Петербургские депутаты не открыли 25 января на "Невском пятачке" созданный на личные средства монумент. Он пропал. Во второй половине дня выяснилось, что подарок не похищен, а демонтирован областной администрацией. Формальные причины нашлись. Но накануне праздника, да и приезда президента, распри выглядят странно. А чиновники кивают на загадочные спецслужбы.
Депутаты петербургского Законодательного собрания, приехавшие утром в субботу, 25 января, на "Невский пятачок" в Кировский район Ленинградской области на открытие памятника защитникам Ленинграда испытали эмоции. Гранитного монумента на месте не оказалось. Вместе с парламентариями смешанные чувства охватили и школьников, привезенных из регионов России специально для участия в торжествах, приуроченных к годовщине полного снятия блокады.
Прибывшие по звонку возмущенных депутатов полицейские тоже были растеряны. Вокруг не было ни одного следа покрышек от большегрузного автомобиля, который мог бы увезти 2,5 тонны гранита.
Как рассказали 47news в ООО "Нива" - компании, занимавшейся установкой памятника, он изготовлен из Елизовского красно-коричневого гранита. (Такой же используется для оформления станций метрополитена). По словам представителя компании, заготовка весом около 15 тонн поступила в работу месяц назад. В понедельник, 20 января, монумент был установлен монтажниками на "Невском пятачке", а в среду, 23 января, был принят заказчиком. По словам городского депутата Игоря Коровина, он и его коллеги - Вячеслав Нотяг и Андрей Горшечников, в ноябре 2013 года на личные два миллиона рублей заказали памятник и в течение месяца согласовывали проект и место установки с профильным комитетом правительства Ленобласти.
- Только после получения согласия, мы сделали заказ на изготовление, - заявил Коровин.
В данном случае журналисты смело могут заявить, что даже когда в преддверии чрезвычайно значимого для наших регионов праздника происходят такие события, нам необычайно трудно что-либо выяснить у должностных лиц всевозможных уровней.
Так, дежурный администрации Кировского района Ленобласти, к которому должна стекаться информация о всех происшествиях в районе, попросил время подумать. Перезвонив, он сообщил лишь, что "замглавы по безопасности занимается этим вопросом".
В отличие от рядового, глава Кировского муниципального района Дмитрий Василенко обещания не сдержал - взяв десять минут на раздумья, больше трубку не поднимал.
Через несколько часов всеобщих поисков пропавшего памятника среагировала пресс-служба правительства Ленобласти.
Вице-губернатор области Николай Емельянов, отвечающий за социальную политику, заявил, что "факта кражи монумента нет и быть не может". По словам руководителя, объект был установлен незаконно, поэтому его демонтировали по предписанию департамента охраны культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области.
Несмотря на это, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко дал указание об установке памятника на прежнее место. Но с закрытием его тканью. Тем не менее, в пресс-службе правительства Ленобласти уточняют, что по завершению праздничных дней инициаторы появления монумента должны будут провести все необходимые процедуры в установленном законом порядке. А если этого не произойдет, монумент вновь будет демонтирован.
Единственный, но, наверное, самый важный вопрос, - где физически находится памятник, оставался не прояснённым до второй половины 25 января. Можно сказать, что все участники поисков - от лишившихся монумента городских депутатов до журналистов - искали его по району с пристрастием.
Наконец, стала поступать информация о том, что монумент находится на строительной базе у Ладожского моста через Неву в том же Кировском районе области. Полиция, которая к тому времени уже обнаружила памятник, частично подтвердила и частично опровергла эту новость. По словам сотрудников ОМВД по Кировскому району, памятник был, скорее, спрятан, нежели выброшен. Полицейские нашли его заботливо накрытым и перевязанным.
Предполагая, что администрация Кировского района всё же должна была быть в курсе ситуации, 47news попытался дозвониться до исполняющего обязанности главы администрации района Юрия Ефимова.
Версия, которую он озвучил, оказалась аргументированной, но неожиданной. Из краткого рассказа Ефимова стало ясно, что камень не хотели увозить насовсем. Якобы его временно демонтировали с целью изучения на предмет оскорбительных надписей, нанесённых неизвестными вандалами. И что указание пришло от каких-то спецслужб.
Так как термин "спецслужбы" - вещь расплывчатая, репортёр связался с понятным ему ведомством — УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Разумеется, со службой Защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом, в чьи обязанности входит и такое понятие как "экстремизм".
- Только нас не впутывайте в эту муть. Как вы себе представляете наши приказы убрать памятник? ФСБ тут уж точно не причём, - ответил нам оперативник.
Вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов, которого мы продолжали беспокоить, был менее убедителен. "Вся информация журналистам дана", - несколько раздражённо ответил он.
Не может не радовать только то, что инцидент по сценарию: "город поставил — область сняла" произошел не в день приезда первого лица государства на "Невский пятачок". День приезда ожидается 27 января.
К вечеру глава Кировского района Дмитрий Василенко, долгие часы недоступный для комментариев, всё же откликнулся. "Мне сообщают, что памятник вернули на место, он накрыт тканью, на которой надпись: "Проверено. Опечатано. Не вскрывать", - рассказал он. И добавил, что перед приездом первого лица "проверяют всё".
Всё же, по мнению редакции 47news, версия с невежливыми спецслужбами не очень сочетается с заявлениями о документарных недоработках при согласовании установки монумента.
Напомним события, касающиеся усилий властей достойно отпраздновать памятную дату. В информационном поле звучало несколько инициатив странного характера.
Например, удивило предложение властей выделить 500 билетов на торжественный парад, приуроченный к памятной дате. Притом, что в Санкт-Петербурге и Ленобласти 131 000 человек имеет удостоверение жителя блокадного Ленинграда. На улицах города появились плакаты, из которых следовало, что Ленинград освободили немецко-фашистские войска. Получилась неразбериха с правильным наименованием самого праздника. Вызвало резонанс и подделанное распоряжение городского центра размещения рекламы, который рекомендовал операторам наружной рекламы убрать изображения немецких товаров с улиц города.
Виктор Смирнов, 47news