Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 ноября 2008 18:26      244

Закон о малом бизнесе: профанация в квадрате

500 квадратных метров и 2 года рассрочки - то, на что может рассчитывать малый бизнес, выкупая помещения. Петербургские депутаты после долгих споров в среду приняли “в целом” скандальный закон о приватизации госимущества предпринимателями. После шокировавших общественность инициатив депутата Терентия Мещерякова, которые бодро приняли во время второго чтения документа, дело в свои руки взял глава комитета по законодательству Виктор Евтухов. Документ изменили с учетом еще и пожеланий губернатора. Но бизнесмены все равно недовольны: они называют закон профанацией. И не без оснований - в сегодняшней процедуре принятия поправок заложен еще один подводный камень.

Обсуждение законопроекта, по традиции, началось с митинга. К депутатам и даже лично к автору нормативного акта Терентию Мещерякову пришли десятки разгневанных предпринимателей. Требуя внести поправки, дающие более широкие права. Они даже подписали обращение, в котором потребовали предоставить на выкуп помещения от 500 и до 1 тысячи квадратных метров для промышленных предприятий.

Бизнесмены по-прежнему требовали рассрочку не менее чем на 5 лет. Собравшись в холле Мариинского дворца, они призвали к ответу Мещерякова. Депутат митингующих не испугался и спустился к ним поговорить. Он пытался объяснить, что ничего страшного парламент не принимает, что документ будет отредактирован, что прав на выкуп будет больше. Но ему уже не верили. Оказалось, что вызвали бизнесмены парламентария, чтобы в очередной раз попросить его уйти в отставку. Но сегодня дело дошло даже до вызова на дуэль: один из бизнесменов бросил Мещерякову в лицо перчатку. К встрече с народным избранником бизнесмены подготовились основательно: купили калошу и горшок с растущими помидорами. Все это добро Мещерякову и вручили. Томатное "дерево", как намек, отметим, было довольно гуманным подарком – обычно помидорами нерадивых народных избранников забрасывают.

Странный презент депутат не оценил. “Это не мой размер”, - ответил он позже корреспонденту “Фонтанки” на вопрос, что он будет делать с калошей. Помидоры вообще решил не брать. На акцию Мещеряков отреагировал то ли с юмором, то ли с обидой. В то время как бизнесмены обвиняли депутата в лоббировании интересов определенных групп крупного бизнеса, парламентарий говорил о “дешевом пиаре” и защите интересов других групп. Требования митингующих остались без внимания. Хотя и без них на тот момент законопроект уже решили корректировать.

Напомним, что инициатором изменений выступил депутат Виктор Евтухов. Еще в минувшую пятницу он ругался на весь ЗакС из-за “корявого” законопроекта, который инициировал Мещеряков. Дело в том, что в прошлую среду сам Евтухов был в отпуске, а выйдя из него, ужаснулся принятым инициативам и предложил все исправить. В частности, увеличить площади выкупных помещений до 500 квадратных метров. Впрочем, эта инициатива не нова. Еще ко второму чтению такую поправку подавала сама губернатор. Но ее предложение было попросту проигнорировано. После сегодняшнего чтения ситуацию исправили кардинально.

Теперь малый бизнес сможет выкупать помещения площадью до 500 квадратных метров (на прошлом заседании депутаты предлагали ограничиться 300 метрами, а Мещеряков и вовсе предлагал 30-50 метров). Также “упразднили” и авансовый платеж – ранее законодатели "советовали" брать с приватизирующих помещения 50% платеж в первые три месяца.

Рассрочку платежа, правда, оставили без изменений - 2 года. Воспользоваться правом выкупа смогут малые предприниматели, которые на момент вступления законопроекта в силу не будут иметь никаких задолженностей по арендной плате, а на момент подачи заявки у них будут погашены все пени и штрафы.

Именно такой вариант закона предлагало городской КУГИ еще в августе. Как отмечал глава комитета Игорь Метельский, при таких условиях выкупом смогут воспользоваться 7 тысяч арендаторов, которые снимают помещения у города не менее 3 лет. Причем бизнесмены могут сами подавать заявки на помещения в КУГИ, сам комитет также может инициировать приватизацию, предлагая арендатору выкупить свою недвижимость.

Важным дополнением, которое депутаты также внесли в закон, стало ограничение по выкупу для помещений, находящихся в разработке у инвесторов. Ранее в документе оговаривалось, что если помещение подлежит реконструкции, реставрации или ремонту с привлечением инвестора и на этот счет есть документы высокой степени готовности, то помещение не подлежит выкупу. Теперь депутаты ограничили срок рассмотрения заявок инвесторов до 1 марта 2009 года. Но бизнес расценил инициативу совсем по-другому.

“Получается, что закон поддерживает инвесторов, а не арендаторов, - возмутилась в беседе с “Фонтанкой” координатор Лиги арендаторов госимущества Яна Боровицкая. - Кроме того, городские власти, похоже, принимая закон, думали только о том, как не потерять доходы в бюджет, а не как оказать поддержку малому бизнесу. Вот и получилось, что закон стал профанацией. Сейчас, во время кризиса, им вряд ли кто-то воспользуется, а город по окончании программы сможет продать эти помещения на торгах”.

