Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 апреля 2014 09:44      365

Как расконсервировать незаконсервированное

В среду Георгий Полтавченко без особого внешнего пафоса и даже оцепления Исаакиевской площади, как это бывало в прежние времена, выступил со своим ежегодным отчетом в Мариинском дворце. Некоторая образность его речи оживляла в целом далеко не сенсационный текст. Единственная новость, оставшаяся почти незамеченной: губернатор сообщил, что для пополнения бюджета будут «расконсервированы градостроительные проекты в центре города».

Образность губернаторской речи носила характер нашего ответа Чемберлену на «санкции западных стран». Процитировав хорошо подходящих для этого философов Ильина и  Бердяева, Георгий Полтавченко закончил тезисом о том, что в Петербурге ветер с Запада – дело привычное. «У нашего земляка, ленинградского поэта Геннадия Григорьева, есть такие строки: “Мы сняли парус. Идем на веслах. Нам встречный ветер расправил плечи”. Мы будем идти вперед навстречу ветру, как это делали наши предки», – сказал губернатор с такой решимостью,  будто уже видел свою фамилию в списке чиновников, подвергшихся санкциям.

Главная же мини-сенсация – мысль о «расконсервации» строительства в центре – предварялась сообщением, что закончены работы над поправками в главный градозащитный закон – «О границах зон охраны» (он же 820-й закон). «Ситуация заставляет нас ускорить поиски источников роста экономики Петербурга, – сказал Георгий Полтавченко. – Один из самых верных и быстрых способов привлечь дополнительные инвестиции и пополнить бюджет – расконсервировать градостроительные проекты в центре города». Поскольку теперь 820-й закон хорош, можно смело браться за центр, так как «все работы будут вестись на качественно новой правовой основе».

Продать или нет – вот в чем вопрос

По логике, само по себе строительство в центре не может существенно пополнить бюджет. Так как его объемы и налоги, которые от них получит город, какими бы масштабными, в теории, они ни могли быть, все равно несопоставимы с таковыми в новых районах. Заметно пополнить бюджет может продажа земельных участков или принадлежащих городу зданий. Следует ли из слов губернатора, что нас ожидает распродажа городской земли и зданий в историческом центре?

«Я вижу здесь не очень удачно сформулированный тезис о том, что принятие изменений в 820-й закон позволит снять законодательные препятствия к строительству в центре, – сказал «Городу 812» депутат ЗакСа Алексей Ковалев. – Но за разъяснениями лучше обратиться к Оганесяну». В аппарате этого вице-губернатора ожидаемо прокомментировали слова градоначальника именно в том смысле, что бюджет будет пополняться за счет налогов от возобновления строительной деятельности.

«Думаю, это общий посыл: раз мы принимаем исправленный 820-й закон и все будет замечательно, можно  с чистой совестью снимать существующий полунегласный мораторий на градостроительную деятельность в центре, – считает зампред ВООПиК Александр Кононов. – Хотя слово «расконсервировать» – двусмысленное. Я не знаю большого числа проектов в центре, которые были бы законсервированы. Если вернуться к политике Матвиенко, которая проходила под лозунгом “Продадим все, лишь бы была прибыль”, то можно повыгонять всякие учреждения из центра, как у нас любили, и отдать их здания под гостиницы и бизнес-центры. В общем, если любой ценой – то продать можно много чего».
«Продажа зданий и участков, во-первых, не является серьезным способом пополнения бюджета, – сказал “Городу 812” директор центра “Эком” Александр Карпов. – А во-вторых, Оганесян против таких продаж, потому что городу самому остро не хватает земли под инфраструктурные объекты. И доходы от продажи будут несопоставимы с расходами, которые потом возникают. Полагаю, речь идет о налогах. Которые дадут в бюджет новые стройки».

Как теперь будут строить?

Смысл поправок в 820-й закон не столько в том, что они надежно защищают исторический Петербург и теперь за его судьбу можно не опасаться, сколько в том, что до их принятия строительство было юридически невозможно.
Еще во времена Валентины Матвиенко по суду были отменены градостроительные регламенты в зонах охраны. Сначала Смольный делал вид, что все в порядке и жизнь продолжается, но потом градозащитники научились оспаривать в судах один из ключевых документов, необходимый для любого строительства, – градостроительный план земельного участка. Потому что он должен включать в себя регламенты, а регламентов нет. И вот тогда-то выдача новых разрешений на строительство в центре остановилась.

Теперь подготовлены новые градостроительные регламенты, которые включат в 820-й закон, и юридического препятствия для выдачи разрешений на строительство уже не будет. Этим, впрочем, поправки, над которыми давно трудится и продолжает трудиться специальная рабочая группа из экспертов и чиновников, не ограничивается.
Александр Кононов, входящий в эту рабочую группу, оценивает ее результаты как «50 на 50». «Это не будет идеальный вариант закона, обеспечивающий абсолютную защиту, – говорит Кононов. – Какие-то дыры удается заткнуть, но где-то остаются лазейки, которые власть оставляет сознательно, об этом говорится почти откровенно. Например, принципиальная вещь, вокруг которой идет война, – пункт, что при наличии у строящегося объекта особой социальной значимости можно поступиться всеми ограничениями. Этот пункт делался под один-единственный объект – “Охта-центр”, а потом широко применялся к любым объектам, начиная с пятиэтажных домов в Коломягах. Сейчас такой порядок предлагается сохранить, хотя он противоречит федеральному законодательству».

Из позитивных, с точки зрения градозащитников, изменений эксперты называют пункт о том, что будет разрешен не полный снос аварийного исторического здания, а только демонтаж отдельных аварийных конструкций. Теоретически это вообще должно сделать невозможным полный снос здания, так как технологии позволяют отремонтировать даже аварийный фундамент. Диссонирующие объекты в историческом центре, которые можно сносить, теперь должны определяться не КГИОП, а будут поименно перечислены в приложении к закону. Конкретизировано понятие внешнего вида исторического здания, который необходимо сохранять: теперь это не только фасады, но и габариты с лицевым скатом кровли.
Как раз на прошлой неделе на очередном заседании рабочей группы к радости ее градозащитной составляющей было принято решение, что на исторический центр могут не  распространяться требования по обеспечению машиноместами и озеленением реконструируемых домов. То есть если раньше такой дом в центре должен был быть обеспечен парковкой из расчета 1 место на 150 кв. метров жилой площади, то с принятием поправок этого и других подобных требований не будет.

«Это серьезный прорыв, – заявил “Городу 812” Александр Карпов. – Если кто-то хочет реконструировать здание, то ему не нужно делать подземный паркинг, снося перед этим сам дом, чтобы уложиться в требование по машиноместам, и придумывать озеленение на крыше. Копать подземные парковки с учетом того, что нужно удерживать стены соседних домов, безумно дорого. Их копали не по доброй воле. Сейчас инвесторам делается выгодное предложение: если вы сохраняете здание в существующих габаритах, парковку можно не обеспечивать. Живой пример – Литературный дом на углу Невского и Фонтанки. Его снесли именно ради парковки».
Ожидается, что поправки в 820-й закон будут готовы и приняты ЗакСом до каникул. Правда, предварительно их еще должны одобрить в Министерстве культуры.


Антон Мухин
    

Источник: "Город 812"