Минрегионразвития предпринимает вторую попытку реанимировать строительную отрасль, так и не оправившуюся от кризиса. Спустя всего два года ведомство меняет стратегию развития промышленности стройматериалов, поскольку предыдущая оказалась провальной, признал министр регионального развития Игорь Слюняев. На этот раз правительство намерено выдавать предприятиям льготные кредиты и применять механизм ГЧП. Правда, денег на финансирование отрасли, у правительства нет — предлагается привлечь средства населения.
Концепция новой федеральной целевой программы развития промышленности строительных материалов на 2014-2019 годы должна быть разработана до 30 сентября этого года, а предложения о ее детальной разработке — представлены на рассмотрение правительства РФ до 30 ноября 2013 года. Техническое задание и проект приказа для разработки концепции уже готовы. Об этом Игорь Слюняев рассказал 26 июля на заседании президиума коллегии Минрегиона в Смольном.
Это уже вторая попытка министерства «реанимировать» отрасль, так и не оклемавшуюся после кризисного падения. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, предыдущая программа оказалось провальной: она лишь зафиксировала состояние отрасли, но не предложила практических механизмов ее развития. Региональные программы, с помощью которых стратегия должна была реализовываться, и вовсе оказались далеки от реальности.
«Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажет значимое влияние на индустрию строительных материалов, не оправдался. Вместо новых производств возникли локальные монополии, а при подготовке к АТЭС стройматериалы закупались в Китае», - рассказал министр.
С 2008 по 2012 годы по большинству позиций строительных материалов наблюдается падение спроса. По стеновым материалам — на 15 %, по сборным железо-бетонным конструкциям — на 16%, по кровельным материалам — на 33%. Подросли только объемы производства цемента и архитектурного стекла. Предприятия стройиндустрии в своем большинстве используют устаревшие технологи — только 8% из них модернизируют производство. Соответственно, качество продукции оставляет желать лучшего, отметил Игорь Слюняев.
На этот раз, чтобы актуализировать стратегию, правительство решило зайти издалека. Поскольку сейчас из-за хаотичного и нерационального, на взгляд министерства, размещения производственных предприятий транспортные издержки составляют в среднем 18% от стоимости материалов, правительство намерено разработать схему размещения промышленности стройматериалов. Она будет опираться на перспективные планы расселения россиян — правительство намерено поддерживать малонаселенные территории и стимулировать развитие населенных пунктов вдоль границ и побережья, как в Австралии и Канаде, рассказал Игорь Слюняев. Во-вторых, в основу ложится карта размещения природных ресурсов и рынков сбыта. Участвовать в формировании схем смогут и региональные власти — главное, чтобы они учитывали межрегиональные интересы, а не стремились конкурировать с соседями, пояснил министр.
После ее разработки власти намерены стимулировать модернизацию предприятий. В первую очередь, - производящих базовые строительные материалы - цемент, металл, нерудные, кровельные материалы, утеплитель, сборные железо-бетонные конструкции. Сейчас основное препятствие - нехватка «длинных» денег, позволяющих приступать к проектом с длительными сроками окупаемости. Правительство готово предоставлять льготные кредиты и создавать новые заводы по программам ГЧП. К 15 декабря 2013 года Госстрой России должен будет разработать предложения по созданию на условиях государственно-частного партнерства территориальных инновационных кластеров по производству строительных материалов.
Также правительство намерено модернизировать около 200 домостроительных комбинатов по всей стране, а заодно — удешевить строительство дорог и мостов. По расчетам министерства, после модернизации ДСК и заводы ЖБИ должны будут расширить номенклатуру продукции, и конструкции их производства можно будет использовать при возведении федеральных трасс. Например, эти материалы планируется использовать при возведении трассы Москва - Казань, мостового перехода через Лену в Якутии, при модернизации Транссибирской магистрали и возведении объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.
«С помощью такой технологии можно будет построить трассу Москва - Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования и обеспечить удешевление строительства на 20 - 30%», - заявил Игорь Слюняев. Координировать масштабный процесс модернизации ДСК будет специально созданный в структуре министерства центр индустриального домострония. Разработать предложения по его организации Госстрой должен до 15 ноября этого года.
Правда, денег на реализацию этой программы у Минрегиона нет, признал Игорь Слюняев. Поэтому правительство думает о привлечении средств населения. «Необходимо рассмотреть механизм привлечения денег населения под строительные облигации под гарантии государства, накопительную систему для строительства жилья при участии госструктур и саморегулируемых организаций. Это один из хороших дополнительных источников развития строительной отрасли», - предложил Сергей Вахруков, замминистра Минрегионразвития. Предполагается, что доходность новых облигаций будет не ниже других аналогичных ценных бумаг и банковских депозитов.
И вот это — ахиллесова пята всей программы. Опрошенные «Квадрат.ру» эксперты усомнились в реальности запуска такого механизма. Для выпуска облигаций министерству потребуется создать целую финансовую инфраструктуру, включая учреждение новых банков. А ведь на полноценный запуск механизма ипотеки правительству потребовалось около десятка лет — работа над ним началась еще в 1990-х, а полноценно функционировать начал только в середине 2000-х.
Впрочем, это не единственный проект ФЦП, представленный Минрегионразвития на заседании президиума коллегии в Петербурге. Сергей Вахруков предложил создать федеральную целевую программу по реконструкции теплосетей и инфраструктуры водоснабжения, принадлежащих госкомпаниям, для ускорения процесса их приватизации. Необходимость их перехода в частные руки прописана в указе № 600 Владимира Путина от мая 2012 года. Если средства на реконструкцию инженерной инфраструктуры не будут выделены, и приватизация не состоится, ситуация в отрасли будет только ухудшаться, заявил замминистра. Однако, где взять средства еще и на эту программу, Сергей Вахруков не уточнил.