“Рассрочка на два года – это слишком мало, - сообщил “Фонтанке” глава Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов. - Мы подсчитали: средний бизнесмен будет вынужден платить по 1-2 миллиона рублей в месяц, чтобы за 2 года выкупить свое помещение. Это неподъемная сумма! Для того, чтобы программа нормально действовала, требуется, как минимум, 4-5 лет рассрочки”.

Такого же мнения и парламентарий ЗакСа Алексей Ковалев. По его мнению, поправка Мещерякова отражает позицию КУГИ и как будто написана под диктовку специалистов этого органа власти. Во-вторых, сейчас помещения, предназначенные для выкупа, либо сдаются по максимальной арендной плате, либо выставляются на аукцион и продаются. “Смольный использует городскую недвижимость для выжимания денег, не учитывая ее социальные функции. А право получения прибыли должно быть передано тем, кто ее зарабатывает”, - считает Ковалев. По его мнению, те, кто не сможет выкупать помещения, пойдут к “большим дядям” или в банки, а в результате попадут в кабалу на долгие годы. Объяснил Ковалев и в чем коррупционность законопроекта в части подготовки сводного заключения. По его словам, это заключение с выводом о возможности или невозможности приватизации помещений составляют чиновники, и в таком случае любой заинтересованный может повлиять на принятие того или иного решения. По мнению Ковалева, бизнесмены должны пойти в Уставный суд и оспорить эти положения документа. Он даже готов поддержать их.

Сами бизнесмены еще не решили, будут ли оспаривать принятый законопроект. Но для того, чтобы судиться, времени у них не так много. Процесс приватизации продлится недолго. Сам закон вступит в силу с 1 января 2009 года. Заявки на выкуп от арендаторов будут принимать до 1 июня 2010 года. В собственность все помещения удастся оформить к 2013 году. Как предполагают эксперты, продав планируемое количество помещений, город лишится ежегодных пополнений в размере до 10 миллиардов рублей. Однако сами бизнесмены уверяют, что провели собственные подсчеты и выяснили, что существенных потерь городской бюджет все же не понесет.

Как прокомментировала “Фонтанке” руководитель отдела оценки «Агентства развития и исследований в недвижимости» Инна Попова, “сегодня городу принадлежит около 4 миллионов кв.м нежилых помещений. Однако, на мой взгляд, будет приватизировано не более 30% от общего объема помещений, находящихся в управлении КУГИ. Кто-то отсеется, поскольку срок договора меньше 3 лет, кто-то не сможет выкупить, поскольку арендует часть помещения, у кого-то сделана незаконная перепланировка, вследствие чего помещение также не попадает под целевую программу.

В целом же, даже на фоне кризиса это предложение интересно для большей доли предпринимателей, которые арендуют помещения. Что касается города, он, вероятно, все же потеряет серьезный источник дохода”.

Напомним, что федеральный закон “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства” (№ 159) был принят Думой 4 июля и подписан президентом страны. Он подразумевает предоставление представителям малого и среднего бизнеса права на льготный выкуп арендуемых ими помещений, находящихся в собственности государства. 159 ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 года. К этому времени все регионы должны определиться с местными рамками предоставления льготного выкупа. Федеральным нормативным актом никаких ограничений не предусмотрено.

Многие уже приняли необходимые поправки. Средняя площадь, предоставляемая на выкуп, – 500 квадратных метров (такой максимум принят в Московской, Ярославской, Архангельской и Кировской областях). Тюменская область разрешила выкупать по 800 кв. метров, но в этом регионе всего чуть более 400 помещений, которые арендуют малые предприниматели. В Брянской области ситуация еще сложнее. Там планку установили на уровне 1 тысячи кв. метров, но в реестре области всего 39 объектов, попадающих под закон. Самые жесткие условия для предпринимателей приняты в Москве. Поскольку столичный рынок недвижимости непомерно велик и под действие нормы попали бы тысячи помещений, городская казна позволила себе “подарить” малому бизнесу не больше 100 кв. метров в рассрочку на 1 год.

Однако подвох этого документа и принятых поправок не только в их содержании. А в процедуре принятия. Как бы это ни было грустно, но принятые в ходе третьего чтения поправки к документу, дающие хоть какие-то послабления, могут оказаться чистой воды профанацией и могут быть вычленены из законопроекта в любой момент.

Дело в том, что по Уставу города в третьем чтении законопроектов можно принимать лишь те поправки, которые устраняют внутренние противоречия проекта закона или его несоответствие законодательству России и Уставу города. Изменения же по сути документа принимать нельзя. И по этому поводу в мае текущего года Уставный суд уже принимал решение. Тогда норма одного из законов Петербурга была отменена только из-за того, что она была принята в рамках третьего чтения. А под критерии допустимых технических поправок совсем не подходила.

Депутатам даже приходилось специально восстанавливать утраченные положения в законе. Спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, комментируя принятие таких поправок к окончательной редакции документа, как будто бы отмахнулся, отметив, что принятые изменения, по его мнению, несущественные. Но по закону налицо совсем другая ситуация.

Маша Могилевская
Александра Медведева
Источник: "Фонтанка.ру"