План реформирования строительной отрасли, которому присвоили модное название «Дорожная карта», участники рынка встретили настороженно. С одной стороны, и бизнес, и различные надзорные ведомства должны только радоваться упрощению разрешительных процедур. С другой — формулировки законопроекта и предлагаемые инициативы наводят на мысли о расширении поля для злоупотреблений. Причем, ответственность за последствия государство нести не будет — это станет проблемой застройщиков и страховых компаний, а в конечном итоге — ляжет на плечи рядовых потребителей.
Быстрее, короче, дешевле
«Дорожная карта» строительной отрасли предполагает упрощение жизни застройщиков и девелоперов. По распоряжению правительства РФ № №1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», к 2015 году запланировано сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 15-ти. Время прохождения проекта через различные инстанции должно уменьшиться с 453 дней до 130-ти.
Для ускорения процесса разработан целый комплекс мер: отменяется категория использования земель, вместо них девелоперы и органы власти должны руководствоваться схемами территориального зонирования. И, если документы территориального планирования не будут утверждены до 1 января 2013 года, то земельные участки из государственной собственности будут переданы в муниципальную. В дальнейшем именно местные власти будут нести ответственность за разработку градостроительной документации, правда, эта работа может быть выполнена и по инициативе частных инвесторов (или владельцев земельных участков).
Экспертизу, кроме особо опасных объектов, смогут проводить и негосударственные компании, а при положительном заключении по проектной документации разрешение на строительство больше получать не придется — достаточно будет письменно уведомить местные органы о начале работ. Существенно упрощается и порядок ввода объекта в эксплуатацию — в декабре 2012 года должен быть разработан механизм участия страховых и саморегулируемых организаций при определении, насколько соответствуют построенные здания требованиям законодательства. А с декабря 2013 года эти правила должны быть утверждены, причем, с 1 января 2018 года застройщика обяжут нести финансовую ответственность на весь период гарантийного срока эксплуатации построенного объекта.
За землю и волю
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию. «Идея либерализовать законодательство может быть воспринята только положительно, - прокомментировал «Квадрат.ру» Юрий Халимовский, старший юрист практики по земельному праву, недвижимости и строительству «Пепеляев групп», - но настораживает то, что при воплощении этих замыслов в жизнь возможность злоупотреблений значительно возрастет».
- Идея отмены категории земель связана с тем, что будет завершена документация, необходимая по Градостроительному кодексу. За 5 лет не много регионов, если не считать Петербурга и еще нескольких городов, подготовили документацию. И очевидно, что до 1 января едва ли успеют доделать, - рассуждает Халимовский. - То есть, готовить планы развития будут местные власти. Но если они за 7 лет так и не поняли, как это делать, то какого качества документы мы получим на выходе?
Беспокоит юриста возможность злоупотреблений. «Публичные слушания предлагается сделать необязательными, - замечает он. - То есть, даже такого механизма регулирования уже не остается. А разрабатывать схемы зонирования можно будет по инициативе частных лиц. И получаем замечательную возможность — некий недобросовестный застройщик, находясь в дружеских отношениях с местной властью, готовит схемы в своих интересах — к примеру, участки, которые могут быть интересны его конкурентам, получают такое назначение, что их просто нельзя будет использовать». При этом, подчеркивает Халимовский, единственным способом борьбы со злоупотреблениями остается судебный контроль. Следовательно, возрастает и так уже чрезмерная нагрузка на суды, а разбирательства могут длиться годами, и от этого процесс получения разрешений едва ли ускорится.
Напомним, в стране очень много земель, не прошедших кадастровый учет. И, если судить по Ленинградской области, то за прошедший год серьезных мер по разработке территориальных планов так и не было сделано. Да и в Генеральный план развития Петербурга вносятся очередные корректировки.
Кто заплатит за низкое качество?
Смущение вызвали у игроков рынка и намерения смягчить процедуру прохождения экспертизы и переложить ответственность за недостаточно высокое качество строительства на застройщиков и страховщиков. Во время форума ProEstate тему обсуждали бурно, но к единому мнению так и не пришли.
