Руководство и технические специалисты Эрмитажа вместе с сотрудниками КГИОП подробно, от чердака до котельной в подвале, знакомились с состоянием Биржи, которая скоро будет передана музею.
«Город 812» попросил директора Эрмитажа Михаила Пиотровского поделиться впечатлениями и планами относительного нового приобретения.
– Каково состояние здания Биржи?
– Там очень, очень много работы. Поэтому многие от нее отказывались. Надо серьезно укреплять фундамент, закачивать бетон. Надо выводить грибок, менять кровлю, разобраться с трещинами в стенах. Но в восточном крыле Главного штаба, когда мы туда впервые зашли, было хуже. Ситуация в Старой Деревне, когда там стояли одни стены и не было ни копейки на продолжение работ, тоже была хуже. Сейчас у нас пять строек, будет шестая.
– На торцевой западной стене в большом зале разошлись маячки.
– Не сильно. Подобных трещин в Петербурге очень много. Надо работать, а не обсуждать, как это страшно.
– О каких-то сроках завершения реставрации можно говорить?
– Мы еще не получили Биржу. Здание – собственность города, его надо передать в федеральную собственность, а потом нам – в оперативное управление. До этого на городские деньги будут проведены консервационные работы (тендеры уже объявлены), город переведет котельную с угля на газ.
Кроме того, реставрация не приемлет работы к датам. Мы имеем дело с памятником архитектуры и культуры.
– Исторические угольные топки сохраните?
– Конечно.
– Финансирование основных работ по превращению Биржи в Музей государственных символов будет федеральным?
– Больше того, мы думаем, как получить на Биржу специальные статьи расходов.
– Какой будет концепция музея, который можно разместить в Бирже?
– Это будет два тесно связанных между собой пространства. Первое – главный церемониальный зал площадью более 1 тысячи кв. метров. Он предназначен для торжественного вручения наград, приведения военных к присяге и т.п.
По стенам разместим историю развития русского герба в моделях и сменный показ старинных знамен. Они, как графика, не могут выставляться подолгу.
В этом смысле зал будет принадлежать Петербургу и горожанам. Его можно использовать и для конгрессов. Мы предложили проводить в Бирже Международный юридический форум.
– Советские гербы в интерьере, нарушающие историческую архитектуру, сохраните?
– Я бы их оставил, хотя этот вопрос может быть предметом общественного обсуждения.
– А второе пространство?
– Небольшие залы на 2-м и 3-м этажах отводятся под Музей геральдики – история гербов (губернии, города, отдельные знаменитые фамилии), современные гербы, флаги, награды, военная форма и символика. Мы готовили концепцию несколько лет назад для Константиновского дворца, когда открывали там свой Музей геральдики и наград. Но потом у них появились собственные коллекции. Теперь тот опыт пригодится.
Наше ноу-хау: петербургские музеи, прежде всего военные, получат в Бирже «посольские залы», где смогут показывать собственные геральдические коллекции и собрания наград.
Каждый петербургский школьник должен посетить Биржу не меньше двух раз.
– В первый раз посмотреть на гербы, а во второй?
– Первое посещение – для первоклассника, второе – в сознательном возрасте, ближе к выпускному балу.
– А балы в Бирже будут?
– Вряд ли, для этого в Петербурге много парадных дворцов. А вот мест для торжественных церемоний, кроме Смольного, нет.
– Осматривая здание, вы вспомнили стихотворение Бенедикта Лифщица «Биржа», сочиненное в 1915 году, когда торгов там уже не было. Вы за сохранение исторического названия будущего комплекса?
– Лучше ничего не придумать.
– Ростральные колонны вместе с Биржей всегда считались единым комплексом Стрелки Васильевского острова. У вас нет желания взять их себе? Как в случае с Александровской колонной.
– Нет. Во всяком случае, пока – нет.
Вадим Шувалов
Справка
Здание Биржи и две Ростральные колонны построены по проектам Тома до Томона в 1805–1815 годах. Биржа функционировала до Первой мировой войны. В первые советские десятилетия в здании располагались разные организации, одно время – биржа труда. С 1939-го по 2010 год ее занимал Центральный военно-морской музей. Решение о передаче здания Эрмитажу принято в декабре 2013 года. Источники оценивают стоимость реставрационных работ в 4 млрд руб.