В нашем городе появится первая домовая церковь XXI века. Часовня заложена в проект жилого комплекса «Зенит» на проспекте Королева. Строится будущий храм по желанию заказчика строительства, директора компании «С.Э.Р.», и при полной поддержке Санкт-Петербургской епархии. К часовне прилагаются жилой дом, торговый комплекс и фитнес-центр.
Фотографию строящегося дома 7 по проспекту Королева в редакцию «Фонтанки» прислали жители Приморского района, потрясенные небывалым зрелищем: между двумя остекленными полукружиями многоэтажного дома выросла сиренево-розовая часовенка, вершина креста доходит примерно до седьмого этажа (на уровне трети здания). Композицию органично дополняет украшающая вход в храм ярко-красная растяжка магазина «Диета-18», компания сообщает о своем открытии в сентябре и приглашает желающих на работу. «Чтобы это значило?» - задается сакраментальным вопросом автор фотографии.
орреспондент «Фонтанки», на которого увиденное тоже произвело сильнейшее впечатление, обратился с аналогичным вопросом в комитет по градостроительству и архитектуре. Где и выяснил — все строится по закону и с полного одобрения властей. Как пояснили в пресс-службе КГА, главного архитектора Петербурга Юрия Митюрева заверили, что городская Епархия поддержала проект этой часовни, а спорить с духовными властями светский архитектор не посмел.
Проект, как выяснила «Фонтанка», и в самом деле получил поддержку духовных властей. Игумен Александр(Федоров) подтвердил через своего секретаря, что часовня не противоречит канонам и вполне допустима. Поэтому Епархия ее строительство разрешила, тем более, что, как понял игумен, о постройке храма просили жители дома. Согласование же светских построек находится вне пределов компетенции Церкви, и никаких комментариев по поводу комплекса в целом от духовного лица получить не удалось.
Правда, у некоторых православных священников совсем иное мнение. "Это - умаление церкви, - заявил "Фонтанке" иерей Алексей Галкин. - В итоге получилось здание, противоречащее всем православным канонам. Нельзя, чтобы крест был ниже окон жилого дома - верующие будут смотреть на Храм снизу вверх". "К тому же из окон могут вылетать всякие предметы, которые будут падать на крест", - прагматично добавляет он.
По информации иерея, проект, представленный на согласование игумену Александру, несколько отличался от реализованного. "Я видел эту работу. - рассказывает он. - Там не было никаких огромных полукружий по бокам, часовня смотрелась очень прилично". "К сожалению, ситуация, когда на согласование представляют один вариант, а строят совершенно другой, сейчас очень распространена", - добавляет Галкин.
В архитектурной мастерской «Простор-Л», которая разработала проект всего жилого комплекса, рассказали, что построить часовню пожелал заказчик. («Ну, не мы же до этого додумались», - мрачно прокомментировали архитекторы, но развивать тему не стали). И еще раз заверили, что Епархия часовню согласовала, а спорить с духовными авторитетами проектировщики тоже сочли неуместным.
Общую концепцию здания с современным вариантом домовой церкви подготовило ООО «Петербургское архитектурное товарищество», ныне реорганизованное. Авторы проекта часовни — архитекторы Александр Шретер и Антон Головин. И они считают, что обсуждать проект пока рано — он еще не закончен, отделка храма не завершена. «На выходе это будет единый комплекс, состоящий из жилого дома, торгового центра и храма», - пояснил Головин. По словам авторов проекта, попасть в церковь смогут все желающие — для них организуют вход со стороны проспекта Королева, для жителей дома предусмотрен еще один путь — вход прямо со стилобата.
Однако, как выяснила «Фонтанка», часовня строится по желанию заказчика, компании «С.Э.Р.», предусмотрена она была еще на стадии проектирования, поэтому о какой просьбе жителей дома было сказано игумену Александру - неясно. Из проектной декларации следует, что площадь храма составляет 92 квадратных метра (для сравнения: площадь торговых помещений в составе жилого комплекса 7196,4 квадратных метра, площадь офисных — 95 квадратных метров, площадь фитнес-центра - 2357,4 квадратных метра). Вторая очередь здания должна быть завершена до конца 2011 года.
Как рассказывают застройщики, идея строительства часовни появилась с самого начала реализации проекта. «Не сказал бы, что это какой-то маркетинговый ход, который помог нам в продаже жилья в жилом комплексе. Скорее это духовная необходимость. В Приморском районе сейчас явный недостаток православных храмов, - поясняет Павел Белоусов, генеральный директор строительной компаний «С.Э.Р.».
Храм построен в честь святителя Мирона, епископа Критского, чудотворца. Все работы и по созданию и по обустройству часовни производятся за счет средств компании «С.Э.Р.». Освящение креста состоялось в мае, проводил его иерей Спасопреображенского собора Владимир Жильцов. Без стоимости внутреннего убранства строительство часовни обошлось в 17,5 миллионов рублей.
Опрошенные «Фонтанкой» ведущие архитекторы города современный опыт создания домовой церкви комментировать отказались категорически, пояснив, что, если, сама по себе, часовня и неплоха, то все здание в целом не имеет к архитектуре никакого отношения. Заказчики считают иначе. На прямой вопрос «Фонтанки», нравится ли заказчикам строительства то, что получилось «на выходе», замгенерального директора компании «С.Э.Р.» Павел Бережной твердо ответил: «Да!. Мне, - подчеркнул он местоимение. — Нравится».
Любопытно, что у многих жителей Приморского района будущая часовня не вызывает никакого отторжения — они считают, что православных храмов в этой части города явно недостаточно, «поэтому пусть будут хотя бы такие». Некоторые даже находят здание комплекса «Зенит» красивым. И не исключено, что дом 7 по проспекту Королева положит начало традиции строительства домовых церквей в современных кварталах Петербурга.
Напомним, что еще в 2007 году представители петербургской Епархии разработали концепцию снабжения православными церквями жителей спальных районов и новостроек. Священник отец Артемий Скрипкин, руководитель молодежного отдела петербургской Митрополии, планировал строить в спальных районах типовые и недорогие храмы «дешевле однокомнатной квартиры». Возможно, такие церкви, уже не "шаговой", а "лифтовой" доступности, еще больше понравятся петербургским священникам.