Антонина Асанова, «Квадрат.ру»
Концепция новой федеральной целевой программы развития промышленности строительных материалов на 2014-2019 годы должна быть разработана до 30 сентября этого года, а предложения о ее детальной разработке — представлены на рассмотрение правительства РФ до 30 ноября 2013 года. Техническое задание и проект приказа для разработки концепции уже готовы. Об этом Игорь Слюняев рассказал 26 июля на заседании президиума коллегии Минрегиона в Смольном.
Это уже вторая попытка министерства «реанимировать» отрасль, так и не оклемавшуюся после кризисного падения. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, предыдущая программа оказалось провальной: она лишь зафиксировала состояние отрасли, но не предложила практических механизмов ее развития. Региональные программы, с помощью которых стратегия должна была реализовываться, и вовсе оказались далеки от реальности.
«Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажет значимое влияние на индустрию строительных материалов, не оправдался. Вместо новых производств возникли локальные монополии, а при подготовке к АТЭС стройматериалы закупались в Китае», - рассказал министр.
С 2008 по 2012 годы по большинству позиций строительных материалов наблюдается падение спроса. По стеновым материалам — на 15 %, по сборным железо-бетонным конструкциям — на 16%, по кровельным материалам — на 33%. Подросли только объемы производства цемента и архитектурного стекла. Предприятия стройиндустрии в своем большинстве используют устаревшие технологи — только 8% из них модернизируют производство. Соответственно, качество продукции оставляет желать лучшего, отметил Игорь Слюняев.
На этот раз, чтобы актуализировать стратегию, правительство решило зайти издалека. Поскольку сейчас из-за хаотичного и нерационального, на взгляд министерства, размещения производственных предприятий транспортные издержки составляют в среднем 18% от стоимости материалов, правительство намерено разработать схему размещения промышленности стройматериалов. Она будет опираться на перспективные планы расселения россиян — правительство намерено поддерживать малонаселенные территории и стимулировать развитие населенных пунктов вдоль границ и побережья, как в Австралии и Канаде, рассказал Игорь Слюняев. Во-вторых, в основу ложится карта размещения природных ресурсов и рынков сбыта. Участвовать в формировании схем смогут и региональные власти — главное, чтобы они учитывали межрегиональные интересы, а не стремились конкурировать с соседями, пояснил министр.
После ее разработки власти намерены стимулировать модернизацию предприятий. В первую очередь, - производящих базовые строительные материалы - цемент, металл, нерудные, кровельные материалы, утеплитель, сборные железо-бетонные конструкции. Сейчас основное препятствие - нехватка «длинных» денег, позволяющих приступать к проектом с длительными сроками окупаемости. Правительство готово предоставлять льготные кредиты и создавать новые заводы по программам ГЧП. К 15 декабря 2013 года Госстрой России должен будет разработать предложения по созданию на условиях государственно-частного партнерства территориальных инновационных кластеров по производству строительных материалов.
Также правительство намерено модернизировать около 200 домостроительных комбинатов по всей стране, а заодно — удешевить строительство дорог и мостов. По расчетам министерства, после модернизации ДСК и заводы ЖБИ должны будут расширить номенклатуру продукции, и конструкции их производства можно будет использовать при возведении федеральных трасс. Например, эти материалы планируется использовать при возведении трассы Москва - Казань, мостового перехода через Лену в Якутии, при модернизации Транссибирской магистрали и возведении объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.
«С помощью такой технологии можно будет построить трассу Москва - Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования и обеспечить удешевление строительства на 20 - 30%», - заявил Игорь Слюняев. Координировать масштабный процесс модернизации ДСК будет специально созданный в структуре министерства центр индустриального домострония. Разработать предложения по его организации Госстрой должен до 15 ноября этого года.
Правда, денег на реализацию этой программы у Минрегиона нет, признал Игорь Слюняев. Поэтому правительство думает о привлечении средств населения. «Необходимо рассмотреть механизм привлечения денег населения под строительные облигации под гарантии государства, накопительную систему для строительства жилья при участии госструктур и саморегулируемых организаций. Это один из хороших дополнительных источников развития строительной отрасли», - предложил Сергей Вахруков, замминистра Минрегионразвития. Предполагается, что доходность новых облигаций будет не ниже других аналогичных ценных бумаг и банковских депозитов.
И вот это — ахиллесова пята всей программы. Опрошенные «Квадрат.ру» эксперты усомнились в реальности запуска такого механизма. Для выпуска облигаций министерству потребуется создать целую финансовую инфраструктуру, включая учреждение новых банков. А ведь на полноценный запуск механизма ипотеки правительству потребовалось около десятка лет — работа над ним началась еще в 1990-х, а полноценно функционировать начал только в середине 2000-х.
Впрочем, это не единственный проект ФЦП, представленный Минрегионразвития на заседании президиума коллегии в Петербурге. Сергей Вахруков предложил создать федеральную целевую программу по реконструкции теплосетей и инфраструктуры водоснабжения, принадлежащих госкомпаниям, для ускорения процесса их приватизации. Необходимость их перехода в частные руки прописана в указе № 600 Владимира Путина от мая 2012 года. Если средства на реконструкцию инженерной инфраструктуры не будут выделены, и приватизация не состоится, ситуация в отрасли будет только ухудшаться, заявил замминистра. Однако, где взять средства еще и на эту программу, Сергей Вахруков не уточнил.
Антонина Асанова, «Квадрат.ру»
Источник: "Квадрат.ру"