«Наших законодателей качает из стороны в сторону, - заметил во время обсуждения Федор Цурилов, вице-президент по правовым вопросам АО «ЮИТ Ракеннус». - Сначала была идея все жестко регламентировать, а теперь другой поворот - снять всю ответственность. Пусть бизнес сам всем занимается».
«Это может привести к самострою, снижению качества строительства», - предупреждает он. Высказывают подобные опасения и другие застройщики, хотя предпочитают заявлять свое мнение на условиях анонимности.
Страховщики тоже не в восторге. Татьяна Гитина, заместитель директора по страхованию страховой компании «Согласие», недоумевает: «Страхование ответственности – это страхование перед третьими лицами. А третьи лица – это те, кто не имеет договорных отношений со страхователем. Управляющая компания заключает договор с объектом, и в этом случае такие отношения застраховать нельзя. Вводя какую-то инициативу, надо ещё перестраивать законодательство таким образом, чтобы ответственность вообще можно было застраховать», - отмечает она.
Юристы идут еще дальше. Халимовский, основываясь на своей практики, приводит пример: «Допустим, застройщик застраховал объект, начал строительство, затем обанкротился — таких случаев достаточно, и исчез. И кто в этом случае будет нести ответственность?» «Причем, исчезнуть компания может и после завершения строительства — как, например, «Строймонтаж». А с кого в этом случае будут спрашивать за какие-либо недостатки, выявившиеся раньше, чем кончится гарантийный срок?» - добавляет он.
Призывают тщательно продумать все положения нового законопроекта и госслужащие. «Надо взвешенно и сбалансировано сформулировать обязанности застройщиков, проектировщиков и страховых компаний, чтобы в результате была исключена возможность некачественного строительства», - комментирует Денис Давыдов, замначальника государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
Впрочем, есть и оптимистичные точки зрения. Так, директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» Станислав Логунов убежден, что институты экспертизы «не умрут». По его мнению, в детальной оценке качества и самого проекта, и построенного объекта недвижимости будут заинтересованы прежде всего те, кто несет финансовую ответственность — страховые компании, банки, выдавшие кредит на строительство и т.д. В компании «Эталон-ЛенСпецСМУ» полагают, что «ответственные застройщики» все равно будут проводить экспертизы своих проектов — чтобы не терять свое лицо и предоставлять потребителю качественный продукт.
Елена Алексеева
Быстрее, короче, дешевле
«Дорожная карта» строительной отрасли предполагает упрощение жизни застройщиков и девелоперов. По распоряжению правительства РФ № №1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», к 2015 году запланировано сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 15-ти. Время прохождения проекта через различные инстанции должно уменьшиться с 453 дней до 130-ти.
Для ускорения процесса разработан целый комплекс мер: отменяется категория использования земель, вместо них девелоперы и органы власти должны руководствоваться схемами территориального зонирования. И, если документы территориального планирования не будут утверждены до 1 января 2013 года, то земельные участки из государственной собственности будут переданы в муниципальную. В дальнейшем именно местные власти будут нести ответственность за разработку градостроительной документации, правда, эта работа может быть выполнена и по инициативе частных инвесторов (или владельцев земельных участков).
Экспертизу, кроме особо опасных объектов, смогут проводить и негосударственные компании, а при положительном заключении по проектной документации разрешение на строительство больше получать не придется — достаточно будет письменно уведомить местные органы о начале работ. Существенно упрощается и порядок ввода объекта в эксплуатацию — в декабре 2012 года должен быть разработан механизм участия страховых и саморегулируемых организаций при определении, насколько соответствуют построенные здания требованиям законодательства. А с декабря 2013 года эти правила должны быть утверждены, причем, с 1 января 2018 года застройщика обяжут нести финансовую ответственность на весь период гарантийного срока эксплуатации построенного объекта.
За землю и волю
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию. «Идея либерализовать законодательство может быть воспринята только положительно, - прокомментировал «Квадрат.ру» Юрий Халимовский, старший юрист практики по земельному праву, недвижимости и строительству «Пепеляев групп», - но настораживает то, что при воплощении этих замыслов в жизнь возможность злоупотреблений значительно возрастет».
