До конца года городским властям предстоит утвердить новую систему капремонта жилого фонда. Она довольно подробно прописана в Жилищном кодексе РФ, поэтому никаких сенсаций тут не будет. Жителей и пламенных борцов за их права больше всего интересует размер платы за капремонт, которую с 1 января будут включать в квартирную квитанцию. Но куда более интересна идеология очередной реформы. Ее можно объяснить так: каждый гражданин обязан платить налоги, которые идут на содержание правоохранительных органов. В случае, если гражданина зарежут на улице, он от уплаты такого налога освобождается.
Спасет ли Фонд капремонта дома от разрушения?
Год назад Дума приняла поправки в Жилищный кодекс, которые установили следующий механизм финансирования капремонта общего имущества многоквартирных домов. Собственники квартир ежемесячно платят определенную сумму либо в государственный фонд, который учреждает субъект Федерации, либо откладывают на специальном счете своего дома. Региональные власти проводят мониторинг жилого фонда и пишут программу его капремонта. В ней указывается год проведения ремонта и вид необходимых работ для каждого многоквартирного дома, находящегося на территории субъекта. Далее Жилищный кодекс последовательно содержит два если не взаимоисключающих, то, по крайней мере, спорящих друг с другом пункта. Во-первых, не допускается отдаление сроков ремонта и уменьшение объема работ, которые указаны в программе. Во-вторых, программа должна актуализироваться не реже раза в год.
Собственники квартир должны определиться, доверят ли они деньги государственному фонду или будут собирать их на счету дома. В первом случае, накопив определенную сумму, они могут перестать платить взносы. Государственный фонд формируется не только за счет платы граждан, но и путем бюджетных субсидий.
Когда приходит срок ремонта, тем, кто отдает деньги государству, все отремонтирует фонд. Он же будет выступать и заказчиком работ. Граждане, распоряжающиеся деньгами сами, смогут выбирать подрядчика самостоятельно. Если денег на счету не хватает или собственники не производят ремонт в срок, указанный в программе, Жилищный кодекс решает вопрос просто: всякая самостоятельность ликвидируется, деньги с индивидуального счета передаются в региональный фонд, и он организует капремонт на общих основаниях.
Схема явно не приветствует частную инициативу: накопить на индивидуальном счете сумму, достаточную для серьезного капремонта, практически невозможно. Значит, как только придет срок ремонтироваться, этот счет перейдет под контроль фонда.
Оно развалилось
Но проблема даже не в том, что распределять многомиллиардные подряды на капремонт будут не ответственные собственники квартир (существующие, впрочем, почти исключительно в воображении окологосударственных либералов), а чиновники. Система, построенная по принципу обязательного страхования, на самом деле является таковой лишь частично – в смысле слова «обязательный». Потому что, принудительно собирая с граждан плату за капремонт, государство не берет на себя никаких обязательств. Оно даже не дает гарантий, что дом, жители которого много лет будут исправно платить эти взносы, в один прекрасный момент не развалится.
Более того, такая возможность прямо предусматривается Жилищным кодексом, который освобождает от платы за капремонт жителей аварийных домов, подлежащих сносу. Можно было бы предположить, что речь идет о домах, ставших аварийными до появления этой замечательной программы. Но нет. Детально прописывается механизм, как возвращать деньги тем, кто платил-платил за капремонт своего дома, а потом он вдруг, не дождавшись капремонта, развалился. Хотя в этом случае налицо вина властей, которые должны обеспечить мониторинг состояния жилых домов (ст. 167 ЖК). А если дом развалился – значит, мониторинг провели плохо, угрозу не смогли вовремя выявить и устранить.
Лишне говорить, что никаких компенсаций на этот случай не предусмотрено. Фонд отвечает только за последствия некачественно проведенного ремонта, да и то – лишь в размере той суммы, которую внесли жильцы пострадавшего дома.
Тем временем в Смольном
Обозначив генеральную линию, Жилищный кодекс предписал регионам принять свои законы, конкретизирующие некоторые цифры. В Петербурге такой закон до сих пор не принят – только в середине октября Смольный внес его в ЗакС. При этом ни одной цифры там нет – фактически это набор цитат, надерганных из самого Жилищного кодекса. А вся конкретика будет в подзаконных актах городского правительства. Кроме того, городские власти успели учредить региональный фонд капремонта (было это пару недель назад) и отписали в бюджете следующего года ему субсидий на 7 миллиардов рублей. Неофициально называлась и ставка платы на капремонт – от одного до нескольких рублей за квадратный метр в месяц.
Единственная подробность в написанном Смольном законе – критерии, по которым будет оцениваться состояние домов в программе капремонта. Их всего 3, но они предполагают, в частности, мониторинг физического износа технических элементов зданий. То есть это не просто кабинетная задача поделить год постройки здания на износ по нормативу, а серьезная работа в поле.
Как известно, за обследование 418 домов в кварталах Конюшенная и Новая Голландия в рамках программы сохранения исторического центра Смольный заплатил 340 миллионов рублей. Если экстраполировать эти данные на весь жилой фонд Петербурга (около 20 тысяч домов), то получится сумма в 17 миллиардов рублей. Может быть, несколько меньше, с учетом того, что это все-таки не программа сохранения исторического центра, а всего лишь программа капремонта. Однако сумма все равно будет внушительной.
Хотя о выделении такой внушительной суммы никто ничего не слышал, программа капремонта, рассчитанная на 25 лет, городским правительством, как выясняется, уже подготовлена. Об этом «Городу 812» сообщил один из чиновников Смольного. По его словам, вместе с ней написаны и все необходимые правительственные постановления, которые будут приняты сразу после вступления в силу закона. В частности, городские власти, как утверждается, думают над механизмом страхования рисков, которые возникнут при реализации программы. Что логично, потому что ситуация, когда люди платят за капремонт, а потом их дома разваливаются и никто никому ничего не должен, выглядит немного нелепой.
Антон Мухин