например, в компанию "Tobu Railway Co., Ltd. "входят 103 дочерние компании и 13 филиалов: 44 – транспортных, 29 – развлекательных, 6 – недвижимости, 21 – розничных продаж, еще 23 филиала, связанных со строительством, инженерными услугами и пр. Основными держателями акций таких компаний являются банки и другие финансовые институты.

Источник: Город 812