- Идея отмены категории земель связана с тем, что будет завершена документация, необходимая по Градостроительному кодексу. За 5 лет не много регионов, если не считать Петербурга и еще нескольких городов, подготовили документацию. И очевидно, что до 1 января едва ли успеют доделать, - рассуждает Халимовский. - То есть, готовить планы развития будут местные власти. Но если они за 7 лет так и не поняли, как это делать, то какого качества документы мы получим на выходе?
Беспокоит юриста возможность злоупотреблений. «Публичные слушания предлагается сделать необязательными, - замечает он. - То есть, даже такого механизма регулирования уже не остается. А разрабатывать схемы зонирования можно будет по инициативе частных лиц. И получаем замечательную возможность — некий недобросовестный застройщик, находясь в дружеских отношениях с местной властью, готовит схемы в своих интересах — к примеру, участки, которые могут быть интересны его конкурентам, получают такое назначение, что их просто нельзя будет использовать». При этом, подчеркивает Халимовский, единственным способом борьбы со злоупотреблениями остается судебный контроль. Следовательно, возрастает и так уже чрезмерная нагрузка на суды, а разбирательства могут длиться годами, и от этого процесс получения разрешений едва ли ускорится.
Напомним, в стране очень много земель, не прошедших кадастровый учет. И, если судить по Ленинградской области, то за прошедший год серьезных мер по разработке территориальных планов так и не было сделано. Да и в Генеральный план развития Петербурга вносятся очередные корректировки.
Кто заплатит за низкое качество?
Смущение вызвали у игроков рынка и намерения смягчить процедуру прохождения экспертизы и переложить ответственность за недостаточно высокое качество строительства на застройщиков и страховщиков. Во время форума ProEstate тему обсуждали бурно, но к единому мнению так и не пришли.
«Наших законодателей качает из стороны в сторону, - заметил во время обсуждения Федор Цурилов, вице-президент по правовым вопросам АО «ЮИТ Ракеннус». - Сначала была идея все жестко регламентировать, а теперь другой поворот - снять всю ответственность. Пусть бизнес сам всем занимается».
«Это может привести к самострою, снижению качества строительства», - предупреждает он. Высказывают подобные опасения и другие застройщики, хотя предпочитают заявлять свое мнение на условиях анонимности.
Страховщики тоже не в восторге. Татьяна Гитина, заместитель директора по страхованию страховой компании «Согласие», недоумевает: «Страхование ответственности – это страхование перед третьими лицами. А третьи лица – это те, кто не имеет договорных отношений со страхователем. Управляющая компания заключает договор с объектом, и в этом случае такие отношения застраховать нельзя. Вводя какую-то инициативу, надо ещё перестраивать законодательство таким образом, чтобы ответственность вообще можно было застраховать», - отмечает она.
Юристы идут еще дальше. Халимовский, основываясь на своей практики, приводит пример: «Допустим, застройщик застраховал объект, начал строительство, затем обанкротился — таких случаев достаточно, и исчез. И кто в этом случае будет нести ответственность?» «Причем, исчезнуть компания может и после завершения строительства — как, например, «Строймонтаж». А с кого в этом случае будут спрашивать за какие-либо недостатки, выявившиеся раньше, чем кончится гарантийный срок?» - добавляет он.
Призывают тщательно продумать все положения нового законопроекта и госслужащие. «Надо взвешенно и сбалансировано сформулировать обязанности застройщиков, проектировщиков и страховых компаний, чтобы в результате была исключена возможность некачественного строительства», - комментирует Денис Давыдов, замначальника государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
Впрочем, есть и оптимистичные точки зрения. Так, директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» Станислав Логунов убежден, что институты экспертизы «не умрут». По его мнению, в детальной оценке качества и самого проекта, и построенного объекта недвижимости будут заинтересованы прежде всего те, кто несет финансовую ответственность — страховые компании, банки, выдавшие кредит на строительство и т.д. В компании «Эталон-ЛенСпецСМУ» полагают, что «ответственные застройщики» все равно будут проводить экспертизы своих проектов — чтобы не терять свое лицо и предоставлять потребителю качественный продукт.
Елена Алексеева